Надежда Котенкова
ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Доктора леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №2»
г. Дальнегорска
Организация образовательной деятельности детей
образовательная область «Познавательное развитие»
тема «Доктора леса»
Автор конспекта НОД: Котенкова Н. Е.,
воспитатель высшей квалификационной категории.
Публикация «ООД по познавательному развитию в подготовительной группе „Доктора леса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Программное содержание: продолжать знакомить детей с птицами, которые помогают сохранить лес от вредных насекомых. Упражнять в умении классифицировать птиц по принципу «зимующие-перелетные». Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Материалы и оборудование: картины с изображением птиц, магнитофон, аудиозапись «Голоса птиц», презентация по теме «Птицы- доктора леса», мультимедийная установка, пакет с разнообразным кормом для птиц.
Предварительная работа: наблюдение за птицами в природе, чтение худ. литер. Л Толстой «Умная галка», М Горький «Воробьишко», В Бианки «Теремок», загадки о птицах.
Ход занятия.
Педагог: -Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в мир природы, такой загадочный, чудесный и шумный. Я хотела бы, чтобы вы стали друзьями природы.
Педагог: Знаете ли вы, почему мы называем птиц нашими пернатыми друзьями? (ответы детей)
Сегодня я вам расскажу о самых настоящих докторах леса. Вот моя первая загадка об одном из них. Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост как упор
Не дровосек, не плотник
А первый в лесу работник (дятел)
Дятлов не случайно называют докторами леса. Большой пестрый дятел летом и зимой выстукивает, выслушивает стволы деревьев. Под корой он безошибочно находит личинок насекомых короедов. Посмотрите, какой клюв у дятла? Зачем он ему такой?
Да, таким клювом он не только из-под коры жуков и личинок вытаскивает, но и выдалбливает глубокое дупло для гнезда, вышелушивает семечки из шишек.
Язык у дятла острый и липкий с жесткими щетинками на конце, достаёт насекомых из любой щели.
Посмотрите на лапки и хвост дятла, почему они такие, как птице помогают? (предположения детей)
Лапки у него короткие, с цепкими когтями, поэтому он свободно лазает по стволам деревьев, а короткий упругий хвост служит опорой при долблении.
Известно, что долбят дятлы, только зараженные вредителями деревья. Здоровые не трогают. Даже если дерево с виду здорово - внутри уже сидят насекомые. В некоторых случаях дятлы спасают деревья от гибели.
Когда птицы долбят сухое дерево, которое спасти уже нельзя, они все равно делают очень нужное и важное дело: избавляют лес от вредителей, которые могут перейти на здоровые деревья и погубить их.
Живут дятлы в дуплах, там и птенцов своих выращивают.
На стволах деревьев можно заметит и такую птицу как поползень. (дети рассматривают изображение птицы).
Его можно увидеть разгуливающим по стволу дерева в любом направлении. Он может передвигаться даже вниз головой.
Короткие лапки с острыми крючковатыми коготками надёжно удерживают поползня в самом неожиданном положении. При этом он не опирается на хвост, как дятел, и не касается брюшком дерева.
Поползень - красивая птица. Спинка серо - голубая, брюшко светлое. По бокам головы, от клюва и через глаза проходит чёрная полоска. Тело поползня кажется плотным, широким.
Как вы думаете, умеют ли поползи, как дятлы долбить дерево? (предположения детей)
Почему эти птичку называют поползень?
В отличии от дятла поползень не долбит кору.
Поползни "ползают" по стволу дерева, исследуя его в поисках пищи. Они внимательно осматривают каждую щёлочку, трещинку в коре. В них прячутся жуки, паучки и другая добыча.
Знакомьтесь еще с одним санитаром леса – иволга.
Внешне иволга – настоящая модница. Самцы иволги одеты в ярко-желтый наряд, а крылья и хвост у них – черные. Самки имеют оперение цвета зеленых оливок.
Питаются иволги в основном животной пищей. Иволга поедает мохнатых гусениц, которых избегают другие птицы, охотятся на бабочек, стрекоз и комаров. В период созревания ягод и плодов иволги любят полакомиться смородиной, черешней, виноградом и прочими сладкими плодами, растущими в пределах доступности.
Физкультминутка «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица
(Прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится,
(Прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок,
(Прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок
(Кружимся на месте)
Вот присели на минутку
(Присели)
Почесали клювом грудку
(Встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки – на плетень,
(Прыжки на месте на левой ноге)
Тире - тире,
(Прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень!
(Прыжки на месте на двух ногах)
А сейчас мы с вами отправимся в лес, послушать пение птиц. Дети с педагогом подходят к изображению дерева, на котором силуэты птиц. После каждого прослушивания пения птицы, педагог загадывает детям загадку.
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (воробей)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её. (сорока)
Прилетела к нам с теплом
Путь проделав длинный
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
Кто на ёлке, на суку
Счет ведет: ку-ку,ку-ку. (кукушка)
Воспитатель: На какие группы можно разделить этих птиц?
Дети: Воробей и сорока –зимующие, а кукушка и ласточка –перелетные птицы.
Воспитатель: Можно ли этих птиц называть докторами леса? (Ответы детей)
Как вы думаете, надо ли заботиться о птицах, которые не поедают насекомых-вредителей.
Воспитатель: Да, надо охранять всех птиц в лесу.
Воспитатель: Я предлагаю сделать необычные подарки для птичек - угощения. Они не только порадуют крылатых, но и станут украшением.
Хотите помочь птичкам?
Дети: Да!
Педагог: Давайте проверим, правильно ли вы отобрали корм для птиц.
Я вам хочу напомнить, что еда с вашего стола для птиц не годится.
Синичке можно предложить кусочек несолёного сала, воробьям хлебные крошки, крупу, семена, вороны всеядные птицы, снегири любят семечки арбуза, тыквы, облепихи, барбариса, свиристели любят рябину, голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.
Педагог: Прежде, чем приступить к интересному занятию – мы разомнём пальчики!
Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы».
Я зимой кормлю всех птиц:
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей (загибают и разгибают пальцы, перечисляя птиц)
Вот кормушка у дверей. (показывают одной рукой на кормушку)
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало, (загибают и разгибают пальцы, перечисляя корм)
Пусть клюет его она. (собранными в щепотку пальцами имитируем движения)
Педагог: Итак, приступим к работе!
Нам понадобится:
1. Разные формочки для печенья.
2. Смесь зерен
3. Вода.
4. Желатин.
5. Трубочка для коктейлей.
6. Нить или ленточка для подвеса.
Давайте зальем желатин водой и подождем до полного растворения. Добавим семена и перемешаем. Полученную массу разложим по формочкам, воткнув в середину коктейльную трубочку для формирования отверстия, и поставим в холодное место застывать. Через несколько часов колечки вынимаем и привязываем к ним ленточки.
Вот и все! Готово!
Дети, птицы – наши друзья, а друзьям надо помогать
Педагог: Как вы думаете, птицам понравится ваше угощение? Вам понравилось делать эти угощения? Молодцы, все постарались. На прогулке мы их развесим на территории детского сада.