Татьяна Манзюк
Конспект занятия «Права и обязанности ребенка в семье»
«Мои права и обязанности в семье».
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.
Задачи:
1. Формировать представление о семье, семейном укладе, семейных обязанностях.
2. Воспитывать убеждение о важности семьи в жизни человека.
3. Воспитывать чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.
Публикация «Конспект занятия „Права и обязанности ребенка в семье“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
4. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Оборудование и материал: рассказ В. Осевой «Сыновья», мультимедийная презентация
Ход занятия.
Вводная часть.
Добрый день, уважаемые гости! Добрый день, дорогие ребята!
Я очень рада видеть всех вас здоровыми и радостными на нашем занятии.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно. Что там светит и улыбается нам? (Солнце).
Улыбнитесь солнышку, улыбнитесь, голубому мирному небу. Повернитесь к гостям и подарите им свои добрые, солнечные улыбки.
Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.
Ведь добрая улыбка поднимает настроение, улучшает здоровье и располагает к общению.
Вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы.
- Ребята, прежде чем назвать тему нашего сегодняшнего классного часа, посмотрите, какие красивые предложения записаны на доске, давайте их прочтем.
- Мы тебя очень любим! Я тебя люблю! Ты нами любима! Ты нами любим! Я знаю, ты меня любишь!
- Как вы думаете, кто и кому обычно говорит эти прекрасные слова?
(Мамы, папы – своим детям, друг другу, дети – своим родителям, бабушки, дедушки - внукам, и т. д.).
- А как можно назвать слова: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры одним словом (Семья). Правильно.
- Мы с вами уже знаем, что есть много правил поведения, например, в школе, в театре, на улице и т. д. А как вы считаете, есть ли правила поведения в семье?
- Как они называются? (права и обязанности). Это - очень нужные и важные правила, без которых не сможет существовать ни одна семья. Так же мы с вами выясним, всегда ли дети выполняют свои обязанности в семье, почему это происходит и как нужно поступать, чтобы не нарушались ваши права и обязанности.
Основная часть.
- Итак, проверим, насколько хорошо вы знаете свои права и обязанности, предусмотренные законом и государством.
Игра «Разрешается-запрещается».
1. С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить. (Это разрешается или запрещается)
Ответ детей – это право ребёнка жить с родителями.
2. Я умею думать,
Я умею рассуждать,
Что полезно мне для жизни,
То, и буду выбирать. (Это разрешается или запрещается)
Ответ детей – это право ребёнка свободно выражать свои взгляды и мнения.
3. Подарить ребёнку жизнь
Маме с папой (разрешается, запрещается).
Это право на жизнь.
4. Вот в углу стоит мальчишка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребёнка
Строго (разрешается, запрещается).
Это право на защиту от насилия.
5. Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать. (разрешается, запрещается).
Это право на образование.
Права ребенка в семье
• право на жизнь
• право свободно выражать свои взгляды и мнения
• право на образование
• право жить с родителями
• право на защиту от насилия
- Молодцы, все права подобрали верно.
- Давайте повторим и запомним права ребёнка в семье. (дети повторяют)
- Ребята, а какие права детей в семье (кроме этих) вы еще знаете и можете назвать? (право на фамилию, имя, отчество, на отдых, на любовь, на ошибку, на помощь, уважение, на лечение)
- Молодцы! А знаете ли вы, что все эти права записаны в специальных государственных документах, которые называются «Конституция», «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка». (Показ брошюр). Этих прав, ребята, много. И чтобы у людей было в жизни меньше проблем, их нужно изучать, знать, соблюдать и выполнять и взрослым, и детям.
А сейчас я хочу рассказать вам одну историю, которую пришлось наблюдать, совсем случайно на остановке. Послушайте, пожалуйста. К автобусной остановке подошли мать с сыном. У мамы в руках были две большие, тяжёлые сумки и маленький пакет. Мама попросила сына подержать пакет, т. к. ей было тяжело их держать, а поставить куда-либо, не было места. Сын недовольным, капризным голосом ответил: «Не хочу, я устал, держи сама!» Когда мама стала делать ему замечание, он выкрикнул: «Не имеешь права меня заставлять!» Мама покраснела, на глазах у неё выступили слёзы, она отвернулась и ничего не сказала.
- Ребята, что вы можете сказать об этой истории? Прав ли мальчик? (Дети высказывают свои мнения).
- Значит, наравне с правами мы всегда должны помнить о чем? (О своих обязанностях).
Обсуждение сценки:
Семья : бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын: - Мам, кушать хочется! Дай поесть (садится, ест)
Мать: - С грязными руками за стол? Помой руки!
Сын: - Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка познакомились!
Бабушка: - Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын: - Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола). Спасибо, я наелся.
Мать: - Помой посуду, сынок.
Сын: - Не имеешь права использовать детский труд. (садится смотрит телевизор).
Отец: - Выключай телевизор и садись за уроки, иначе ты будешь наказан!
Сын: - Это проявление жестокости, папа!
- Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.
Наравне с правами мы всегда должны помнить о своих обязанностях.
- А сможете ли вы назвать свои обязанности в семье, которые надо обязательно выполнять. (После ответов детей на мониторе и на слайде выставляется таблица.
Обязанности ребенка в семье
• хорошо учиться
• помогать по дому
• заботиться о старших
• стараться самому обслуживать себя
• заботиться о младших
- Мы видим, что права и обязанности тесно связаны между собой.
- Ребята, но как вы думаете, всегда ли дети соблюдают и выполняют свои права и обязанности? (Да, нет).
Игра «Магазин»
Цель: развитие слуховой памяти
Ведущий может послать ребенка в «магазин» и попросить его запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с одного двух предметов, увеличивая их количество до 4-5. В этой игре полезно менять роли и сами магазины могут быть разными: «булочная», «молоко», «игрушки», и др.
-Давайте послушаем рассказ В. Осеевой «Сыновья» и попытаемся это выяснить. (Чтение текста).
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит.
— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.
— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
— Ну что? Каковы наши сыновья?
— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!
- Ребята, почему же дедушка сказал, что видит только одного сына? Ведь их было трое … (Потому что только один сын подбежал и помог своей матери, а двое продолжали играть).
- Значит, всегда ли дети, соблюдают и выполняют свои права и обязанности? (Нет).
- Теперь наша задача – узнать, почему же так происходит, то есть найти причину?
- Давайте, вернемся к истории с мальчиками, подумаем и скажем, почему же только один сын помог своей маме, а другие - нет? (Ответы детей)
- любил свою маму
- был заботливый
- внимательный
- трудолюбивый
- добрый
- воспитанный
- понимал, что маме тяжело и ей надо помочь
- помнил о своих обязанностях
- и т. д.
- не любили свою маму
- не были заботливыми
- были невнимательными
- были ленивыми
- злыми
- невоспитанными
- не понимали, что мамам тяжело и им надо помочь
- забыли о своих обязанностях
- и т. д.
- Ребята, посмотрите, как много причин вы назвали. Но, можем ли мы сказать, которая из них самая важная, самая главная? (Нет. Да. Они все важны.)
- Значит, легко ли найти точные причины поступков людей, которые уже произошли? (Нет)
- А легко ли, сразу совершить правильный поступок? (Нет)
- Правильно, трудно. Но, несмотря на это, нужно всегда уметь принимать правильное решение.
- Ребята, как вы думаете, прежде чем совершить какой-либо поступок, не ошибиться и не нарушить свои права и обязанности, что надо сначала делать? (Думать и только потом делать).
- Правильно, ведь не зря и в пословице говорится: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
- Значит, как можно было мальчикам избежать нарушения своих обязанностей? (Сначала надо было им подумать, а потом поступать)
- Давайте, на их примере, поучимся это делать.
Алгоритм последовательности принятия правильного решения :
Учусь поступать правильно :
1. Ставим цель: Что мне надо сделать? (помочь маме)
2. Найдем причину: Почему мне это надо сделать? (она устала, ей тяжело)
3. Представим последствия:
А) Если я это сделаю, то (маме будет легче, а мне будет приятно от того, что я ей помогу)
Б) Если я это не сделаю, то (маме будет плохо, а мне стыдно.)
4. Выберем: Что мне нужнее? (чтобы маме было лучше)
5. Решим: Как я это буду делать? (возьму ведра и понесу их сам).
Молодцы, ребята!
Права, обязанности надо знать.
- Расскажите случаи из своей жизни, когда вы не выполняли свои обязанности? И чем это заканчивалось (Рассказывают свои истории, коллективно их анализируют по алгоритму).
- Ребята, а сейчас, подумайте и скажите, могут ли ваши необдуманные поступки и дела повлиять на здоровье самых близких людей в семье и как? (Да, отрицательно).
Приведите, пожалуйста, примеры из своей жизни, если можете.
(Приводят примеры, когда родители огорчаются, переживают, у них начинает болеть голова, сердце и т. д.).
- А на ваше здоровье? (Да. Приводят примеры, делают вывод, что им становится стыдно и т. д.)
- Правильно, ребята! А чтобы этого не произошло, надо всегда помнить: «Поддержка, любовь, помощь в семье сохраняет здоровье всех ее членов».
(Затем приводят примеры положительного воздействия поступков на эмоциональное состояние и здоровье членов семьи).
III.Итог. Рефлексия.
- Итак, ребята, на этом мы завершаем наш разговор о правах и обязанностях детей в семье. Скажите, был ли он полезен вам? (Да)
- Что вы узнали и чему научились? (Ответы детей).
- Как вы думаете, изменится ли теперь ваше отношение к своим правам и обязанностям? (Ответы детей).
Молодцы. Вы хорошо сегодня поработали. Спасибо всем! До свидания!