Татьяна Лой
«Повышение качества инклюзивного образования в дошкольном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы
Модернизация дошкольного образования – одна из задач Федеральной целевой программы развития образования, принятой Правительством РФ в 2011 году. Ряд мероприятий, предусмотренных программой, направлены на повышение качества образовательных услуг.
Одна из основных целей модернизации ДОУ является: обеспечение прав граждан на получение качественного дошкольного образования. В процессе модернизации решаются задачи – создание в ДОУ без барьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, развитие сотрудничества ДОУ с учреждениями социальной сферы. Психолог Е. А. Стребелева в своей программе отметила: «ключевой позицией обновления дошкольного специального образования является создание условий для системного развития возможностей проблемного ребенка в целях обогащения его социального опыта».
Публикация «„Повышение качества инклюзивного образования в дошкольном учреждении“» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Статья 79 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" говорит о «Организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».
В современной образовательной политике получили развитие несколько подходов, которые вы можете увидеть на экране.
С января 2002 года в детском саду функционирует специализированная группа для детей с тяжелыми нарушениями физического, нервно-психического и речевого развития. Цель открытия группы – адаптация детей с ограниченными возможностями, которая дает возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.
Инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Участники воспитательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения.
Основная задача – работы педагогов детского сада – обеспечение плавности и легкости социальной адаптации ребенка и его родителей.
В данную группу принимаются дети по решению городской психолого-медико-педагогической комиссии. Работа с детьми осуществляется в следующих направлениях: лечебно-оздоровительное, коррекционное, социальное.
Для того чтобы повысить общее качество образовательного процесса, все его участники: администрация, педагоги, специалисты, дети и родители регулярно работают в сотрудничестве, открыто оказывают друг другу помощь и получают ее, предоставляют обратную связь, дают советы для достижения общей цели, такой, например, как составление согласованного представления об актуальном уровне развития детей.
Дети-инвалиды получают своевременную раннюю коррекцию, в ежедневных специальных развивающих занятиях с воспитателем, психологом, логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и плаванию, а также в постоянных контактах со сверстниками.
Специалисты, работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом. Для детей с особыми образовательными потребностями составляется индивидуальный маршрут воспитания и обучения. При разработке этого маршрута учитываются:
-данные диагностических обследований специалистов детского сада;
-сведения, полученные в тесном сотрудничестве с родителями детей;
-результаты психологического наблюдения за детьми.
Психолого-медико-педагогический консилиум – координатор коррекционно-образовательной и воспитательной работы в коррекционной группе.
Направление сопровождения:
• Медицинское,
• Психологическое,
• Педагогическое,
• Коррекционное.
Заседания ПМПК проводятся 4 раза в год. На них обсуждаются результаты совместной деятельности педагогов, намечаются пути дальнейшей работы. Корректируются образовательные маршруты с учетом особенностей детей, даются рекомендации родителям.
Медицинское обеспечение, в т. ч. массаж, физиотерапевтические и другие лечебно-оздоровительные мероприятия осуществляют медицинские работники.
В результате адаптационных занятий многие дефекты моторики и физического развития детей сглаживаются и корректируются, улучшается функция сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат.
Коррекционная работа включает время для осуществления организации различных видов детской деятельности с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом или психическом развитии детей. Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями.
В содружестве со специалистами детского сада мы проводим тематические занятия Клуба для родителей «Поможем, друг другу», проводим консультации, мини- тренинги, круглые столы. Родители детей с ОВЗ участвуют в процессе обучения и развития своих детей, они включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка, занимают активную позицию сотрудничества.
Для родителей и детей с ОВЗ проводим игровые сеансы лекотеки (одной из новых форм дошкольного образования, где происходит игровое взаимодействие специалистов детского сада, родителей и детей с ОВЗ, совместно с дети мамы и бабушки играют в различные игры. Завершением таких игровых сеансов является общение за сладким столом.
Для наилучшей социальной адаптации в коррекционной группе создана благоприятная развивающая среда, которая безопасна, комфортна и уютна. Созданная среда вариативна, у каждого ребенка в соответствии с его интересами и возможностями есть выбор и возможность реализовать свою инициативу (выбор игрушек, материалов, видов деятельности). Группа оборудована специальными тренажерами, модулями, сухим бассейном.
В своей работе с детьми мы применяем материал на развитие мелкой моторики: разного вида мозаики, вкладыши, пирамидки, пуговицы, палочки, конструкторы, предметные кубики, пособия-мякиши, строительные наборы, бусы, пособия по шнуровке, выбиванию втулок. Дети любят играть в сюжетно-ролевые игры, применяя красочные модули для постройки машины, корабля, поезда.
Идея инклюзивного образования – это «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнеров». Нахождение детей в данной группе способствует не только коррекции психофизиологических процессов у воспитанников, а также социализации детей в детском коллективе.
Если это не противоречит медицинским показаниям, то дети посещают группу общеразвивающего вида, где проходят обучение в непосредственно образовательной деятельности по лепке, аппликации, рисованию и развитию речи. Для организации инклюзивного процесса чаще всего занятие проходят в форме круга – специально организованного, занятия, на котором дети и взрослые играют вместе, в особой – спокойной, доверительной атмосфере. Дети, включенные в образовательный процесс показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков, адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение.
Праздники, экскурсии, конкурсы, важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых. Наши дети ходят в гости к сверстникам, посещают концерты, театрализованные представления и кукольные спектакли, участвуют в акциях «Внимание дети», «Спорт – это здорово!», «Встречаем птиц», вместе с родителями принимают участие в различных творческих конкурсах.
Дети ежегодно проходят курсы восстановительного лечения в областной клинической больнице, в реабилитационном центре «Бардагон» для детей и подростков с ограниченными возможностями и в Зейском центре «Родник». Дальнейший контроль лечения осуществляется врачом детского сада. Большой упор делается на разъяснительную работу с родителями о необходимости непрерывного реабилитационного лечения.
За десятилетний период существования коррекционной группы медико-социальную адаптацию уже прошли 29 детей дошкольного возраста и 7 дошкольников проходят адаптацию в настоящее время.
Опыт работы показывает, что специально организованный коррекционно-воспитательный процесс, взаимосвязь в работе всех специалистов с детьми, имеющими ограниченные возможностями здоровья дает положительный результат, а именно:
• Поднимает ребенка на более высокий уровень развития.
• Развивает личностные качества, которые позволяют адаптироваться в социуме и успешно взаимодействовать с окружающими людьми.
• Обеспечивает необходимую подготовку некоторых детей к школе.
• Принятие детским коллективом детей с особенностями развития.
• Дети привыкают к обществу сверстников с нормальным развитием, учатся взаимодействовать с ними. А мы, в свою очередь, стараемся организовать это взаимодействие, как взаимодействие равных партнеров.
Все специалисты детского сада испытывают искреннюю радость каждому достижению, которое удается нашим детям, ведь их успехи – это и успехи нашей работы.
Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ДОУ делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большему количеству детей, обеспечение родителям консультативной поддержки, а также подготовке общества к принятию человека с ограниченными возможностями.