Людмила Грибанова
Повышение качества ДОО: проблемы и пути решения
▼ Скачать + Заказать документы
Делая анализ качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, мы выделяем три момента: качество образовательного процесса, образовательных условий и результатов.
Важнейшими инструментами, обеспечивающими качество дошкольного образования в детском саду, являются образовательные программы, реализуемые в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности, разработанные и откорректированные в соответствие с нормативной базой, а также методическое обеспечение образовательного процесса, развивающая предметно пространственная среда, способствующая саморазвитию, самообразованию всех детей детского сада.
Публикация «Повышение качества ДОО: проблемы и пути решения» размещена в разделах
На основе анализа результатов деятельности мы выделили ряд проблем.
Наблюдаем, что с каждым годом объективно ухудшается здоровье поступающих в детский сад детей, что отрицательно сказывается на получении ими качественного образования.
В детском саду одним из приоритетных направлений деятельности является физическое развитие детей.
На основе исходной оценки системы физкультурно - оздоровительной работы коллективом разработана программа «Здоровый малыш».
Ее цель- создание системы необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей, формирование у воспитанников, родителей и педагогов, ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Программа регулирует совместную деятельность медицинского и педагогического персонала. Позволяет осуществлять совершенствование системы деятельности детского сада с учетом индивидуальных особенностей дошкольников.
В детском саду созданы все условия, в том числе среда – как групп так всей территории - функционирует бассейн с зимним садом, спортивная площадка, музыкально-спортивный зал, имеется необходимое оборудование. Педагоги используются разные традиционные и нетрадиционные формы организации образовательной деятельности (НОД, спортивные праздники организуют ежемесячно спортивные развлечения, динамические часы, закаливающие мероприятия, различную игровую деятельность и др.).
Благодаря созданным условиям и проведению физкультурно – оздоровительной работы дети за время посещения детского сада становятся физически развитыми. Показатель индекса здоровья стабильный в течение уже нескольких лет и составляет 21 %. Кроме того, дети нашего детского сада ежегодно занимают призовые места в городской спортивной Спартакиаде среди детских садов нашего города.
Следующая проблема, которую мы уже много лет решаем – это увеличение детей с нарушениями речи. В детском саду функционируют группы компенсирующей направленности, в которых осуществляется работа по коррекции тяжелых нарушений речи. В данных группах созданы все условия для исправления речевых нарушений, социализации и адаптации детей к переходу на следующую ступень образования: Разработаны нормативные документы, создана развивающая предметно пространственная среда; в группах работают высококвалифицированные педагоги, специалисты, а также вспомогательный персонал. Педагоги эффективно используют современные технологии, методы и приемы по коррекции речи.
В группах общеразвивающей направленности так же ведется систематическая работа по развитию речи воспитанников, что приводит к устранению речевых нарушений.
В своей деятельности мы используем интегрированный подход в повышении качества образования в детском саду. Для снижения количества детей с нарушениями речи и здоровья музыкальными руководителями реализуется Программа дополнительного образования «Логоритмика».
Цель программы - пропедевтическая работа речевых нарушений через двигательную сферу в сочетании со словом и музыкой.
Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность - общеразвивающие упражнения, пальчиковые игры, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз, что благотворное влияние на здоровье ребенка.
Созданные условия, позволяют детям быль лауреатами городских конкурсов чтецов, а также успешно социализироваться и адаптироваться к жизни в обществе и школе.
Одна из задач, определенных стандартом дошкольного образования - это активное участие родителей в образовательной деятельности детского сада.
Семья и детский сад - два берега одной реки, два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие.
Дети все чаще задают много непростых вопросов, а родители, кажется, знают все, что готовы учить нас. И только при совместной работе воспитателя и родителей, при правильном информировании, можно добиться отличного тандема, поддержки, взаимопонимания.
Для совершенствования содержания и механизмов взаимодействия с семьей на основе партнерства в ДОО реализуется Программа «Детский сад и семья». Одно из направлений в работе с родителями - вовлечение их в образовательную деятельность, через участие в НОД и совместной деятельности
Не все педагоги вначале работы над введением стандартом понимали важность участия родителей в образовательной деятельности. Постепенно управленческие решения, методическая работа, пример педагогов новаторов смогли показать для остальных важность и необходимость для дошкольников участия родителей в образовательной деятельности.
Это позволило создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, удовлетворить интересы родителей и детей.
Анализ качества образовательных условий в детском саду показывает:материально-технические база насыщена оборудованием и методическими материалами в соответствии с нормативными требованиями.
Уже заходя в детский сад можно видеть, что образовательное пространство для развития всех участников педагогического процесса начинается с территории и холлов детского сада. На стендах расположена информация о достижениях, творческие работ детей, информационный и консультативный материал, а территория и помещения, соответствуют всем общедидактическим принципам и принципам ФГОС ДО.
Развивающая среда групп организуется так, что у каждого ребенка есть место для двигательной активности. Оборудование располагается по центрам развития и позволяет каждому ребенку находить интересное для себя дело, объединяться подгруппами по интересам, учитывать гендерную принадлежность.
Развивающая среда, способствует развитию и обучению каждого ребенка.
В современных условиях качество образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.
Современная ситуация в образовании ставит педагога в принципиально новые условия и направлена на расширение информационного поля, модернизации социальных функций педагога, на индивидуальность, мобильность, ответственность и самостоятельность в принятии решений. Чтобы не отставать от времени, педагоги постоянно совершенствуют свои знания, овладевают педагогическими технологиями, обеспечивая возможность и для своего развития.
Анализ кадрового потенциала показал сильные и слабые стороны кадров учреждения. В детском саду на 2019-2023 гг. разработан проект, в котором главная задача - это развитие кадрового потенциала, через создание механизмов мотивации педагогов к непрерывному профессиональному развитию, к повышению качества и эффективности работы.
Одним из условий в повышении качества является система методической работа, которая обеспечивает методическое сопровождение, учитывая профессиональные дефициты, интересы, возможности. Все формы работы с педагогами направлены на овладение коммуникативными компетенциями. На методических мероприятиях с педагогами использую активные формы - диалог, дискуссии, круглые столы, практикумы, деловые игры, мастер-классы, когда педагоги через живое общение, могут проанализировать свою работу, увидеть свои проблемы, найти пути решения. Они становятся субъектами деятельности и это помогает им находить методы и приемы в работе с детьми.
В современных реалиях пандемии педагогам пришлось находить новые формы обучения детей, и они использовали дистанционную форму через интернет ресурсы, сайт детского сада.
Стала проблема предоставление качественного образования с использованием дистанционного обучения. В дальнейшем необходимо изучить опыт коллег, повысить свою компетентность по данному вопросу.
Хочется сказать, что только совместными усилиями всех участников образовательного деятельности можно добиться повышения качества образования.