Дарья Ким Костюкова
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе детского сада «Откуда берется вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Ни для кого ни секрет, что вода – одно из главных богатств на Земле. Вода — это слово известно нам с самого рождения. Порой мы даже не задумываемся о том, что оно обозначает и что для нас значит. Не сложно представить, что вода — это главная составляющая всего живого нашей планеты. Без воды никто и ничто на земле не сможет существовать. Наши предки пили только чистую, живую воду, и складывали о ней легенды и сказки. Невозможно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А ведь угроза её исчезновения существует. Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. От загрязненной воды страдает все живое вокруг. Поэтому вода – наше главное богатство.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе детского сада „Откуда берется вода“» размещена в разделах
- Вода в нашем доме, кране. Водопровод
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
По итогам бесед с детьми мы выяснили, что дети мало знают о том, что происходит с водой в природе; как вода попадает в наши квартиры; какие у неё свойства; сможет ли человек и всё живое прожить без воды; сколько воды на земле. Для данного проекта мы решили выбрать тему: «Откуда берется вода?». Выбор темы был не случаен, так как в очередной день, придя с детьми с прогулки, мы с детьми пошли мыть руки, девочка задумалась и задала вопрос: «Откуда берется вода?», так и родилась тема проекта.
Краткое содержание проекта
Этапы проекта Совместная
Деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей Действия членов семьи и социальных партнеров Пополнение и обогащение РППС
Мотивационно-ориентировочный Постановка проблемного вопроса Мотивация родителей к подборке информации Макет «Пруд», макет «озеро Байкал», макет «Круговорот воды в природе»
Поисковый (планирование деятельности) Беседы с детьми, наблюдения Спросить у членов семьи «Откуда берется вода?» Поиск информации с родителями в книгах, интернете, журналах и т. д
Практический Наблюдения, дидактические игры, игры с водой, познавательные опыты с снегом, льдом и водой, изготовление макета Байкала Рисунки детей Просмотр мультипликационных фильмов о воде: «Капитошка», «Байкал» (из серии смешарики, «Мойдодыр», «Уроки тетушки Совы» («Капля воды», «Беги, ручеек», «Берегите воду», «Секреты воды» Оформление уголка экологии в группе,
Изготовление книжки-малышки
«Приключение капельки»
Рефлексивно-оценочный Итоговое мероприятие: викторина «Что мы знаем о воде?» Презентация макета Байкала
Информационная карта (план-схема) проекта
1. Тема проекта: «Откуда берется вода?»
2. Авторы: воспитатели Ким Д. Н. ; Штурнева Т. П
3. Продолжительность: краткосрочный
4. Тип: творческо-исследовательский
5. Участники: дети, воспитатели, родители
6. Возраст: старшая группа
7. Проблема: откуда берется вода?
8. Цель: воспитание основ экологической культуры у дошкольников через ознакомление с
9. Задачи:
для детей:
• формировать представления о круговороте воды в природе
• систематизировать представления детей о воде, ее свойствах, значении для природы в жизни человека
• расширять и уточнять знания детей о водоёмах Прибайкалья
для педагога:
• создать условия для реализации детьми творческо-исследовательского проекта
• развивать познавательный интерес детей к родной природе
• вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс
для родителей:
• принять активное участие в образовательном процессе
• оказать помощь в создании мини-книжек «Приключение капельки»
• оказать помощь в изготовлении макетов «Пруд», «озеро Байкал»
10. Форма итогового мероприятия: викторина
11. Название: «Что мы знаем о воде?»
12. Продукты проекта:
для детей:
• викторина «Что мы знаем о воде?»
• макет «Байкал»
для педагога:
• фотоальбом
для родителей:
• книжки-малышки «Приключение капельки»
• макет «Пруд», «Озеро Байкал»
13. Ожидаемые результаты по проекту:
для детей:
• расширение знаний и представлений о воде, её признаках и свойствах, о значении воды в жизни человека и в природе;
• закрепление умения определять различные состояния воды;
• расширение знаний о природе родного края
• для педагога:
• активизация интереса к познавательной деятельности через экспериментальную деятельность;
• воспитания у детей бережного отношения к воде;
для родителей:
• появление интереса у родителей к проблеме экологического воспитания детей
Ход работы
1. Экскурсия с родителями на набережную Ангары «Как Ангара зимует?»
2. Цикл наблюдений «Изучаем свойства воды», «Тучки по небу плывут», «Снегопад», «Снежинка на моей ладони», «Ледяные дорожки», «Зимние забавы», «Сосульки», .
3. Беседы: «Путешествие по глобусу», «Кому нужна вода», «Волшебная сила воды» (значение для здоровья человека, «Водоемы родного края», «Что растет в воде», «Что я знаю о морях и океанах?», «Вода – труженица», «Безопасность на воде».
4. Опыты и эксперименты: Опыты: «Как растения пьют воду?», «Окрашивание воды», «Сушим полотенце», «Куда делась вода?», «Замерзание воды», «О чем плачет сосулька?», «Очистка воды» (изготовление фильтра)
5. Игры с водой «Тонет – не тонет», «Буря в стакане», «Помоги кораблику доплыть», «Собери воду», «Дырявая банка», «Игры с мыльными пузырями».
6. Просмотр мультфильмов «Капитошка», «Мойдодыр», «Уроки тетушки Совы» («Капля воды», «Беги, ручеек», «Берегите воду», «Секреты воды», «Байкал» из серии смешарики)
7. Дидактические игры: «Где спряталась рыбка», «Четвертый лишний», «Отгадай, что звучит?», «Кто где живет?», «Ходит капелька по свету», «Где спряталась вода?», «Польза и вред» (явления природы); «Что сначала, что потом?», «Кому нужна вода?», «Пищевые цепочки жителей водоемов», «Когда это бывает?», «Какой бывает вода?»
8. Макеты: «Круговорот воды в природе», «Байкал», «Пруд»
9. Составление памятки «Правила поведения на воде»
10. Выполнение индивидуальных творческих заданий (совместно с родителями).
11. Лэпбук: «Вода».
12. Итоговое мероприятие: викторина «Что мы знаем о воде?»
Краткосрочный проект «Откуда берётся вода?», позволил в условиях образовательного процесса ДОУ расширить и творчески применить знания детей о воде, развивать у детей связную речь. Проект позволил приобщить родителей к совместной работе с детьми.