Анна Рожкова
Предметно-развивающая среда по нравственно-патриотическому воспитанию с учётом регионального компонента
▼ Скачать + Заказать документы
Социальный заказ государства на воспитание человека — образованного, нравственного, обладающего чувством ответственности за судьбу страны — нашел свое отражение в государственных документах — Федеральной программе развития образования, концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации,
государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ».
Публикация «Предметно-развивающая среда по нравственно-патриотическому воспитанию с учётом регионального компонента» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2023
Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Перед дошкольными организациями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств : основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Это процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, гордящегося достижениями своего народа. Для того, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, необходимо включать и региональный компонент в образовательный процесс.
Педагогическая работа по использованию регионального компонента предусматривает обогащение содержания образовательной среды сведениями о родном крае. Работа педагога в данном направлении включает в себя ознакомление детей с народными играми, старинными праздниками и ремеслами, знакомство с бытом народа.
Приобщение детей к традициям родного края немаловажный компонент патриотического воспитания. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать свои чувства и поступки.
Как и любое воспитательное воздействие на ребёнка, формирование патриотических чувств использует методы наглядности, словесные методы и другие. Создание хорошо оформленного патриотического уголка поможет воспитателю в решении этой сложной, многокомпонентной задачи.
Слайд 2: Как и любая другая составляющая предметно-развивающей среды детского сада, патриотический уголок должен соответствовать требованиям ФГОС:
• Соответствие оснащения возрасту и потребностям детей данной возрастной группы.
• Возможность видоизменения в зависимости от обучающей ситуации.
• Многофункциональность, заключающаяся в возможности применения разных составляющих для моделирования обстановки для всестороннего развития детской активности.
• Возможность вариативности — создание условий для игр, моделирования, конструирования, игр в одиночку.
• Безопасность, надёжность и высокое качество используемых материалов.
• Использование этих материалов в ОД.
По каким направлениям подготавливается информационная база для патриотического уголка
• Знания о государстве.
• Информация о родном крае (области, автономии).
• Изучение народных традиций и культуры.
• Малая родина — дом, где мы живём.
• Семья — самое важное в жизни.
Особенности подборки материала в зависимости от возраста детей.
Младший дошкольный возраст
Основная цель работы в младшем дошкольном возрасте - ознакомление с ближайшим окружением.
1. В уголке рекомендуется размещать материал по социально - нравственному воспитанию :
• взрослые люди – родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид - иллюстрации, тематические папки, дидактические игры;
• семья - подбор иллюстраций, тематических папок, изображающих семью, членов семьи в отдельности показывающих взаимоотношения членов семьи - заботливое отношение, совместные действия, семейный фотоальбом группы;
• дом, в котором ты живешь, - фотографии, иллюстрации разных архитектурных строений, различающихся по размеру, внешнему виду, материалу, назначению;
• ребенок и сверстники – подбор иллюстраций, тематические папки о детях - девочки, мальчики, игры детей, дети в разных ситуациях, дети трудятся, занимаются и т. д. ;
• эмоциональные состояния- тематические папки, иллюстрации, иллюстрации, показывающие различные эмоциональные состояния взрослых и детей, пиктограммы;
• поведение детей – тематические папки, иллюстрации, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу "Хорошо - плохо", "Так можно делать, а так нельзя", этикет.
2. Материал для знакомства детей с «малой родиной» (детским садом, близлежащими улицами. родным городом) – фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, тематических папок, различные макеты - группы, детского сада, улицы или микрорайона, на котором расположен детский сад. Упор делается на использование макетов. Иллюстрации красоты и природного богатства родного края.
3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры – предметы старины, русские игрушки (различные куклы-закрутки из соломы, ткани разных видов, ниток, кожи и т. д. ; куклы из деревянных чурбаков, обереги, предметы народного декоративно – прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка. Работа по дереву и пр.) , куклы в национальных костюмах.
4. Художественная литература по фольклору (песни, потешки, сказки и т. д.).
Средний дошкольный возраст
Работа ведется по направлениям: моя семья, мой детский сад, мой город (посёлок) и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры.
1. В уголке пополняется материал по социально-нравственному воспитанию : семейные праздники и традиции, художественная литература нравственной тематики.
2. Материал для знакомства детей с «малой родиной» - детским садом, близлежащими улицами, родным городом (посёлком, его знаменитыми жителями, достопримечательностями посёлка, его транспортом, архитектурой, профессиями, характерными для жителей малой родины. Сравнение понятий «город - село». Это могут быть фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, подбор открыток, тематических папок, различные макеты - группы, детского сада или микрорайона, в котором расположен детский сад. Могут быть представлены материалы об истории возникновения посёлка (города).
3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры – предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно - прикладного искусства, различные макеты (крестьянские избы, комнаты - горницы, крестьянского подворья, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.
4. Художественная литература по фольклору – сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.
5. Элементы государственной символики – флаг, герб.
6. Элементы областной символики – флаг, герб.
7. Элементы муниципальной символики - флаг, герб города, промышленных предприятий.
8. Материал для ознакомления с защитниками Отечества - подбор иллюстраций, тематические папки.
Старший дошкольный возраст
Основные направления работы - ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организации жизни детей по народному календарю
1. Моя семья – семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему «Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево».
2. Родной город (посёлок)– иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы: «История возникновения посёлка», «Наука, образование и культура», «Знаменитые земляки», «В годы Великой Отечественной войны», «Наше духовное наследие»,
«Достопримечательности», «Архитектура», «Спорт», символика города (псёлка) (флаг, герб). Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города).
3. Мой край – символика области, карта области, материал, знакомящий детей со славой и достижениями области (города области, чем знамениты, промышленность и сельское хозяйство).
4. Родная страна – карта России (хорошо, если это будет детская карта России, которая содержит необходимый материал. Рассказывающий о городах России (столица Родины, символика городов, чем знамениты, главные достопримечательности, природные зоны нашей страны, народы населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство, символика (герб, флаг, гимн, портрет президента) различные макеты (достопримечательности городов, архитектура и т. п.)
5. Защитники Отечества – иллюстрации, тематические папки на тему «Наши предки – славяне». «Богатыри земли русской». «Великая Отечественная война», «Война 1812 года», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме: макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.)
6. Приобщение к истокам русской народной культуры – иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья, «Народный календарь», предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно – прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.
7. Духовно – нравственное воспитание – материал, дающий детям первоначальное представление о православии (это может быть подборка иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей, подбор открыток на тему «Русская икона», макет храма, детская Библия).
8. Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания)
9. Великие соотечественники – портреты, художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославлявших Россию.
10. Наша планета земля – глобус, детская карта мира. Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны.
Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание нравственно-патриотического уголка, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторима. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Хранителем этой неповторимости на протяжении многих веков является искусство, в том числе произведения живописи. Чтобы понять, как живет иной народ, как он думает, что ценит, чем восхищается, нужно проникнуться его мифами, фольклором, танцами, декоративно-прикладным искусством в многообразии проявлений.
Для того чтобы процесс приобщения детей к истокам национально-региональной культуры осуществлялся успешно, необходимо, чтобы вся макро и микро среда, окружающая ребенка в детском саду, была содержательно - информативна, привлекательна и доступна.
Слайд 5: Соприкосновение с искусством приносит детям глубокое эмоциональное удовлетворение. С этой целью необходимо знакомить дошкольников с творческими работами самобытных художников.
В нашем случае речь идёт о творчестве Югорских художников таких, как например, Г. Райшев, П. Бахлыков, А. Комф. Репродукции картин могут быть представлены в альбомах живописи.
Слайд 6: Для формирования у детей представлений о природе родного края в целесообразно разместить:
- пооперационные карты рисования деревьев, произрастающих в Югорских лесах ( например: берёза, сосна обыкновенная, сосна сибирская кедровая);
- пооперационные карты рисования и лепки животных, обитающих в Югорских лесах, ( например: глухарь, куропатка, медведь, северный олень, лось);
- тематические раскраски.
Учитывая уникальность нашего региона, педагогам необходимо активно внедрять в работу с детьми изучение неповторимости и самобытности культуры коренных жителей ХМАО - Югры. Мы как педагоги обязаны донести в понятной для детей форме - ценность и целостность культуры хозяев необъятной тайги.
Человек и природа - веками "жили" в единстве. Природа в человеке всегда будила воображение, обогащала наблюдениями, оттачивала чувство красоты. Прекрасной иллюстрацией этого, является богатейшее изобразительное орнаментальное искусство народа ханты.
Слайд 7: Орнамент – живописное, графическое или скульптурное украшение, узор из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. (С. И. Ожегов)
Наблюдая за природой, животным миром, хантыйские мастерицы применяли разнообразие форм и движений - узоры так и называли: "березовая ветка", "лисий локоть", "заячьи уши" и так далее.
С целью ознакомления дошкольников с удивительным орнаментальным искусством народа ханты можно изготовить альбомы по ознакомлению с народным орнаментом типа: «Орнамент на полосе», «Хантыйские узоры». Дидактические игры такие как «Модельер», «Закончи орнамент» .
Слайд 8 : В центре детского творчества могут быть представлены образцы или предметы декоративно-прикладного творчества народа ханты (украшения из бисера на голову, на волосы и другие). В старших, подготовительных группах целесообразно разместить материалы для самостоятельных занятий бисероплетением (элементарное нанизывание бусин разного цвета, величины);
• детские игрушки народа ханты ( например: традиционные куклы Акань и Пакы, информационные материалы об их происхождении, особенностях изготовления. В подготовительных группах следует разместить материалы для самостоятельного изготовления детьми этих кукол.
Так же целесообразно размещать материалы для самостоятельной изобразительной деятельности с региональной направленностью :
• природный материал (шишки, мох, береста, кора сосны). Работа с природными материалами (изготовление поделок по мотивам хантыйских сказок);
• силуэты для украшений и рисования, аппликации по мотивам хантыйской национальной одежды (малица, кисы, рукавицы, предметов быта (туесок, короб).
Слайд 9: В центре музыкального воспитания в старших группах можно разместить национальные музыкальные инструменты, альбомы с иллюстрациями о музыкальных инструментах народов севера.
Слайд 10: В центре познавательного развития должны быть помещены настольно-печатные игры о животных и растительном мире ХМАО. В центре экологии и экспериментирования могут быть помещены «Насекомые Югры и ХМАО», макеты природных зон, а также иллюстрации животных и растений ХМАО.
Слайд 11: В центре книги должны быть помещены не только русские народные сказки, былины, малые фольклорные формы (потешки, загадки, стихи) а так же сказки и рассказы писателей народов севера. А так же может быть выставлена информация о поэтах которые прославили Ханты- мансийский автономный округ, где можно почитать стихи и прозу а также узнать о природе родного края.
Слайд 11:Так же центре физического воспитания может быть оснащен информацией о знаменитых спортсменах Югры. Картотека подвижных игр народов севера.
Организуя предметно-развивающую среду, педагогам следует руководствоваться очень разумным педагогическим правилом, высказанным в своё время видным специалистом по дошкольному воспитанию Е. И. Тихеевой: «Не надоедать детям одними и теми же впечатлениями и образами.», рекомендуется чаще менять оформление. Изменения в обстановке повышают эмоциональное восприятие детьми ранее виденного, создают новые впечатления и образы.
Таким образом, не только уголок патриотического воспитания, но и вся предметно-развивающая среда группы должны быть направлены на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста с учётом регионального компонента.