Магомедова Фатима
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
"Познавательное развитие" (ознакомление с окружающим миром)
Муниципальное дошкольное учреждение №14 «Мишутка»
Приготовил Воспитатель Магомедова Фатима Назировна, 2022г город Карачаевск
Цель: уточнение и расширение словаря по теме: «Весна», совершенствование грамматического строя и навыков связной речи. Развитие зрительного внимания, памяти, чувства рифмы, творческого воображения, координации речи с движением. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, любви и бережного отношения к природе. Уточнение знаний детей о последовательности весенних изменений в природе.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Программное содержание:
Образовательная задача:
Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны.
Закрепить названия весенних месяцев, их народных названий.
Развивающая задача:
Развивать мыслительную деятельность детей, слуховое внимание, умение развивать и строить и делать выводы.
Воспитательная задача:
Воспитывать интерес и любовь к родной природе, доброту, заботливое отношение к птицам, формирование умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
Наблюдаем на прогулке за весенними признаками, чтение стихотворений и рассказов о весне, рассматривание иллюстраций, просмотр познавательных фильмов, дидактические игры.
Словарная работа:
первоцветы, проталинки, ледоход, капель.
Оборудование: музыкальный проигрыватель, диск с записью музыки П. И. Чайковского «Апрель», картинки с изображением вербы, карточки к упражнению «четвёртый лишний», готовые ладошки, клей по количеству детей, картинки с изображением времён года.
Методы и приемы:
Сюрпризный момент, беседа, вопросы, активное слушанье, музыкальное сопровождение, рассматривание картинок, физкультминутка, анализ.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
I- организационный момент.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети:
-Здравствуйте!
Воспитатель:
Какие вы все нарядные! Ребята, садитесь, пожалуйста, на стульчики, начинаем занятие. Давайте сядем ровно и красиво, так чтобы спинка касалась спинки стула. Ребята, если во время занятия вы захотите что-то спросить, или ответить, что надо сделать?
Ответ детей:
Поднять руку.
Воспитатель:
-Правильно, поднять руку.
Итак, наше занятие начинается.
Я хочу загадать вам загадку, а вы попробуйте отгадать:
Я раскрываю почки в зеленые листочки,
Деревья одеваю, навесы поливаю.
И красива, и ясна
А зовут меня. (Весна)
Ребята:
- Это весна.
Воспитатель:
- Правильно.
Сегодня мы побеседуем с вами о прекрасном времени года – о весне!
Музыкальное сопровождение.
Звучит музыкальная запись П. И. Чайковского «Апрель».
Весна — замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Предлагаю вам, ребята, послушать сказку. Как начинаются все сказки?
Дети: (жили — были).
Воспитатель:
Вот и наша сказка начинается со слов жила — была семья: отец и четыре дочери. Отца звали Год, а дочерей — Зима, Весна, Лето и Осень. Отец очень любил своих дочерей, хоть и разные они были. Пришло время, и сестрица Весна пригрела солнышком, растопила снег. Побежали ручьи, зазвенела капель! Вода к медведю в берлогу просочилась, проснулся косолапый, вылез из берлоги погреться. Вернулись, улетевшие от нас на зиму птицы.
Воспитатель: Ребята о каком времени года мы сейчас говорили?
Дети: о весне!
Воспитатель: правильно! Мы с вами много стихов учили, а кто мне может рассказать стихотворение о весне?
Весна
Пробудившись ото сна,
Кистью мягкою весна
На ветвях рисует почки
На полях — грачей цепочки,
Над ожившею листвой -
Первый росчерк грозовой,
А в тени прозрачной сада -
Куст сирени у ограды и у птицы. Назовите их? Какие вы знаете?
Дети: (грачи, скворцы, ласточки, кукушки, гуси, лебеди, соловьи).
Воспитатель:
Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Четвертый Лишний»
Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
-Воспитатель:
Посмотрите на птиц. Как вы думаете, какая из них лишняя и почему?
-Дети: Лишний воробей. Он зимующая птица, а все остальные птицы — перелётные.
Воробей
Воробей взъерошил
Пёрышки-
Жив, здоров
И невредим.
Ловит мартовское
Солнышко
Каждым пёрышком
Своим.
-Воспитатель:
Ребята, а почему их называют птицами?
-Дети: (тело покрыто перьями, два крыла, они умеют летать, у них клюв, две лапы, есть хвост).
-Воспитатель:
Какие птицы прилетают первыми?
-Дети: (грачи).
-Воспитатель:
Что делают птицы? (выставляется картинка — подсказка: дерево с гнёздами., (птицы вьют гнёзда).
Для чего птицы вьют и строят гнёзда?
-Дети: (для того, что бы выводить птенцов).
-Воспитатель:
Сестрица Весна продолжает на земле свой порядок наводить. Украсила всё цветами, первой нежной, зелёной травой.
Почему цветы, которые появляются весной, называются первоцветами?
-Дети: (потому что они первые).
-Воспитатель:
А какие цветы распускаются первыми?
-Дети: (подснежник, мать и мачеха).
-Воспитатель:
Как изменилась жизни растений с приходом весны?
-Дети: (они проснулись, на деревьях и кустарниках появились молодые, зелёные листочки, зазеленели травы).
-Воспитатель:
Ребята, скажите, чем пахнет весна?
-Дети: (свежестью).
-Воспитатель:
Правильно!
Играет музыка: Чайковский (Плетнев) — Времена года.
Воспитатель:
(предлагаю детям пройти на ковер для гимнастики) Закройте, пожалуйста, глаза и послушайте весну. Лёгкое дуновение весеннего ветерка, шелест травы на ветру, звонкое пение птиц. Протяните руки вперёд и почувствуйте, как согревает вас тёплое, ласковое солнышко. (после, дети садятся на стульчики)
Воспитатель:
Ребята, послушайте кто-то к нам стучится в дверь. (выхожу смотреть и выношу персонажа)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите кто это? Включаю музыку.
Слова старичка-лесовичка:
Я старичок -лесовичок
-Я красны — весны дружок.
-Очень садик ваш люблю
-В гости часто прихожу! (знакомится со мной и детьми)
-Лесовичок: Я слышал, что вы сегодня на занятии говорите о моем любимом времени года весне?
Дети: Да!
А вы знаете, что-нибудь интересное об этом времени года? Тогда я загадаю вам загадки, а вы постарайтесь отгадать.
Март
Капельник пришел,
Капель привел,
Солнышко сияет,
Как месяц называют? (Март)
Апрель
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель -
В гости к нам пришел.
( ответ: апрель)
В Май
белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
( ответ: май)
Старичок-Лесовичок:
Молодцы, все правильно отгадали!
Воспитатель:
А наши дети не только умеют отгадывать загадки, но знают много стихотворений и игр о весне! Мы приглашаем тебя наше увлекательное занятие, где ты много интересного узнаешь о своем любимом времени года. (предлагает детям игру «Веснянка», предлагаю пойти на ковер)
Солнце вышло из-за тучки
Протянуло солнце ручки
Ручки солнышка — лучи
Так нежны и горячи.
Подвижная игра «Веснянка».
Солнышко, солнышко — золотое донышко (дети идут по кругу, взявшись за руки).
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, прилетели сто грачей. (бегут по кругу на носочках, имитируя руками взмахи как крыльями).
А сугробы тают, тают (приседают).
А цветочки подрастают (поднимаются, руки вверх).
Воспитатель: Назовите первый весенний месяц? (март). В народе его прозвали капельником. Капель отсчитывает первые часы, дни весны.
Март
Рыхлый снег темнеет в марте.
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте
На стене.
Л. Турьева
Назовите второй месяц весны? (апрель). (Его зовут — снегогоном. К концу апреля солнце прогоняет последние остатки снега. Говорят: «Апрель водою славен, да почками красен». В апреле в нашей стране празднуют «День птиц» — развешивают скворечники.
Апрель
Вылез мишка из берлоги
Ведь весна-то на пороге.
В небе жаворонка трель,
Постучал в окно апрель.
Третий месяц весны — самый красивый. Как он называется? (май). Его в народе зовут — травень, цветен.
Май
Распустился ландыш в мае —
В самый праздник, в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.
Лесовичок: Какие красивые стихи, и прочитали их так, что я готов слушать и слушать. Но у меня к вам тогда будет просьба. Я очень люблю, когда весной светит солнце, и его лучи заглядывают в мою лесную избушку. Но его нет.
Воспитатель:
Не переживай, мы с ребятами тебе поможем. Правда, ребята?
Дети: Да!
Воспитатель:
Давайте пройдем к столу, где у нас лежит все необходимое. Посмотрите у вас лежат на клеенке заготовки. Мы сегодня для нашего лесовичка сделаем необыкновенное солнышко, а лучики у нас будут ладошками. Вы ведь знаете, что мы делали из ладошек, и поделки и рисунки, и показывали теневой театр.
Воспитатель:
А сейчас сделаем солнышко (показываю как и где наклеивать, и распределять лучики).
Воспитатель: (показываю готовое солнышко со словами)
Стих:
Дети из ладошек-
солнышко сложили,
Что бы непременно,
Люди все дружили
Чтобы это солнце
Для людей сияло,
В каждое оконце
В гости забегало. (отдаем солнышко лесовичку)
Лесовичок:
Большое спасибо. Я повешу его у себя в избушке, и оно будет меня радовать и напоминать о вас. Я хочу вас угостить дарами леса (угощения). Ну, все, мне пора уходить в свой волшебный лес, но к вам еще обязательно приду.
Воспитатель:
Давайте, проводим лесовичка.
Дети: До свидания!
Воспитатель:
Ребята, мне бы хотелось еще раз вспомнить, что мы сегодня проходили на занятие.
А каком времени года мы сегодня говорили? (весна).
Рефлексивный момент:
Воспитатель:
Ребята вам понравилось наше занятие? Что вам показалось интересным на нашем занятии?
Дети: (рисовать солнышко, игра «Подскажи словечко» и т. д.)
Воспитатель:
А мне очень понравилось, как вы занимались сегодня. Я горжусь вами. Молодцы!
Воспитатель:
Ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями.
До свидание!