Шалимова Наталья Игоревна
Применение «данеток» в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
«ПРИМЕНЕНИЕ «ДАНЕТОК» В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ»
Учитель – логопед Шалимова Наталья Игоревна
МБДОУ № 38 п. г. т. Молочный
Сегодня есть много методик для воспитания ребенка всесторонне развитой личностью. Одна из них - ТРИЗ. Что такое может обозначать данная аббревиатура? Это теория решения изобретательских задач.
ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, внимание, память, и конечно, как и любая игра, это отличный способ укрепить дружеские отношения между взрослыми и детьми, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.
Одним из методов ТРИЗ является игра «Данетки», которую я использую на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей и подготовительной группах, а также по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
«Данетки» - это разновидность головоломок-загадок, которые представляют собой описание странных, необычных ситуаций. Как правило, загадка-«Данетка» не содержит четкого вопроса. Эти игры просты по своей сути. При этом они формируют навыки логического мышления.
Цели "Данеток":
- научить детей задавать сильные вопросы,, т. е. такие вопросы, благодаря которым человек открывает новые возможности, находит альтернативные решения
-углублять знания ребенка об окружающем мире, расширяет словарный запас
- учить слушать и быть внимательным
- научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).
- закрепить знания, полученные на занятиях.
Используя дидактическую игру «Данетка», дети учатся задавать вопросы продуктивно-поискового типа.
У игры "Данетка" нет ограничений по возрасту. Эта игра достаточно азартная и интересна детям и взрослым. Вся хитрость в выборе действительно интересного объекта для данной категории играющих. В своей практике я применяю ко всем лексическим темам, а также к темам по изучению звуков и букв, ответ должен быть «да» или «нет».
Лексическая тема «Осень. Изменения в природе»
-Время года весна? (Нет). А может осень? (Да). На дорогах снег лежит? (Нет). Лужи? (Да). Травка Зеленеет? (Нет). Листья желтеют и опадают? (Да). Почки набухают, листья распускаются? (Нет). Птицы с юга возвращаются? (нет). На юг улетают (Да).Тает снег, бегут ручьи? (Нет). Дети купаются (Нет). Загорают? (Нет). Надевают куртки? (Да).
При работе я учитываю индивидуальные особенности воспитанников, и осуществляю индивидуальный подход к каждому из них.
Тема «Звуки «п-пь», буквы Пп»
- Звуки –п-пь- гласные (Нет). Согласные (Да, Звук –п- глухой (Да). Мягкий? (Нет). Звук –пь- мягкий (Да). А может твёрдый (Нет) В слове полотенце первый звук -пь-? (Нет, -п-? (Да). В слове «ручка» есть звук-п-? (Нет, а в слове «пенал» звук -п-в начале слова? (Нет, -пь-? (Да). В слове «папка» звук –п- находится в конце слова? (Нет). Это только примерные вопросы, часто вопросы возникают в процессе работы.
Дети логопедической группы с удовольствием играют в данную игру.
Блеск в глазах, широкая улыбка на лице, положительный результат в освоение образовательной программы вдохновляют на новые открытия, методы, приёмы в работе. «Данетки» делают занятия более разнообразными, интересными. Уважаемые коллеги не бойтесь творить, и вы обязательно увидите колоссальный результат своего творения!