Екатерина Дедюхина
«Преемственность ДОО с учителями начальной школы в условиях ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №1 «Cветлячок» с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по познавательно – речевому направлению пгт Опарино
Опаринского района Кировской области
Сообщение из опыта работы по теме:
«Преемственность ДОО с учителями начальной школы в условиях ФГОС»
Публикация «„Преемственность ДОО с учителями начальной школы в условиях ФГОС“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Выполнила: Дедюхина Е. В.
Воспитатель 1
квалификационной категории
2017год.
«Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений» -
так писал В. А. Сухомлинский о преемственности между дошкольным и начальным обучением.
Школа. Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детских садов с этим словом. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Для того, чтобы он прошёл как можно "мягче", "безболезненно" необходимо тесное сотрудничество детского сада, школы и семьи. Поэтому проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.
Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общего образования? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.
В условиях модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Мнения педагогов и психологов сходятся, что эти навыки формируются с детства.
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Несомненно, преемственность двухсторонний процесс. С одной стороны дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное, как писал Н. Н. Подъяков, сохраняет «радость детства». С другой школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника (а, значит, действительно знает о реальных достижениях дошкольного детства) и развивает (а не игнорирует) накопленный им потенциал.
Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на качества, умения, знания, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
Цель работы: обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Реализовать единую линию развития детей на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер; воспитание положительного отношения дошкольников к школе.
Задачи:
- согласование целей воспитания, обучения и развития в условиях детского сада и начальной школы;
- выработка общих подходов к организации учебно-воспитательного процесса в подготовительной группе и начальной школе;
- совершенствование форм и методов организации учебно-воспитательного процесса в детском саду и школе с учётом общих возрастных особенностей.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.
2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
3. Умственные и нравственные способности учащихся.
4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
5. Развитие коммуникативных умений, т. е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребё нка: инициативность и самостоятельность, уверенность в своих силах, развитость крупной и мелкой моторики, проявление любознательности, способность к волевым усилиям, положительное отношение к себе и другим, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, иметь начальное представление о здоровом образе жизни,проявлять патриотические чувства,ощущать гордость за свою страну, её достижения, обладать элементарным представлениям из области живой природы, математики и т. д.
Организация работы по преемственности между детским садом и школой включала в себя несколько этапов:
1. Подготовительный: составление плана мероприятий совместной деятельности по обеспечению преемственности;
2. Основной:реализация намеченного плана, т. е. организация и проведение запланированных мероприятий в течение всего учебного года.
3. Заключительный: формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для успешной адаптации к начальной школе.
Вся работа проводилась по трё м основным направлениям:
организационная работа с детьми
работа с родителями
- методическая работа
Работа с детьми.
Особое внимание уделяется целенаправленной и систематизированной работе с детьми. Мы выбрали наиболее действенные формы работы с детьми, а именно организация праздника «День знаний», экскурсия в школу, встреча с учениками школы, сюжетно-ролевые игры, кружковая работа и т. д.
Экскурсии в школу, где детей провели по разным кабинетам, разрешили всё попробовать: позаниматься в классе, посидеть за партой, сходить в школьную библиотеку, кабинет медсестры и, конечно, в столовую, производят неизгладимое впечатление на детей, вызывают у ребят желание пойти в школу, резко повышают школьную мотивацию, вселяют уверенность в своих силах, формируют положительный образ о новом месте учебы. После таких экскурсий дети с восторгом рассказывают родителям, как замечательно в школе. Работа с детьми в течение года была направлена на ознакомление дошкольников с понятием «школа». Дети узнали: что такое школа? зачем надо ходить в школу? кто это – учитель? что такое урок, перемена? и т. д. Для поддержания у детей устойчивого интереса мы использовали разнообразные формы работы:
1. Непосредственно образовательная деятельность по областям согласно планированию.
2. Беседы о школе. «Учись, учиться!», «Школа вежливости!», «В школу», «Школа- наш общий дом», «А зачем ходить в школу» и т. д.
3. Рассматривание картины «Школа» и иллюстраций на школьную тематику.
4. Экскурсии в школу, в школьный музей, библиотеку, кабинет медсестры, столовую, краеведческий музей, на метеостанцию, на АЗС,в пожарную часть, к обелиску.
5. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихотворений.
6. Ознакомление с пословицами и поговорками. «Век живи – век учись» «Грамоте учиться – всегда пригодится», «Долго думал, да хорошо сказал», «Дом без книги- день без солнца», «За всё браться-ничего не сделать», Знание собирается по капле», «Золото добывают из земли, а знания – из книги» и т. д.
7. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.
8. Словесные и дидактические игры на школьную тематику. Игра "Собери портфель в школу" Игра "Урок - перемена" Игра "Тихо - громко" Игра "Я хочу в школу, потому что. " Игра "Что лежит в портфеле?"
9. Сюжетно-ролевая игра «Школа». Сюжетно-ролевая игра "Магазин школьных принадлежностей" игра "Библиотека" игра "Детский сад" и т. д.
10. В группе также оформлена выставка «Наши родители-школьники», «Уголок первоклассника», выставка рисунков «Что я знаю о школе.
Результатом такой работы стало появление у дошкольников интереса к школьному обучению, мотивации на учёбу, сформировалось положительное отношение к школе, учителю.
Работа с родителями.
Особое внимание при подготовке детей к школе мы уделяем работе с родителями. В нашем учреждении ведется тесное и активное сотрудничество с семьей с самого первого дня поступления ребенка в детский сад. Работа с родителями предусматривает поддержание и сохранение партнерских, конструктивных отношений. Мы считаем, что необходимо вести работу, направленную на повышение компетенции, на формирование единства взглядов родителей по вопросу подготовки к школе.
Считаем необходимым проводить цикл мероприятий по обеспечению преемственности, которые познакомят родителей с требованиями школы, с педагогическими, психологическим и медицинскими аспектами готовности ребенка: В начале года было проведено анкетирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка.
• Специально для родителей была оформлена папка "Скоро в школу", где они могли найти полезную информацию.
• В течение года были организованы консультации для родителей по следующим темам: «Трудности адаптации ребенка к школе и пути их преодоления», «Гармония общения – залог психического здоровья», «Режим будущего школьника», «Портрет первоклассника» и др.
• Нами составлены памятки для родителей «Скоро в школу», буклеты «Советы родителям будущих первоклассников», «Скоро в школу», в которых даются советы и рекомендации по развитию и воспитанию дошкольников в целях их успешной подготовки к школе.
• Были проведены два родительских собрания. В ноябре 2016 года педагоги пригласили учителей на общее родительское собрание на тему: «Наша школа : традиции, достижения, на котором родителей будущих первоклассников познакомили с воспитательно-образовательной работой школы.
• А в марте прошло общее родительское собрание в форме круглого стола на тему: «Подготовка детей к обучению в 1-м классе», на котором рассматривались вопросы готовности детей к школьному обучению, что должен знать и уметь ребёнок перед поступлением в школу.
.
• И в течение всего года проходили индивидуальные встречи родителей с будущими учителями.
Провели праздники «День Матери», «А ну-ка бабушки», «Праздник 8Марта», «День здоровья» и т. д.
Методическая работа.
Методическая работа в системе «детский сад – школа» была направлена на плодотворное сотрудничество воспитателей, учителей, детей и родителей. Учителя школы имели возможность ближе познакомиться с формами и методами работы, которые используются в детском саду, узнать основные требования программы, по которой работает ДОУ, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке. А воспитатели детского сада лучше познакомиться с программами для детей 1 класса, узнать основные направления работы учителей начальных классов, увидеть своих выпускников на уроках в школе.
Для воспитателей детского сада и учителей начальной школы были организованы и проведены совместные мероприятия (круглый стол «Развитие коммуникационной компетентности, как условие преодоления дезадаптации при переходе из ДОУ в школу», обмен мнениями «Роль чтения в развитии дошкольника и ученика первого класса», педагогический совет «Осуществление единого подхода при формировании у детей гигиенических навыков и воспитания культуры поведения», семинар-практикум «Развитие творческих способностей детей в ДОУ и школы», круглый стол «Воспитание патриотизма у детей дошкольного и младшего школьного возраста», семинар «Об эффективности совместной работы учителей школы и воспитателей ДОУ по подготовке детей к школе», проводились дни открытых дверей, открытые просмотры. Учителя имели возможность посетить занятия в подготовительной группе детского сада, а воспитатели вместе с воспитанниками уроки в школе.
Также в рамках данной работы состоялись: совместная выставка творческих работ «Моя мама лучше всех», «Я как папа стать хочу», «Каждый ребёнок имеет право», единый День здоровья. Каждое такое совместное мероприятие вызывало у наших воспитанников восторг, удивление, радость и желание учиться в школе.
Такая работа по преемственности определяет следующие результаты:
-повышается компетентность родителей;
-открытый диалог в рамках сотрудничества (родители-воспитатели-учителя;
-безболезненная адаптация детей в 1 класс;
-формирование мотивации детей;
Анализ проведённой работы подтверждает правильность выбранных направлений в решении преемственности между детским садом и школой. Они актуальны, помогают понять воспитателю и учителю друг друга, а нашим детям – войти в школьный мир безболезненно и спокойно.
___
Используемая литература:
1. Пособие для педагогов и родителей О. М. Дьяченко,Н. Ф Астаськова, А. И. Булычёва и др. -М:Мозаика-Синтез,2008г.
2. Готовы ли дети учиться? Комплект материалов для диагностик детей предшкольного возраста Часть -М : Чистые пруды,2010г М. Аромштам, Е. Володина.
3. Готовим пальчики к письму: развивающая программа по подготовке к школе Е. А. Максимова и др/ -М: Обруч 2011г.
4. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников :Методическое пособие/Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубова: под редакцией Е. П. Арнаутовой. -М:ТЦ Сфера,2006-(Приложение к журналу и Управление ДОУ»).
5. Они пойдут в школу Брагина В. Д. и др. Под редакцией В. Г Маралова 1991год.