Лучший педагог года

«Преемственность ДОО с учителями начальной школы в условиях ФГОС»

Екатерина Дедюхина
«Преемственность ДОО с учителями начальной школы в условиях ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №1 «Cветлячок» с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по познавательно – речевому направлению пгт Опарино

Опаринского района Кировской области

Сообщение из опыта работы по теме:

«Преемственность ДОО с учителями начальной школы в условиях ФГОС»

Публикация «„Преемственность ДОО с учителями начальной школы в условиях ФГОС“» размещена в разделах

Выполнила: Дедюхина Е. В.

Воспитатель 1

квалификационной категории

2017год.

«Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений» -

так писал В. А. Сухомлинский о преемственности между дошкольным и начальным обучением.

Школа. Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детских садов с этим словом. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Для того, чтобы он прошёл как можно "мягче", "безболезненно" необходимо тесное сотрудничество детского сада, школы и семьи. Поэтому проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.

Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общего образования? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.

В условиях модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Мнения педагогов и психологов сходятся, что эти навыки формируются с детства.

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Несомненно, преемственность двухсторонний процесс. С одной стороны дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное, как писал Н. Н. Подъяков, сохраняет «радость детства». С другой школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника (а, значит, действительно знает о реальных достижениях дошкольного детства) и развивает (а не игнорирует) накопленный им потенциал.

Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на качества, умения, знания, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

Цель работы: обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

Реализовать единую линию развития детей на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер; воспитание положительного отношения дошкольников к школе.

Задачи:

- согласование целей воспитания, обучения и развития в условиях детского сада и начальной школы;

- выработка общих подходов к организации учебно-воспитательного процесса в подготовительной группе и начальной школе;

- совершенствование форм и методов организации учебно-воспитательного процесса в детском саду и школе с учётом общих возрастных особенностей.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.

2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.

3. Умственные и нравственные способности учащихся.

4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.

5. Развитие коммуникативных умений, т. е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребё нка: инициативность и самостоятельность, уверенность в своих силах, развитость крупной и мелкой моторики, проявление любознательности, способность к волевым усилиям, положительное отношение к себе и другим, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, иметь начальное представление о здоровом образе жизни,проявлять патриотические чувства,ощущать гордость за свою страну, её достижения, обладать элементарным представлениям из области живой природы, математики и т. д.

Организация работы по преемственности между детским садом и школой включала в себя несколько этапов:

1. Подготовительный: составление плана мероприятий совместной деятельности по обеспечению преемственности;

2. Основной:реализация намеченного плана, т. е. организация и проведение запланированных мероприятий в течение всего учебного года.

3. Заключительный: формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для успешной адаптации к начальной школе.

Вся работа проводилась по трё м основным направлениям:

организационная работа с детьми

работа с родителями

- методическая работа

Работа с детьми.

Особое внимание уделяется целенаправленной и систематизированной работе с детьми. Мы выбрали наиболее действенные формы работы с детьми, а именно организация праздника «День знаний», экскурсия в школу, встреча с учениками школы, сюжетно-ролевые игры, кружковая работа и т. д.

Экскурсии в школу, где детей провели по разным кабинетам, разрешили всё попробовать: позаниматься в классе, посидеть за партой, сходить в школьную библиотеку, кабинет медсестры и, конечно, в столовую, производят неизгладимое впечатление на детей, вызывают у ребят желание пойти в школу, резко повышают школьную мотивацию, вселяют уверенность в своих силах, формируют положительный образ о новом месте учебы. После таких экскурсий дети с восторгом рассказывают родителям, как замечательно в школе. Работа с детьми в течение года была направлена на ознакомление дошкольников с понятием «школа». Дети узнали: что такое школа? зачем надо ходить в школу? кто это – учитель? что такое урок, перемена? и т. д. Для поддержания у детей устойчивого интереса мы использовали разнообразные формы работы:

1. Непосредственно образовательная деятельность по областям согласно планированию.

2. Беседы о школе. «Учись, учиться, «Школа вежливости, «В школу», «Школа- наш общий дом», «А зачем ходить в школу» и т. д.

3. Рассматривание картины «Школа» и иллюстраций на школьную тематику.

4. Экскурсии в школу, в школьный музей, библиотеку, кабинет медсестры, столовую, краеведческий музей, на метеостанцию, на АЗС,в пожарную часть, к обелиску.

5. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихотворений.

6. Ознакомление с пословицами и поговорками. «Век живи – век учись» «Грамоте учиться – всегда пригодится», «Долго думал, да хорошо сказал», «Дом без книги- день без солнца», «За всё браться-ничего не сделать», Знание собирается по капле», «Золото добывают из земли, а знания – из книги» и т. д.

7. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.

8. Словесные и дидактические игры на школьную тематику. Игра "Собери портфель в школу" Игра "Урок - перемена" Игра "Тихо - громко" Игра "Я хочу в школу, потому что. " Игра "Что лежит в портфеле?"

9. Сюжетно-ролевая игра «Школа». Сюжетно-ролевая игра "Магазин школьных принадлежностей" игра "Библиотека" игра "Детский сад" и т. д.

10. В группе также оформлена выставка «Наши родители-школьники», «Уголок первоклассника», выставка рисунков «Что я знаю о школе.

Результатом такой работы стало появление у дошкольников интереса к школьному обучению, мотивации на учёбу, сформировалось положительное отношение к школе, учителю.

Работа с родителями.

Особое внимание при подготовке детей к школе мы уделяем работе с родителями. В нашем учреждении ведется тесное и активное сотрудничество с семьей с самого первого дня поступления ребенка в детский сад. Работа с родителями предусматривает поддержание и сохранение партнерских, конструктивных отношений. Мы считаем, что необходимо вести работу, направленную на повышение компетенции, на формирование единства взглядов родителей по вопросу подготовки к школе.

Считаем необходимым проводить цикл мероприятий по обеспечению преемственности, которые познакомят родителей с требованиями школы, с педагогическими, психологическим и медицинскими аспектами готовности ребенка: В начале года было проведено анкетирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка.

• Специально для родителей была оформлена папка "Скоро в школу", где они могли найти полезную информацию.

В течение года были организованы консультации для родителей по следующим темам: «Трудности адаптации ребенка к школе и пути их преодоления», «Гармония общения – залог психического здоровья», «Режим будущего школьника», «Портрет первоклассника» и др.

• Нами составлены памятки для родителей «Скоро в школу», буклеты «Советы родителям будущих первоклассников», «Скоро в школу», в которых даются советы и рекомендации по развитию и воспитанию дошкольников в целях их успешной подготовки к школе.

• Были проведены два родительских собрания. В ноябре 2016 года педагоги пригласили учителей на общее родительское собрание на тему: «Наша школа : традиции, достижения, на котором родителей будущих первоклассников познакомили с воспитательно-образовательной работой школы.

А в марте прошло общее родительское собрание в форме круглого стола на тему: «Подготовка детей к обучению в 1-м классе», на котором рассматривались вопросы готовности детей к школьному обучению, что должен знать и уметь ребёнок перед поступлением в школу.

.

• И в течение всего года проходили индивидуальные встречи родителей с будущими учителями.

Провели праздники «День Матери», «А ну-ка бабушки», «Праздник 8Марта», «День здоровья» и т. д.

Методическая работа.

Методическая работа в системе «детский сад – школа» была направлена на плодотворное сотрудничество воспитателей, учителей, детей и родителей. Учителя школы имели возможность ближе познакомиться с формами и методами работы, которые используются в детском саду, узнать основные требования программы, по которой работает ДОУ, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке. А воспитатели детского сада лучше познакомиться с программами для детей 1 класса, узнать основные направления работы учителей начальных классов, увидеть своих выпускников на уроках в школе.

Для воспитателей детского сада и учителей начальной школы были организованы и проведены совместные мероприятия (круглый стол «Развитие коммуникационной компетентности, как условие преодоления дезадаптации при переходе из ДОУ в школу», обмен мнениями «Роль чтения в развитии дошкольника и ученика первого класса», педагогический совет «Осуществление единого подхода при формировании у детей гигиенических навыков и воспитания культуры поведения», семинар-практикум «Развитие творческих способностей детей в ДОУ и школы», круглый стол «Воспитание патриотизма у детей дошкольного и младшего школьного возраста», семинар «Об эффективности совместной работы учителей школы и воспитателей ДОУ по подготовке детей к школе», проводились дни открытых дверей, открытые просмотры. Учителя имели возможность посетить занятия в подготовительной группе детского сада, а воспитатели вместе с воспитанниками уроки в школе.

Также в рамках данной работы состоялись: совместная выставка творческих работ «Моя мама лучше всех», «Я как папа стать хочу», «Каждый ребёнок имеет право», единый День здоровья. Каждое такое совместное мероприятие вызывало у наших воспитанников восторг, удивление, радость и желание учиться в школе.

Такая работа по преемственности определяет следующие результаты:

-повышается компетентность родителей;

-открытый диалог в рамках сотрудничества (родители-воспитатели-учителя;

-безболезненная адаптация детей в 1 класс;

-формирование мотивации детей;

Анализ проведённой работы подтверждает правильность выбранных направлений в решении преемственности между детским садом и школой. Они актуальны, помогают понять воспитателю и учителю друг друга, а нашим детям – войти в школьный мир безболезненно и спокойно.

___

Используемая литература:

1. Пособие для педагогов и родителей О. М. Дьяченко,Н. Ф Астаськова, А. И. Булычёва и др. :Мозаика-Синтез,2008г.

2. Готовы ли дети учиться? Комплект материалов для диагностик детей предшкольного возраста Часть -М : Чистые пруды,2010г М. Аромштам, Е. Володина.

3. Готовим пальчики к письму: развивающая программа по подготовке к школе Е. А. Максимова и др/ : Обруч 2011г.

4. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников :Методическое пособие/Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубова: под редакцией Е. П. Арнаутовой. :ТЦ Сфера,2006-(Приложение к журналу и Управление ДОУ»).

5. Они пойдут в школу Брагина В. Д. и др. Под редакцией В. Г Маралова 1991год.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОО в условиях реализации ФГОС до «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОО в условиях реализации ФГОС ДО». В условиях реализации ФГОС ДО в сфере дошкольного.

Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и.

Мастер-класс на муниципальный семинар-практикум «Преемственность между детским садом и начальной школой» Мастер-класс Тема: «Развитие речи и приобщения к художественной литературе дошкольников». Цель: Повышение профессионального мастерства и.

Преемственность детского сада и школы.Преемственность детского сада и школы. В рамках преемственности детского сада со школой дошкольники подготовительной группы «Г» «Весёлые леопардики» в гости пригласили ученицу.

Преемственность детского сада и школы «Веселые старты»Преемственность детского сада и школы «Веселые старты» 3 марта 2017г. в рамках взаимодействия МБДОУ «Детский сад №4 «Ласточка», МБДОУ «Детский сад №2 «Светлячок» и СОШ №5 состоялись соревнования.

Преемственность в работе педагога ДОУ и школы в условиях реализации ФГОС Школа всегда была для детского сада «старшим братом», на которого равнялись, у которого учились, с которого брали пример. И порой подготовка.

Проект «Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС»Проект «Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС» Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни,.

Проект «Преемственность между начальной и средней ступенями обучения как условие успешности и развития школьников» Актуальность На современном этапе развития образования традиционный подход к вопросу преемственности между начальным и основным этапами.

Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС доо «Человека нельзя “сделать”, “произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить.

Стимулирующее оборудование предметно-пространственной среды в группах ДОО в условиях ФГОС до ФГОС ДО подчеркивает априорность разнообразия детей, социо-культурных условий их жизни, разнообразие темпов развития и достижений. Индивидуализация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Преемственность ДОО с учителями начальной школы в условиях ФГОС»
Опубликовано: 20 сентября 2017 в 19:03
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Преемственность ДОО с учителями начальной школы в условиях ФГОС»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Дедюхина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД