Ризида Фарадисовна Хакимзянова
Познавательно-исследовательская деятельность с дошкольниками среднего возраста через организацию экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
В 2020 – 2021 учебном году мной была организована работа по теме самообразования
«Познавательно-исследовательская деятельность с дошкольниками среднего возраста через организацию детского экспериментирования».
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, прогулку, прием пищи, сон. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность с дошкольниками среднего возраста через организацию экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Детское экспериментирование позволяет сформировать у детей умения наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, проверять решения путем «Проб и ошибок», развивать их любознательность, мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Развитие познавательной деятельности детей является одним из основных направлений работы педагога согласно Федеральному государственному образовательному стандарту.
Для организации экспериментирования воспитатель должен учитывать возрастные особенности воспитанников средней группы (4–5 лет):
• Высокая степень любознательности. Ребёнка 4–5 лет легко увлечь каким-либо предметом или процессом, вот почему знания не предлагают заучивать, а побуждают их добывать.
• Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Средние дошкольники экспериментируют осознанно, для выяснения конечного результата опытного действия. В этом возрасте дети делают первые попытки самостоятельного анализа исследования и формулировки выводов.
• Стремление к активной коммуникации. У детей появляется желание не только задавать вопросы, но и высказывать собственные предположения. К периоду старшего дошкольного возраста у них будет развита способность к выдвижению гипотез. Для формирования этого умения в средней группе важно совершенствовать навыки устной речи, проводить развёрнутые беседы познавательной направленности.
• Достаточная развитость мелкой моторики. Средние дошкольники отлично управляются с различными инструментами, приборами и мелкими элементами. Для совершенствования работы кистей обеих рук и координации движений следует задействовать в опытно-экспериментальной деятельности разнообразные материалы (песок, в т. ч. кинетический, глина, камешки и др.) и инструменты (лупы, пипетки, совочки и др.).
В начале 2020 – 2021 учебного года (с целью выявления уровня формирования исследовательских умений и навыков) дошкольникам средней группы разработаны диагностические задания.
По результатам диагностики на начало 2020 – 2021 учебного года детей средней группы были выявлены следующие показатели:
высокий уровень – 26 % (6 человек);
средний уровень – 57 % (13 человек);
низкий уровень – 17 % (4 человека).
У дошкольников возникали затруднения в умении:
- делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- использовать в речи доступную научную терминологию;
- предвидеть полученный результат.
С опорой на вышеупомянутые выявленные проблемы была намечена
цель работы:
повышение познавательного интереса и любознательности в процессе опытно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие
задачи:
- развивать представления детей о свойствах предметов;
- формировать представление о живой и не живой природе;
- способствовать пробуждению желания участвовать в исследовательской деятельности, делать выводы;
- использовать опыт практической деятельности, игровой опыт;
- пополнить картотеку игр-экспериментов для среднего дошкольного возраста;
- в процессе взаимодействия с детьми в исследовательской деятельности способствовать повышению речевой активности, развитию внимания и памяти;
- расширить кругозор родителей об особенностях организации поисково-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.
Поставленные задачи решались при выполнении определённых
условий:
- подбор игр-экспериментов осуществлялся в соответствии с возрастом детей;
- игры-эксперименты использовались целесообразно и систематически в совместной и самостоятельной деятельности;
- для эффективной организации работы регулярно обогащалась соответствующая развивающая предметно-пространственная среда;
- осуществлялось просвещение родителей в данном направлении.
У детей средней группы (4 – 5 лет) познавательное развитие стало более целенаправленным: наблюдается развитие умения принимать и правильно понимать информацию. Появились первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро пропадет.
Содержание работы включало в себя организацию игр-экспериментов с детьми среднего возраста для развития познавательного интереса и любознательности.
Был разработан Перспективный план, работа по которому велась по направлениям:
Для работы с детьми разрабатывался Перспективный план организации игр-экспериментов для развития познавательного интереса и любознательности.
Игровые задания в работе с дошкольниками использовались целесообразно и систематически.
В ходе работы было организовано и просвещение родителей по данному направлению:
- были представлены консультации:
«Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников»;
«Роль семьи в развитии интереса к опытно-экспериментальной деятельности дошкольников».
Намеченная работа способствовала пополнению развивающей среды, а именно оформлена картотека игр-экспериментов.
В работе с воспитанниками были использованы различные методы:
словесные (выдвижение гипотезы, заключения выводов, обобщений);
наглядные и практические (при организации игр-экспериментов дети непосредственно сами становились их участниками).
Подводя итог последовательной целенаправленной систематической работе по вышеобозначенному направлению за 2020 – 2021 учебный год, можно говорить о положительных изменениях в умении:
- делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- использовать в речи доступную научную терминологию;
- предвидеть полученный результат.
В конце 2020 – 2021 учебного года детям были предложены задания, аналогичные тем, что использовались в начале учебного года.
По результатам диагностики у детей средней группы были выявлены следующие показатели:
высокий уровень – 39 % (9 человек);
средний уровень – 57 % (13 человек);
низкий уровень – 4 % (1 человек).
Хочется отметить, что организуемая в данном направлении работа способствует формированию у дошкольников следующих целевых ориентиров:
- проявление инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности;
- проявление любознательности, интереса к причинно-следственным связям;
- умение придумывать объяснение явлениям природы;
- умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
- умение строить речевые высказывания в ситуации общения.