Елизавета Пономарёва
Предупреждение отклонения развития слухового восприятия у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Психическое развитие дошкольников тесно связано с чувственным познанием окружающего мира. Процесс отражения его звукового свойства и формирования звуковых образов лежит в основе слухового восприятия, которое даёт возможность «озвучить» происходящее, обогатить представления о свойствах предметов и явлений жизни, развить речь.
Слуховое восприятие-это, прежде всего средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми.
Публикация «Предупреждение отклонения развития слухового восприятия у дошкольников» размещена в разделах
Развитие навыка слухового восприятия речи представляет собой сложный процесс, который неразрывно связан с развитием всей познавательной деятельности ребёнка, накоплением им жизненного опыта, усвоением языка, формированием произношения.
Однако не всегда этот процесс протекает естественно, спонтанно. Иногда у детей дошкольного возраста отмечается недостаточный уровень развития слухового восприятия. Это может быть обусловлено:
- возрастными особенностями формирования слухового восприятия;
- педагогической запущенностью, дефицитом общения с ребёнком;
-эмоциональными, интеллектуальными, речевыми нарушениями.
Проявления отклонений в развитии слухового восприятия могут быть различными:
1. Трудности слухового внимания и сосредоточения.
Они не реагируют на такие звуки, не выделяют один звук на фоне других. (Выделить звук «А» из потока звуков И, О, А, С, У, Х, Щ, А и т. д.) У детей могут отмечаться замедленные реакции на различные бытовые звуки. Эти дети плохо сосредотачиваются на звуковой стороне речи, в следствии чего иногда не различают близкие по звучанию слова (сова-софа, козы-косы, переспрашивают, неадыкватно понимают читаемые взрослым тексты, из-за не правильног или не точного восприятия на слух отдельных слов (чаще всего предлогов и других служебных слов, не внимание к эмоциональной стороне речи. Определённые проблемы возникают и в процессе восприятия музыки. Ребёнок не сосредотачивается на её слушании, и он не оказывает на него должного эмоционального и эстетического воздействия.
2. Трудности слухового восприятия устной речи, связанные с несформированностью фонематического слуха.
Такие нарушения фонематического слуха обуславливают неточность восприятия слов близких по звуковому составу (кот-ком) и различающихся по звонкости-глухости (банка-палка). Сложными дифференциации и воспроизведения оказываются шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) и свистящие (С, З, Ц). Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения. Ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения, а именно грамоте, чтению и письму.
Итак, развитие слухового восприятия является одной из важных задач познавательного развития дошкольника, служит основной формирования речи коммуникации, является средством регуляции поведения ребёнка.
Поэтому работа по развитию слухового восприятия должна включаться в различные виды деятельности детей, а так же проводиться в виде специальных игр и упражнений на всех видах занятий.
Для проведения коррекционно-педагогической работы по развитию слухового восприятия важно создать определённые условия.
Развивающая предметная среда в группе должна включать :
-музыкальные игрушки;
-звучащие сюжетно-образные игрушки;
-дидактические игры со звуковыми сигналами;
-аудиокассеты с записями художественных текстов и детских песен.
Важно понимать, что само по себе наличие звучащих предметов и игрушек в группе ничего не значит.
Одна из задач воспитателя-научить ребёнка слушать звучание предметов, природы, улицы. Эта работа должна быть тесно связана с познанием окружающего, формированием звуковых образов предметов и явлений в природе.
Развитие слухового внимания к окружающем звукам и понимание ребёнком их значения необходимо обеспечивать, прежде всего в повседневной жизни-в быту. На прогулках. Воспитатель может предложит детям послушать звуки «вокруг», это шум транспорта, стук и скрип двери, голоса людей, шелест листвы, пение птиц, жужжание насекомых и т. д.
Такая, на первый взгляд не заметная работа научит детей слушать и слышать. И в дальнейшем сформирует навыки для чтения и письма.