Юлия Сметанина
Сценарий праздника в 1 классе «Праздник букваря»
«Праздник букваря».
Цели:
Обучающая: закреплять умение отличать звуки и буквы, умение делить звуки на группы (гласные и согласные, гласные, обозначающие твердость и мягкость согласных звуков, согласные: твердые и мягкие, парные и непарные, глухие и звонкие, выделять звуки в словах, умение составлять слова из данных букв, умение писать сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу, усвоение написания непроверяемых безударных гласных в корне слова.
Развивающая: развивать мышление, речь, любознательность.
Публикация «Сценарий праздника в 1 классе „Праздник букваря“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Сценарии праздников и мероприятий в начальной школе
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Воспитывающая: воспитывать интерес к урокам чтения и письма, любовь к родному языку, умение слушать и помогать своему товарищу.
Ход праздника
- Сегодня наш урок необычен тем, что мы прощаемся с вашей первой учебной книгой, которая научила вас читать – «Букварь».
- Что мы делаем с помощью букв?
Д. Обозначаем звуки на письме при помощи букв, читаем, пишем.
- Что делаем со звуками?
Д. Слышим, произносим.
- Я вам предлагаю выполнить задание «Угадай слово». Вы внимательно смотрите на картинки, выделяете первый звук в каждом слове. Из этих звуков получится слово.
Крот, нож, индюк, грач, аист. Книга
Бобр, утка, кукла, воробей, автобус. Буква
- Сколько букв в русском алфавите? Разделите буквы на 3 группы.
Д. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Буквы, не обозначающие звуков.
- Ваш выход, гласные!
Выходят дети, у которых нарисованы буквы, обозначающие гласные звуки. Каждый читает стихотворение.
Д. Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Буква А сладка на вкус,
Словно сахарный арбуз.
Буква Е есть в слове «ель»,
Заметает ель метель.
Буква Ё есть в слове «ёж»,
Ты легко ее найдешь!
Буква И.
И — игрушки,
И — игра.
Любит игры детвора!
Буква О.
О — похожа на колечко,
Словно шерстка на овечке.
Буква У.
Замычит бурё нка: «My-у!»
Узнаете букву У?
Буква Ы есть в слове «бык»,
Травку бык щипать привык!
Буква Э.
Этот дом похож на ваш —
У него один этаж.
Буква Ю.
Скачет Юля, как юла,
Хоть и ростиком мала!
Буква Я.
Ты твердишь всё : «Я да я!
Всех умнее я, друзья!»
Не забудь, что буква Я —
Самая последняя!
- Буквы, разделитесь на две группы! ( Дети делятся на 2 группы: гласные, обозначающие мягкость согласного на письме и гласные, обозначающие твердость со-гласных)
- Попробуйте из букв А, О, И, У составить слова.
Д. Ау, уа — и все слова. Нужны согласные.
- Согласные!
Д. А согласные. согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
- На какие группы можно разделить согласные?
Д. На звонкие и глухие, твердые и мягкие. Можно разделить на три группы: на не-парные звонкие, непарные глухие, парные звонкие и глухие.
- Прошу выйти «буквы» по предложенным трем группам.
1-я группа.
Буква Й.
Йогурт из малины
Самый наш любимый!
Буква Л.
Лето, ливень, листопад,
Я любой погоде рад!
Буква М.
Букву М узнал я рано,
Ведь она есть в слове «мама».
Буква Н.
Н — веселый Новый год,
Скоро в гости к нам придет!
Буква Р.
Р — рычит, как будто рысь,
Эй, меня остерегись!
2-я группа.
Буква X.
Веселится буква X :
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Буква Ц.
Кап-кап-кап — за каплей капля
Мелкий дождик моросит.
Буква Ц, как будто цапля,
На одной ноге стоит.
Буква Ч.
Чашки, чайник, сладкий чай,
Что за буква? Отвечай!
Буква Щ.
Буква Щ есть в слове «щит».
От удара он трещит!
3-я группа.
Буква Б.
По полю барашек белый
Темной ночью брел несмело.
Блеял он: «Боюсь я! Бе-е-е!»
Узнаете букву Б?
Буква В.
Буква В есть в слове «вол»,
Я ее легко нашел!
Буква Г.
Что за грохот? Что за гром?
Букву Г принес нам гном.
Зацепился он за гвоздь
И упал, наш бедный гость!
Буква Д.
Буква Д, как будто дом,
Я в деревне жил в таком.
Буква Ж.
Узнаешь знакомый звук?
Буква Ж жужжит, как жук.
Буква 3.
3 звенит, словно звонок,
Нас торопит на урок.
Буква К.
Буква К, как куколка,
Славненькая буковка!
Буква П.
П — прекрасные подарки
Принесли в пакете ярком.
Буква С.
С — свистит, словно свисток,
Удирайте со всех ног!
Буква Т.
Взял я толстую тетрадь,
Буду букву Т писать.
Буква Ф.
Я в лесу нашла фиалку —
Только рвать фиалку жалко!
Буква Ш.
Я шуршу, как будто шины,
Есть я в слове и «машина».
И собой я хороша!
Вы узнали букву Ш?
- Согласные, найдите свои пары!
Дети с табличками букв Б — П, В — Ф, Г — К, 3 — С, Д — Т, Ж — Ш становятся в пары.
- Обо всех ли буквах мы вспомнили? Никого не забыли?
Выходят два ученика с буквами Ь и Ъ.
Твердый знак.
Знак я очень твёрдый, оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жаль, меня теряют!
Мягкий знак.
Я – мягкий знак.
Меня найдёшь
И в слове «льёт»,
И в слове «дождь».
- А сейчас мы узнаем, какие вы внимательные. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите в начале слова согласный, то приседаете:
утюг, стол, книга, апельсин, окно, школа, лошадь, карандаш, мост, урок, ириски, жук, доска, эхо, ослик, букварь.
Прапрапрадедовской порой
Стали буквы в чёткий строй!
Строй да строй,
Да не простой.
Он зовётся «алфавит»,
Всюду путь ему открыт,
Буквы разуму верны,
И за это им даны
Высочайшие права
Образовывать слова!
Игра «Составь слово» из букв : а к т о н м у и д
- Дружите со всеми буквами, ведь из них получаются замечательные слова, чудесные фразы и очень интересные книги!
- А сейчас мы узнаем, какие сказки вы читали и знаете ли вы, сказочных героев.
1. Спасите! Нас съел серый волк… (Волк и семеро козлят)
2. Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко… (Курочка Ряба)
3. Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите. (Муха Цокотуха)
4. Сказочный герой с моторчиком (Карлсон).
5. Всем по сказке интересной мальчик – луковка знаком.
Очень просто и недлинно он зовется … (Чиполлино).
6. Человечек деревянный на воде и под водой ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт свой длинный. Кто же это? (Буратино)
7. Девочка с хрустальной туфелькой. (Золушка)
8. Он – дружок зверям и птицам, он – живое существо,
Но таких на целом свете больше нет ни одного.
Потому что он – не птица, не тигренок, не лисица,
Не котёнок, не щенок, не волчонок, не сурок,
Очень милая мордашка, а зовется … (Чебурашка).
9. Баба … (Яга)
- А еще у нас есть особые слова, которые мы запоминаем, как они пишутся. Как называются эти слова?
Буква И, две буквы А.
Эта ягода вкусна.
Будет полная корзина,
Если спелая … (малина).
Что за слово загадали?
Буквы О три написали.
Помогу назвать вам слово:
Это нам даёт корова.
Догадались вы легко,
Это слово … (молоко).
В этом слове буква А
В трех слогах стоит одна.
Он умеет рисовать,
Может слово написать.
Ответ теперь мне быстро дашь –
Конечно, это - … (карандаш).
Здесь две О и А одна.
Молока вам даст она.
Помогу назвать вам это слов –
Тут ведь спряталась … (корова).
О – одна, две буквы А.
Угадайте, кто она?
На чужих рычит, кусается,
А к хозяину ласкается. (собака)
Спрятались две птицы здесь.
Как же нам слова прочесть?
Одна – трещотка – белобока
И называется … (сорока).
Другая – тоже не проста,
Громко каркает она.
Это … (ворона)
- Ребята, но ведь кроме словарных слов мы с вами еще учили многие правила. Вот некоторые из них.
Четверо ребят – буквы Ж, И, Ш, И выходят вместе.
Буква Ж.
Звуки Ж и Ш звучат
Всегда очень твёрдо.
Буква И.
Мягкость их обозначать
Брались очень многие.
Буква Ш.
Пробовала буква Ё,
Но не вышло у неё.
Буква И.
Даже сам Мягкий Знак
Не смягчил их никак.
Вторая буква И.
Отказались все от них,
Кроме доброй буквы И.
Обе буквы И.
Как услышишь ЖИ иль ШИ –
Букву И ты в них пиши!
- Повторить всем вместе «ЖИ – ШИ, ЖИ – ШИ с буквой И всегда пиши!» Какие ещё сочетания мы с вами знаем?
На дорожках лу ___цы,
На асфальте ро ___цы, жи
За окном кри ___т гал __та ши
Под крыльцом пи___т котята, ча
В речке пле __тся ___рята, ща
В клетках прыгают кроль __та, чу
А у дерева в ти___ щу
Е ___ха к ё ___ку спе ___т.
- А сейчас давайте скажем, что мы знаем.
Игра.
Кто шагает с сумкой книг утром в школу? (ученик)
Очень скоро встретит вас ваш весёлый, звонкий (класс)
В коридоре топот ног, то зовёт всех в класс (звонок)
То, какой ты ученик, всем расскажет твой (дневник)
Быть должны всегда в порядке твои школьные (тетрадки)
Кто карандаш свой потерял, тот кто забыл, что есть (пенал)
Я сижу едва не плача: очень трудная (задача)
Коль вертеться будешь много, знай – накажут очень (строго)
Долгожданный дан звонок, это кончился (урок)
Веселятся Коля, Лена – это значит (перемена)
1. Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
2. Не надо умолять сестрицу
Перечитать ещё страницу.
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и прочитать.
- Вы успешно справились со всеми заданиями. Вот и подошло время расставания с книгой «Букварь». Скажем ей спасибо!
1. Беру букварь в последний раз,
Несу букварь в просторный класс,
И дорогому букварю я говорю :
2. «Благодарю! Ты – книга первая моя,
Теперь читать умею я,
На свете много книжек есть,
Все книги я смогу прочесть».
3. Позади нелёгкий труд
Слогового чтения.
Нам сегодня выдают
У - ДО - СТО - ВЕ - РЕ - НИ - Я!
- Я хочу выдать вам удостоверения в том, что вы с 1 сентября изучали букварь и изучили 33 буквы алфавита, научились складывать слоги, слоги в слова, слова в предложения, т. е. читать. И лучший подарок - книга, которую вы теперь сами можете прочитать.