Поддубняк
Применение анимации на уроках изобразительного искусства в школе для развития пространственного мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение
1. Актуальность применения анимации на уроках ИЗО
2. Виды деятельности учащихся при создании анимации.
3. Решение педагогических задач средствами анимации
4. Обзор приложения FlipаСlip
5. Процесс создания анимации в приложении FlipaClip
6. Основные термины и понятия
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Применение анимации на уроках изобразительного искусства в школе для развития пространственного мышления» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Мультипликация, анимация. Создаем с детьми мультфильмы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Сегодня где бы мы не находились - живём в большом потоке информации. А мы – учителя составляем конкуренцию этому потоку и получается так, что нам надо быть более подвижными, более конструктивными и наконец, уходить от доски, мела и тряпки.
В данном выступлении хочу рассказать, как изучение анимации влияет на пространственное мышление и как применять техники творчества анимации на уроках изобразительного искусства в школе, для развития пространственного мышления учащихся.
Изобразительное искусство играет огромную роль в становлении личности ребенка, его духовном развитии и формировании его творческих способностей. Знания и умения, приобретенные на этих уроках, помогут сегодняшним ученикам быть конкурентоспособными, грамотными, самодостаточными членами нашего общества. Изобразительное искусство развивает пространственное мышление, оно в свою очередь является одним из видов интеллектуальной деятельности, с помощью которого возможно создание трехмерных образов. Так же подразумевает действия с ними в процессе решения всевозможных задач. Другими словами, это способность
человека представить объект во всех его деталях и проявлениях и каким-либо
образом трансформировать этот объект. Отличие мышления от остальных процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Следовательно, пространное мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи, связанной с мышлением в объеме. То есть можно сказать, что оно направлено на умозрительное воссоздание различных объектов и затем их практического решения.
Проблеме пространственного мышления посвящены работы психологов И. Я. Каплуновича, С. Л. Рубинштейна, Ф. Н. Шемякина, И. С. Якиманской. В этих исследованиях под пространственным мышлением понимается мыслительная деятельность, в результате которой при решении практических и теоретических задач вычленяются пространственные характеристики реальных объектов или их графических изображений (форма, размеры, взаимное расположение и т. п., и на основе этих характеристик создается образ, который в дальнейшем может подвергаться изменениям. Это сложный процесс, куда включаются не только логические (словесные) операции, но и множество перспективных действий, без которых мышление протекать не может. А именно: опознание объектов, представленных реально или изображенных различными графическими средствами. В процессе оперирования образами происходит их воссоздание, перестройка, видоизменение в требуемом направлении. Образы здесь и исходный материал, и основная оперативная единица, и результат мыслительного процесса. Создание пространственных образов, оперирование ими и ориентация в пространстве — основные процессы, которые выделяют психологи в пространственном мышлении.
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ АНИМАЦИИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ШКОЛЕ
Ребята очень часто видят схемы и эти схемы более яркие и красочные и привлекательные, чем простое описание какого-либо процесса или явления. Например, схема фаз движения и роста растения – это близко к анимации и поэтому анимация достаточно актуальная проблема в школе и мы видим как много она может дать им:
1. Формирование ИКТ компетентностей
2. Активизацию инновационной деятельности
3. Анимация может решить
• Личностные запросы и задачи роста ребёнка
• Эмоционально-целостное формирование к окружающему миру
• Культура общения тоже формируется в процессе
• Метапредметные связи решаются
• Самосовершенствование, поднять или разбудить желание у ребёнка участвовать в конкурсах и в творческих мастерских.
На основе многолетних теоретических и экспериментальных исследований по определению сформированности у учащихся пространственных представлений, полноты, чувственности, реальности, науки, в качестве оценочного критерия Н. Д. Мацько предлагает принять следующие умения:
1. Распознавание объекта среди объектов реальной действительности.
2. Распознавание объекта среди изображений.
3. Установление связи между словом, представлением, образом и объектом действительности.
4. Воспроизведение объекта в воображении (представление памяти.)
5. Воспроизведение представления памяти (вербально, графически, как
модель.)
6. Создание нового объекта в воображении (презентация воображения)
7. Воспроизведение представления воображения (вербально, графически,
как модель).
На основе этих навыков также определяются
уровни пространственного представления у учащихся:
1 уровень (Кумулятивный). Накопление и распознавание пространственных признаков и отношений.
2 уровень (репродуктивная). Воспроизведение представления памяти. У ученика развилась способность воспроизводить известные пространственные признаки и отношения (в представлении, устно, на чертеже, в виде модели)
3 уровень (конструктивный). Самостоятельное построение пространственного образа.
4 уровень (интеллектуальный). Ментальная манипуляция пространственными представлениями человека.
Целью изобразительного искусства в школе является формирование у учащихся пространственных представлений, развитие умения воспринимать как реальное, так и воображаемое пространство и ориентироваться в нем.
Одной из задач изобразительного искусства является научить ребят выявлять и обсуждать отдельные свойства предметов или явлений, а не закончить восприятие целостным охватом предмета или явлений т. е из общего уметь выделить частное, а затем обобщить увиденное. Такой анализ можно сделать на примере сравнения абстрактного и реалистичного изображения объекта.
В ходе проведения педагогической работы было выявлено, что процесс обучения изобразительному искусству складывается успешнее с использованием информационных технологий. Учащиеся легче будет усваивать информацию, преподнес нную интересно и являющуюся актуальной для своего времени.
Одним из видов современных информационных технологий является анимация, так как анимация, это нестандартный метод преподавания урока изобразительного искусства, но не менее эффективный и интересный для развития детей. Работа мультипликатора перспективна и прибыльна и поэтому у детей есть стимул учиться.
Изучение анимации способствует активному развитию у школьников динамического пространственного воображения, способствует творческому подходу в решении различных задач, формирует умение анализировать исходные данные, переосмысливать их, повышая познавательную активность учащихся и творческое воображение. Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного) мышления, что реализуется при выполнении творческих работ. Курсы ИЗО у школьников формируют аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и являются основным источником развития статических и динамических пространственных представлений обучающихся.
2. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПРИ СОЗДАНИИ АНИМАЦИИ
Внутри анимации дети могут жить, решая образовательные задачи. Всё это позволяет нам привлечь более разнообразные виды деятельности:
• Игровая
• Коммуникативная
• Продуктивная
• Двигательная
• Чтение художественной литературы
• Познавательно-исследовательская
• Музыкальная
• Художественная
Рассмотрим технологию покадровой анимации. Снимается сцена, затем в не вносятся незначительные изменения, и кадр снимается еще раз, и так, пока не наберется минимум 10 кадров для демонстрации движения. Затем фотографии соединяются на компьютере, и получается мультик в движении. Проводить съ мку лучше на фотоаппарат со штативом, чтобы обеспечить максимальную устойчивость.
Нам нужно для создания анимации :
-фотоаппарат -ПК/скан
-видео -мультимедийный проектор
-штатив -панно
-мольберт -пластилин/бумага
Эволюцию оборудования нам решать не пришлось в школе, т. к. ТЕЛЕФОН очень мобильное устройство, которое даёт нам больше возможностей благодаря простому программному обеспечению, лёгкой установке приложений, читаемости и понимаемое детьми. Дети очень быстро приходят к этому, легко осваивают программу и работают в ней с большим удовольствием.
Данный тип творчества подходит для учеников различного уровня подготовленности. Для каждого ученика, в зависимости от уровня развития его художественно-творческих способностей и пространственного мышления, подбираются разные по сложности задания. Обширность возможностей проведения урока позволяет реализовать право каждого реб нка на овладение компетенциями, знаниями и умениями в индивидуальном темпе, объ ме и уровне сложности. Так, перед средним звеном может быть поставлена задача более детально проработать свой проект.
Процесс пространственного мышления должен включать в себя несколько операций: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация. Умение переводить информацию разными способами:
1. словами (вербальное);
2. графически (чертежи);
3. наглядное изображение (объемное);
4. плоскостное (комплексный чертеж, с вербального в наглядное (объемное, а затем в плоскостное, и наоборот - развивает логическое мышление.
Анимация комбинирует несколько этих способов, что способствует эффективному развитию пространственного мышления. Для создания анимации требуется решение
большого количества мыслительных задач, связанных с перенесением образа из воображения сначала в плоскость, а затем в объем. Чтобы создаваемый учащимся объект был убедительным, ученик должен хорошо понимать, как его объект будет выглядеть в пространстве, все выступающие части и провалы форм. Все это создает саму форму объекта, и то, как на него ложится свет и тень. Например, при создании простой анимации, с движущимся объектом, он не находится в одной плоскости, а поворачивается при движении, будь то летящий мячик или котенок, пьющий молоко. Для правильной передачи движения учащиеся анализируют нахождение объекта в пространстве и саму форму объекта, и то, как располагается на нем рисунок, окрас и как это меняется, таким образом, в процессе создания анимации развивается пространственное мышление. Но пространственное мышление и воображение приобретается не сразу, а вырабатывается в процессе основательного изучения теоретического материала, самостоятельного решения задач и анализа уже решенных задач.
Существует несколько видов создания анимации :
• классическая,
• стоп-кадровая,
• спрайтовая,
• цветовая анимация,
• 3D анимация,
• захват движения.
Все виды имеют разный подход в работе, но для образовательного процесса больше подойдет покадровая анимация, так как она является самой
оптимальной, для знакомства с анимацией, использует многообразие материалов, и не требует большого количества технических средств.
Одна из задач изобразительного искусства в развитии пространственного мышления научить детей видеть целостную картину происходящего, а не только дробные куски сюжета картины.
Анимация дает возможность глубже понять и раскрыть образно-символический потенциал замысла. Благодаря таким присущим ей качествам, как одушевление и раскрытие анимационного образа через движение, она способна придать статичному изображению движение, и превратить образное в пространственное, то есть из представление в голове, реализовать форму в объеме или плоскости. Это вид искусства, представляющий собой движение объектов, созданных художником. Для того, чтобы объекты ожили нужно многократно повторить движение от 10 до 40 нарисованных кадров в секунду, именно тогда и обеспечиться целостное воспроизведение частей.
Был разработан метод нетрадиционного обучения пространственному мышлению, через создание анимации, где исключен рисунок с натуры. Обучение строится на основе воображения, логического построения объектов
на основе базовых теоретических знаний и визуальной памяти. Проверка результатов творчества осуществляется на каждом этапе художественного конструирования и проектирования. Все это обеспечивают положительные
результаты в обучении.
3. РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
СРЕДСТВАМИ АНИМАЦИИ.
Анимация несёт различную направленность, не только историческую, но и воспитательную.
Можно создать мультфильм, который актуально транслировать на экраны в холле школы или в столовой.
Ребята перестали бояться экспериментировать, т. к. анимация открыла новые возможности в мультипликацию и каждый ребёнок себя может почувствовать успешным,
не зависимо от того умеет ли он рисовать или нет, ведь работать над анимацией можно как индивидуально так и в команде, успевая выдавать интересные идеи.
При изучении анимации мы начинаем с основ классической анимации, где мы затрагиваем:
• Режиссуру
• Анатомию
• Рисунок
• Стилистику
• Диалоги/монологи
• Эмоции
Главное правило: чем динамичнее образ, тем привлекательнее персонаж.
Анимация – составление из кусочков и чтобы кусочки составляли единое целое ребятам для большего понимания предложены были несколько упражнений, где они вживались в роль и обращали особое внимание на эмоции и действия человека.
Упражнение № 1. Игра в крокодила «Угадай эмоцию» (без слов и дополнительных предметов, только мимика и жесты) : любопытство, радость, удивление, печаль, отвращение, злость, самодовольство, страх, спокойствие, скромность, робость, злость, страх, глупость, вина, обида, усталость, уныние, веселье, удивление, ужас, покой, грусть, хвастовство, счастье, удовольствие, безразличие, агрессия.
Упражнение № 2. Угости друзей водой (без слов и дополнительных предметов, только мимика и жесты) – ведущий раздает стаканы с подноса всем участникам, после с графина наливает воду и все полощут рот.
Упражнение № 3. Диалог двух букв «И» и «А», где каждый представить назначенной буквы активно использует мимику передавая эмоцию, не используя дополнительных букв или звуков, кроме определённых.
1. Ребятам надо определиться с персонажем, создать, посмотреть на него и проанализировать, для передачи эмоции и характера героя
2. При создании анимации ребята могут утрировать своему персонажу части лица: глаза/рот/нос и т. д., как в шарже, но прежде чем утрировать надо понять, что конкретно необходимо сказать (пример : большой рот значит персонаж болтливый или сжимает губы, щурит глаза.) Прожектор глаз – это трюк для показа зрителям куда именно смотреть. Данные эмоции помогают придать герою специфический окрас, но стоит помнить, что существуют анатомические особенности – верхняя часть черепа не подвижная, а вот нижняя часть (челюсть) может изменяться.
3. Определиться с конструкцией черепа, челюсти и частей лица (глаза, нос, рот, уши)
4. Далее ребята выбирают ключевую позу, учитывают анатомические особенности.
5. Ребята повторили шаржи, строение человека и пропорции лица.
12 принципов анимации были разработаны Диснеем, которые с легкостью можно применять в 2 Д-анимации в таких программах как: флипа клип, хармани, флэш, рав, мохо, рисуем мультфильмы и тд.
4. ОБЗОР ПРИЛОЖЕНИЯ FlipаСlip
С развитием высоких технологий выбор приложения для саморазвития, в наше время, не составляет особого труда. В любой гаджет можно установить понравившееся приложение и начинать обучаться. Рынок цифровых технологий пестрит самыми разными направлениями, например, рисования анимационных персонажей и оживления их с помощью видеоредакторов.
Индустрия анимации очень обширна, интересна и даже волшебна. Все дети обожают смотреть мультфильмы, умеют нафантазировать персонажей и им всегда интересна «закулисье» процесса создания анимации.
Существует огромное количество приложений по созданию анимации, такие как FlipaClip, PicPac, Express Animate, Анимашка и другие. Все эти приложения просты в использовании. Например, приложение «Анимашка» - лёгкий и совершенно бесплатный онлайн-редактор для создания простых мультфильмов, анимированных открыток и флипбуков. С помощью этого приложения можно создать анимацию покадрово, этап за этапом, используя различные инструменты рисования. Копировать, вставлять и удалять кадры фильма, использовать снимки с вебкамеры или камеры планшета/смартфона и украшать фотоснимки нарисованными от руки деталями.
Приложение «PicPac» интересное творческое приложение, которое поможет сделать из фотографий веселые анимированные картинки, или же снять собственный мультфильм при помощи покадровой съемки и наложения самых разнообразных спецэффектов и звука.
В приложении «Express Animate» можно накладывать необходимый текст в кадры и обрабатывать насыщенные переходы. Имеется опция редактирования цветовой гаммы и выделения области картинок. Любой контент, можно преобразовывать в анимации GIF, кроме того, в форматы флеш-роликов и даже видеоклипов. Любителям обработки фотографий, понравится функция объединения изображений в коллажи.
Приложение FlipaClip : мультипликация – это инструмент для рисования. Это мощное и интересное приложение для создания покадровой анимации. Гибкий интерфейс FlipaClip идеально подходит для рисования и анимирования. Интуитивное управление достаточно простое в освоении, но вместе с тем достаточно мощное для воплощения творческих идей.
В этом приложении можно использовать удобный инструментарий для рисования: кисти, лассо, заливка, ластик, фигуры и вставки текста с широким выбором шрифтов абсолютно бесплатно. Можно выбрать размер холста до 1920х1920. Можно создавать покадровую анимацию легко и просто с помощью шлейфа, просмотрщика кадров и сетки. Легко добавляется и редактируется звуковое сопровождение, даже можно записывать голос, создать эффект покадровой отрисовки. Созданные ролики можно сохранить в формате MP4 или GIF и можно ими делиться в любых соцсетях: TikTok, You Tube, Instagram и т. д.
Это очень удобное для саморазвития ребят приложение и главное, доступное. Можно установить бесплатно в android с Play Маркета. Ее уже скачали более 10 млн. раз и пользователи оценивают ее удобство от 4 до 5 звезд.
5. ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ АНИМАЦИИ
В ПРИЛОЖЕНИИ FlipaClip.
Создавать персонажи в приложении очень просто и удобно. Для новичков в приложении FlipaClip есть стартовый ознакомительный ролик по созданию персонажей, очень понятный ребятам, с помощью которого они легко начинают вникать в суть анимирования и втягиваются в процесс рисования персонажей.
Работа начинается с выбора количества кадров в секунду (зависит от того, насколько быстрыми должны быть движения персонажей) и названия проекта. Затем выбирается фон и можно создавать проект. Для удобства рисования есть шаблоны, специальные фигуры (например – круг, кисти, карандаш с возможностью выбора толщины грифеля (мы выбираем 0,20, маркер (прозрачность также регулируется, ластик. Можно вписать текст. Удобно заливать рисунок краской. Можно вставить музыку из имеющегося плей-листа. Каждый кадр рисуется отдельно возможность копирования необходимого фрагмента, каждое движение также.
Таким образом создается короткий фильм (ролик). Весь процесс полностью контролируется ребенком и ограничивается лишь полетом его фантазии. Созданными роликами можно тут же поделиться в соцсетях, в You Tube и других приложениях. FlipaClip очень удобное, максимально простое, в то же время для начинающего аниматора, довольно профессиональное приложение. Каждому ребенку не составит труда овладеть творческим процессом в нем, а созданные ролики будут радовать своей достоверностью и максимальной реалистичностью.
Хочу вам показать несколько анимаций, которые ребята сделали за урок : яркие, подвижные анимации без фраз «я не умею» и «я не хочу»…
-народное творчество
-межпредметные (правила Р. Я. жи/ши)
-математика (счет) пару сереньких платков
-для урока технологии (земледелие, приготовление пищи)
-поведение в столовой, физическая культура
-ОБЖ (пожар, история
6. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ.
У юного мультипликатора также имеются свои термины, основные понятия. Анимация происходит от animate - "оживлять". Вот некоторые из них:
Аниматик- раскадровкa (или лэй-аут, отснятые в хронометраже будущих сцен, с репликами;
Заливка - раскраска фаз в соответствии с заранее созданной цветовой моделью для соответствующего персонажа, слоя и сцены;
Композинг - соединение множества слоев в одно изображение, в т. ч. с применением спецэффектов;
Подгонка - обрезание персонажа там, где он перекрыт элементами фона или нижних слоев;
Раскадровка - разбиение фильма на монтажные планы;
Фазовка - создание промежуточных фаз движения;
Meme animation - это короткие (длительностью обычно не более 3 минут) анимационные ролики, которые направлены в первую очередь на развлечение зрителя;
ОС - это калька с английского Original Character, то есть оригинальный персонаж;
Слайд-шоу –это в основном музыка, на которую в последующем аниматор налаживает своего персонажа.
Вот эти основные понятия, ребенок осваивает самостоятельно в процессе своего саморазвития, т. е. сталкиваясь с неизвестными словами дети способны очень даже хорошо его решать. Они могут спросить у родителя или каким-то образом сами узнают.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сделать вывод, что пространственное мышление – это такой вид мыслительной деятельности, необходимый для решения огромного количества задач из тех, что ставит перед нами наша цивилизация. Все что, требует манипуляций с пространственными структурами – настоящими или воображаемыми, - все виды деятельности, где необходимо анализировать пространственные свойства и отношения, трансформировать исходные структуры и создавать новые, - все это делается при помощи пространственного мышления. Поэтому так важно на уроке изобразительного искусства изучать различные виды анимации для полноценного формирования пространственного мышления. С развитием технологий в школу нужно внедрять новые методы обучения, актуализируя их для настоящего времени. В результате, дети будут лучше оперировать пространственными образами, что благоприятно скажется на их достижениях в изобразительном искусстве и на успеваемости в целом.
Современные цифровые технологии дают ребятам огромные возможности расти и развиваться по своему желанию. В каждом доме имеется компьютер, ноутбук, планшет или хотя бы смартфон с выходом в интернет. Современные дети умеют пользоваться ими лучше многих взрослых, потому что их детство связано с революцией в цифровом мире. Интуитивное мышление, сопоставление и любопытство очень хорошо у них развиты. Они открыты всему новому, впитывают знания как губки и потрясающе самостоятельно находят нужную им информацию, при условии, что им это интересно.
Наш мир, сегодняшняя реальность, диктует нам быть информационно подкованными, уметь пользоваться электронной техникой, идти в ногу со временем и быть грамотным специалистом в цифровом мире. И если отнять у детей желание саморазвиваться через гаджеты, через интернет, запрещая и ограничивая возможности, то как получить в будущем конкурентоспособного специалиста?
Дети, по природе своей любопытны и открыты. Они быстро учатся. А эти приложения помогают нам в развитии наших детей. В саморазвитии детей, через различные приложения, тоже есть очень хороший, положительный эффект.
Литература:
1. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской. с. 97
2. Особенности пространственного мышления учащихся с художественными склонностями: Автореф. канд. дис. 2005г.
3. Мацько Н. Д «Развитие пространственного мышления на уроке композиции в художественной школе». с. 37-40.
4. Тамберг Ю. Г. Развитие творческого мышления детей. Книга школьникам, родителям, учителям. Ч. 1. М. Флинта, 2007. 176 с.
5. Пуанкаре А. Наука и гипотеза М. : Либроком, 2018. 238 с.
6. Уолтер Фостер. "Основы анимации
7. Якиманская И. С. Психологические основы математического образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / И. С. Якиманская. — М. : Издательский
центр «Академия», 2004.-320с.
8.«Анимашка» -рисовать мультики https://animate.space/ru/ (электронный ресурс, дата обращения: 23.11.2020г.)