Наталия Акилова
Праздники в ДОУ как самая эффективная форма организации музыкальной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Духовная жизнь ребёнка полноценна тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. Без этого он засушенный цветок.» В. А. Сухомлинский
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в программу включён раздел «Культурно – досуговая деятельность»
Праздники в ДОУ - очень важная часть педагогического процесса, одна из стадий воспитания детей, несущая серьёзную эстетическую и моральную нагрузку. Праздники - это визитная карточка детского сада.
Публикация «Праздники в ДОУ как самая эффективная форма организации музыкальной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Речь идёт о праздниках, в которых дети являются активными участниками, требующими подготовки.
Праздник - это точка в работе музыкального руководителя. Подготовка и проведение праздников делает работу музыкального руководителя осмысленной, творческой, направленной на результат.
Задачи музыкального развития детей в соответствии с ФГОС ДО :
ориентированность на личность воспитанника,
раскрытие способностей ребенка
создание условий для самореализации и гармонии отношений
с окружающими
знания, умения и навыки - средства самовыражения дошкольников
Основные положения ФГОС ДО в практической плоскости:
-игровой подход ;
-индивидуализация обучения;
-поддержка инициативы детей;
-работа в системе проектов;
-свободное планирование.
Все эти задачи решаются в процессе подготовки и проведения праздников.
Праздники являются источником новых впечатлений для ребёнка, стимулом его дальнейшего развития. Именно они позволяют ребёнку открыть в себе новые способности и таланты, развить уже имеющиеся навыки.
Праздник – одно из средств полноценного и всестороннего развития личности ребенка дошкольного возраста, синтез практически всех видов искусств.
В процессе подготовки и проведения праздника используются разнообразные виды репродуктивной деятельности, что позволяет решать ряд специфических задач:
• развивать слуховое восприятие
• голос и произношение детей
• расширять активный словарь, речь
• развивать моторику
• расширять представления детей об окружающем мире способствовать формированию навыков общения.
Сколько же праздников можно планировать без ущерба для психического здоровья детей и нарушения режима и санитарных норм. На подготовку праздника должно отводится не менее двух месяцев.
Научно обоснованное количество праздников - четыре :
1. Осенний
2. Новый год
3. 8 марта
4. Выпускной в подготовительной группе, небольшие весенние праздники в остальных возрастных группах.
Именно такое количество праздников проводится в нашем детском саду.
Все остальные мероприятия проводятся в форме досугов, развлечений и тематических занятий.
Успешность подготовки детей к празднику во многом зависит от соблюдения психолого-педагогических условий, прописанных в ФГОС:
• Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
• Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
• Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
• Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
Как же совместить подготовку к празднику и выполнение программных задач по музыкальному воспитанию? Решить эту проблему помогает технология проектирования.
Подготовка праздника – это и есть творческий проект.
Технология проектной деятельности – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, это поэтапная практическая деятельности по достижению поставленной цели.
Этапы творческого проекта:
1. Идея праздника, игровая мотивация.
2. Подбор репертуара.
3. Сценарный план праздника.
4. Сюрпризные моменты, появление сказочных или литературных героев, игры
5. Оформление праздника, костюмы, атрибуты.
6. Праздник –результат проекта
7. Обсуждение результатов.
Репертуар - это главное содержание работы музыкального руководителя.
Работая с репертуаром мы развиваем музыкальные способности детей, тем самым выполняем программные требования.
Все существующие программы составлены на основе советских программ и методик в которых присутствую четыре основных вида активной музыкальной деятельности : пение. музыкально-ритмическое движение, и элементарное музицирование, музыкальные игры. Именно из них составляется программа праздника.
Репертуар для дошкольников должен включать 4 вида музыки : фольклор (русский, народов мира, детская музыка, классика (дозированно, современная детская музыка (дозированно).
Кроме музыкального материала к празднику продумывается речевой материал для детей: стихи, инсценировки.
Успех праздника во многом зависит от ведущего воспитателя.
Сценарий не должен быть перегружен большим количеством героев и диалогами между ними. Воспитатели должны находиться с детьми, а не на репетициях.
При составлении сценария необходимо продумать:
• Начало и заключительную часть праздника
• Связки между номерами, через которые развивается задуманный сюжет праздника.
• Сюрпризный момент с неожиданным выходом сказочного или литературного героя
• Игры, желательно музыкальные, в которых принимают участие все дети.
• Сюрпризный момент с подарками.
Праздник - прекрасный повод для сотрудничества семьи и детского сада.
В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию семьи и детского сада.
Признание приоритета семейного воспитания требуют таких взаимоотношений, как сотрудничество, взаимодействие и доверительность. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка.
По результатам тестирования праздники очень востребованы родителями.
Праздник не для родителей, а для детей. Родители - не зрители, а соучастники праздника, они должны добавить детям радости и счастья, чувство успеха!
Но не нужно забывать, что задача педагогов не удивлять родителей, а транслировать свой педагогический опыт в работе с детьми.
Дети никому ничего не должны! Детский сад - это не филармония! Праздник для детей, а не для взрослых!