ольга шевченко
Предметно-пространственная среда как средство сенсорного развитие детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я, Шевченко О. Н., воспитатель второй младшей группы, предлагаю сегодня Вашему вниманию презентацию на тему: «Предметно – пространственная среда, как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста».
Создание предметно – пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально.
Публикация «Предметно-пространственная среда как средство сенсорного развитие детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» январь 2020
Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта, далее ФГОС, дошкольного образования. Для детей младшего дошкольного возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. Предметно - пространственная среда должна быть : полифункциональной, трансформируемой, вариативной, доступной, безопасной.
Создавая предметно – пространственную среду в своей группе, я учитывала требования нового ФГОС, отображая её во всех центрах группы, старалась сделать её разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить период пребывания детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, облегчить индивидуальное гармоничное развитие ребёнка. Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребёнка, поэтому развивающая предметно – пространственная среда должна создавать условия для развития анализаторов.
В моей группе развивающая предметно - пространственная среда разделена на примерные центры, которые должны быть созданы по образовательным областям в свете требований ФГОС для самостоятельной деятельности детей это :
Социально – коммуникативное развитие :
- центр ПДД;
- центр сюжетно – ролевых игр.
Художественно – эстетическое развитие :
- центр ИЗО- деятельности;
- центр музыкально – театрализованной деятельности;
Речевое развитие :
- центр «Книжное царство»;
Физическое развитие :
- спортивный центр;
Познавательное развитие :
- учебный центр;
- центр «Песок и вода»;
- патриотический уголок;
- мини – музей «Лошадки».
Конечно же, центр сенсорного развития, который является одним из самых любимых центров моих воспитанников.
Назвала я его трио - развивайка.
В нём собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Это наборы грибочков разного цвета, шнуровки, разные виды мозаик, пирамидки.
Для развития мелкой моторики руки и для ознакомления детей с различными свойствами предметов в своей работе я использую дидактические игры и пособия: «Сделай бусы», «Подарки из прищепок», «Сложи листик», «Волшебные палочки», «Шнуровки», дидактическое пособие «Бабочка», которое изготовила сама.
Игры на определение цвета : «Подбери по цвету», «Украсим варежку», «У кого какое платье», «Подбери пару», «Собери цветок», «Разложи фигуры по тарелочкам», «Воздушные шары», «Подбери куклам бусы» и т. д., игры на определения формы предмета : «Собери любой предмет», «Цветные квадраты», «Геометрик», «Волшебная мозаика»; игры на определения размера : «Матрёшки», «Шары», «Собери любой предмет».
Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что даёт возможность полнее воспринимать мир сенсорного развития. Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно.
Главный принцип в использовании игр - их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Закрепляю полученные знания детей на утренниках и музыкальных досугах.
Вся моя работа ведётся совместно с родителями. Родители – это первые помощники в моей работе. Мной были организованы консультации, семинары – практикумы, где родителей познакомила с приёмами ознакомления детей с сенсорными эталонами, рассказала о важности своевременного сенсорного воспитания, а также какая работа должна проводиться в семье. Оформила выставку дидактических игр и игрушек, способствующих сенсорному развитию. Показала взрослым, как играть с детьми в эти игры, рассказала какие игрушки и дидактические игры нужно приобретать в этом возрасте. Провела мастер- класс на тему: «Развиваем пальчики, развиваем мозг». Как при отдыхе и прогулке с детьми использовать различный подручный бросовый материал для развития мелкой моторики рук.
Правильно организованная предметно – пространственная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего общения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога. Это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.
Я не останавливаюсь на достигнутом, в моих планах с переходом в среднюю группу, обогащать и насыщать предметно - пространственную среду, учитывая требования ФГОС.