Приложение МААМ

Применение арт-терапии в работе воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Олеся Коновалова
Применение арт-терапии в работе воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

«Применение АТР-ТЕРАПИИ в работе воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

Почему именно арт-терапия? Потому что арт-терапия используется в работе с детьми, по большому счету, не имея противопоказаний. Особенно остро необходимость в ней существует в нашем коррекционном детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи, когда тяжело найти контакт с детьми при помощи только вербального общения. А арт-терапия нравится детям, и им всегда можно подобрать то, что они хотят – будь то рисование, лепка или музыка.

Публикация «Применение арт-терапии в работе воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Арт-терапия- это здоровьесберегающая инновация.

Арт-терапия является совокупностью методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Арт-терапия очень важна для детей с задержкой психического развития, с ограниченными возможностями здоровья. С огромным успехом я использую арт-терапию для детей с тяжелыми нарушениями речи. Она помогает адаптироваться, совершенствует лексико-грамматические средства языка, повышает словарный запас ребенка, учит налаживать социальные контакты с помощью различных игровых и творческих методик.

Арт-терапия :

Пассивная (ребенок «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми) : рассматривает картины, читает или слушает книги, прослушивает музыкальные произведения и т. д.

Активная (когда ребенок сам создает «продукты» творчества) : рисунки, скульптуры, рассказы, театральные постановки и т. д.

Всего существует около 9 видов арт терапии: изотерапия, терапия лепкой, песочная терапия; игротерапия, куклотерапия, сказкотерапия, цветотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, тестопластика.

Остановимся подробнее на некоторых из них, которые в нашей группе активно применяются на практике при работе с детьми.

ИЗОТЕРАПИЯ

Это наиболее простой и доступный вид арт-терапии.

Методов изотерапии существует великое множество:

рисунки пятнами – техника марания,

штриховые рисунки,

изображения на стекле,

рисование пальцами,

оттиски рисунков,

с помощью окружающих предметов – нитками, губками, смятыми бумажками,

рисование под музыку,

метод мандалы – рисование внутри круга. С помощью мандалы ребенок может передать свое настроение и состояние в данный момент.

Мандала-терапия – это, прежде всего, терапия (с греческого – лечение, оздоровление).

Рисование мандал является прекрасным лечением для тех детей, которые подвержены различным страхам. Во время рисования страхи, которые спят глубоко в подсознании, исчезают, так как появляется состояние полного расслабления.

Также в процессе рисования мандал оживает генетическая память и прорабатываются аспекты прошлых воплощений. Приятно наблюдать за изменениями, которые происходят с людьми при работе с мандалами. Налаживаются отношения с детьми, в семье, на работе.

Чем больше соприкасаешься с прекрасным миром мандал, тем больше понимаешь глубину знаний, и область их применения, а в свободное время можно нарисовать ее обычной шариковой ручкой, штрихами с разным направлением и с разной силой нажатия.

Рисование – доступная и весьма интересная и полезная методика. В ней удовлетворяется потребность в творческом самовыражении – проявляется желание ребенка выразить собственные эмоции, мысли, страхи, конфликты и травму символическим образом. Детям, которым трудно разобраться в собственных чувствах и мыслях рисунок может помочь невербально выразить их, разрядить внутреннюю напряженность и дать материал для коррекционной работы.

Еще одно очень важное достоинство методики рисования- повышение самооценки ребенка. Рисунки не оцениваются на «плохой» - «хороший». Воспитатель не должен придавать значение художественным достоинствам рисунка. Поощряется спонтанное, непосредственное творение, так как важен сам процесс. Задача не стоит нарисовать красиво. Это даже противопоказано. Задача выплеснуть, изменить свое плохое состояние! После создания «арт-коллажа», рисунка, должно становиться легко. Свою продуктивную деятельность должен оценивать в первую очередь сам ребенок.

Часто рисование в работе воспитателя используется для усиления группового чувства и для создания внутригрупповых процессов (солидарность, кооперация, соревнование).

Рисунок может быть свободным или тематическим, индивидуальным, выполненным парами или группой. Воспитатель должен стараться быть незаметными, наблюдать за процессом и в случае необходимости оказать помощь.

Часто процесс рисования сопровождается музыкой. Это очень нравится детям.

Я часто вовлекаю детей в процесс совместного рисования, поощряя тем самым тенденции к кооперации. Предлагается выполнение следующих упражнений:

Рисование в парах – при различных формах взаимодействия – в одном случае помогая, а в другом мешая друг другу, когда для рисования имеется только один карандаш.

Круговой рисунок – каждый ребенок рисует на своем листе, по сигналу рисунки передаются по кругу, и дети продолжают рисунок, начатый соседом. По следующему сигналу рисунки вновь передаются, и так продолжается до тех пор, пока они не обойдут круг и рисунок не вернется к хозяину.

«Общий рисунок» - детям дается большой лист бумаги, на котором все могут рисовать вместе, распределив функции, свободный или тематический рисунок.

«Групповой рисунок» - выполняется на большом листе бумаги участниками по очереди: первый начинает, следующий продолжает рисунок и т. д., пока вся группа не примет участия в создании общего рисунка.

Ребята легко проникают духом команды, особенно если перед ними поставить общую цель.

Часто мы включаем в рисунок аппликацию, а иногда сочетаем три метода: рисование, аппликация и рисование пластилином.

Рисование помогает ребенку выразить личностное «Я», обостряет внимание к эмоциям и переживаниям, дает ребенку творческие импульсы, помогает в личностной интеграции и росте, поэтому место и роль этой методики в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи неоценима. В процессе рисования улучшается мелкая моторика, внимательность, усидчивость, воображение, прививается художественный вкус. Ребенок начинает лучше разбираться в собственных чувствах и мыслях, снимается внутренняя напряженность, повышается самооценка, в сочетании с куклотерапией, сказкотерапией корректируются нарушения в развитии ребенка при заикании или других проблемах с речью; повышенной агрессии, тревожности или возбудимости; страхах или фобиях, нервных тиках; психологических травмах; энурезе; легкой форме аутизма.

ПЕСОЧНАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ

Все дети любят играть с песком. Эта терапия помогает детям, пережившим какие-либо стрессы. При работе с песком и водой ребенок проявляет свой внутренний мир, и даже может корректировать определенные стороны своей личности. Работа с песком развивает мелкую моторику и учит ребенка концентрироваться.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Музыкотерапия - метод арт-терапии, основанный на использовании музыки как средства коррекции. Метод широко применяется при коррекции эмоциональных отклонений и развития эмоциональной сферы при индивидуальном и групповом прослушивании музыкальных произведений. Музыка служит средством, способствующим снижению и устранению эмоционального напряжения за счет клинического эффекта воздействия. Так, Альтшулер доказала, что музыка способствует установлению словесного контакта при соответствии эмоциональному тонусу личности. Соответственно должен быть определен правильный подбор музыкальной программы, соответствующий выбору необходимого темпа и тональности музыкальных произведений, для получения сильной эмоциональной реакции. Формирование богатой эмоциональной сферы ребенка достигается за счет вовлечения его в широкий круг музыкальных художественных переживаний.

ПСИХОГИМНАСТИКА

Психогимнастика - является средством оптимизации перцептивной сферы личности посредством применения этюдов и игр, основанных на двигательной экспрессии. Психогимнастика, являющаяся невербальным методом групповой работы, направлена на коррекцию эмоционально-личностной сферы ребенка через выражение эмоциональных состояний и переживаний с помощью движений, мимики и пантомимики.

Задачами психогимнастики являются: снятие эмоционального напряжения, страхов; сокращение эмоциональной дистанции между участниками; развитие способностей к выражению собственных чувств, эмоциональных состояний.

Занятия психогимнастики включают мимические и пантомимические этюды на выражение эмоциональных состояний и социально окрашенных чувств; этюды и игры на выражение отдельных эмоций; психомышечную тренировку на снятие эмоционального напряжения и внушение желательного настроения. Особое значение М. И. Чистякова придает положительным эмоциям. Поэтому все игры и этюды на вызывание выражения эмоций должны обязательно включать эмоции радости, которые являются заключительными для каждого этюда. Полностью занятие заканчивается обучением детей саморегуляции и их успокоением.

СКАЗКОТЕРАПИЯ

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму. Из всего многообразия художественных материалов для чтения – рассказы, повести, романы, стихи, поэмы – в решении проблем агрессивного, неуверенного поведения, принятия своих чувств, мы используем сказки и притчи. Это примеры живой образности речи, способствующие разрешению внутренних конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.

Сказка, как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи. Проблему общего недоразвития речи, детей дошкольного возраста, можно решать через использование сказкотерапии, потому что именно этот возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.

При использовании сказкотерапии в речевом развитии создается коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребенка, происходит совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. При использовании этого метода создается бдагоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка, а так же приобщение к народному творчеству. Дети часто идентифицируют себя с персонажами, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, анализировать различные стороны мыслительных процессов. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.

ТЕСТОПЛАСТИКА

Тестопластика полезна детям с аллергопатологией, гиперактивным

детям, со страхами, тревожностью, а также с агрессией. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии. И, что важно, изделия из теста достаточно прочны и с ними можно играть. Работая с тестом, агрессивный ребенок находит выход своим чувствам, а неуверенный в себе, занимаясь лепкой, учится контролировать ситуацию.

Об эффективности арт -терапии можно судить на основании положительной динамики в развитии и активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Многочисленные данные показывают, что дети с тяжелыми нарушениями речи нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арттерапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.

Таким образом все рассмотренные арт-терапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей посредством развития способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию психоэмоционального состояния ребенка посредством соприкосновения с искусством.

Вывод: сочетая в своей работе разнообразные техники арт-терапии, достаточно быстро можно добиться положительных результатов, так как подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает детям, родителям, педагогам наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.

Публикации по теме:

Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС»Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС» «Применение инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ (ЗПР, рас)» Профстандарт педагога включает в себя требования: владеть профессиональной.

Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» Инновационный проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста». Автор проекта: зав. отделением.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Консультация для педагогов «Основные задачи и механизмы песочной терапии в работе с детьми» Применяя песочную терапию с детьми, следует выделить следующие основные задачи: 1. Возвращение в состояние играющего, творящего свободно.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Песочный световой стол в работе с детьми с нарушениями речиПесочный световой стол в работе с детьми с нарушениями речи Песочный световой стол в работе с детьми с нарушениями речи. Современные условия развития образовательных процессов дали толчок к поиску.

Применение лого-робота «Пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаПрименение лого-робота «Пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Применение «Лого-робот пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Детский сад расширяет возможности каждого ребенка.

Развивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитииРазвивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитии Развивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитии ЦНС и заболеваниями.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение арт-терапии в работе воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 14 марта 2022 в 14:34
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение арт-терапии в работе воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Коновалова (УИ 1359298) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД