Любовь Искакова
Конспект НОД по рисованию в технике «граттаж» и реализации ханты компонента «Потерянные узоры»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по художественно-эстетическому развитию (нетрадиционная техника «граттаж») для детей старшей группы.
Тема: «Потерянные узоры»
Цель: формировать представление о традициях народов ханты.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить представление детей об изобразительной технике «граттаж».
Публикация «Конспект НОД по рисованию в технике „граттаж“ и реализации ханты компонента „Потерянные узоры“» размещена в разделах
- Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народы севера
- Орнамент и узоры
- Орнамент и узоры. Рисование
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
Расширить и закрепить знания детей о культуре коренных народов Севера. Познакомить с декоративно-прикладным искусством народа ханты. Закрепить название хантыйских узоров.
Закрепить на наглядной основе составлять и решать арифметические примеры на сложение и вычитание в пределах десяти.
Развивающие:
Формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильно нажимая на изобразительный инструмент как того требует нетрадиционная техника (граттаж). Развивать интерес к художественному творчеству, развивать связную речь, мышление, умение рассуждать, делать выводы; развивать самостоятельность в изготовлении поделки;
Воспитательные:
Воспитывать чувство сопереживания и сострадания к другим людям, оказание им помощи, воспитывать уважение к традициям народа ханты, формировать художественно-эстетический вкус.
Словарная работа:
орнамент, каюр, оленья упряжка, нарты.
Предварительная работа:
рассматривание альбомов и иллюстраций с одеждой, орнаментами; прорисовка орнаментов; чтение легенды А. М. Коньковой «Откуда северное сияние пошло», загадки об орнаментах.
Материал и оборудование.
Макет чума, кукла Ай Пох, оленьи маски, упряжка, музыка «Нарты», презентация игры «Где чей дом?», карточки с примерами, шишки, счетные палочки, карточки для граттажа, острые палочки, трафареты с орнаментом ханты.
Ход занятия:
Дети играют в настольную дидактическую игру «Мой край Югра». Слышится плач.
В: Ребята, вы слышите? Наверно это плачь из далекой тайги. Давайте попробуем туда попасть. Для этого мы используем наше волшебство, вокруг себя обернись и в тайге очутись.
Звучит музыка, дети подходят к чуму и мальчику. Здороваются. Спрашивают, что случилось.
Ай Пох: Здравствуйте ребята. Меня зовут Ай Пох, что в переводе с хантыйского – маленький сын. Моя мама ушла за продуктами одев на меня малицу, где вышила узоры, которые должны были защитить меня от всяких дурных влияний злых духов, пока ее нет. Я решил покататься с горки, а когда вернулся, заметил, что узоров нет. Ветер унес их. Помогите мне вернуть узоры. Плачет.
В: Что же нам делать, ребята? Как помочь Ай Поху?
Дети: Можно нарисовать, приклеить узоры.
В: Но ведь мы находимся в далекой тайге, и у нас здесь нет ничего, чем мы бы погли нарисовать или приклеить. К тому же, ведь мы не знаем какие именно узоры были у Ай Поха? Когда у народов ханты и манси происходит что то серьезное, они обращаются за помощью к шаману. А на чем передвигаются ханты?
Д: На оленях. А управляет оленями каюр.
Дети одевают маски оленя, выбирают каюра. Звучит музыка, дети отправляются к шаману.
В: Посмотрите, огонь горит, лежит бубен, а шамана нет. Здесь кажется какая то записка. Предлагает детям прочитать.
«Здравствуйте ребята! Я очень рад, что вы решили помочь Ай Поху. Я дам вам все, чтобы нарисовать узоры на малице мальчика, но для этого и вы должны мне помочь. Животные разных стран заблудились и не могут найти дорогу домой, помогите им.
Дети выполняют задание.
Д/игра «Где чей дом?»
Для того, чтобы выбрать правильный узор, вы должны решить примеры.
Дети выполняют задание. Решают примеры и берут узор с соответствующим числом.
В: Ребята, теперь у нас есть острые палочки, узоры, но что же с этим делать?
Дети предлагают варианты решения, высказывают предположения.
В: Ну что ж, других узоров у нас всё равно нет, а рисовать можно и острыми палочками!
Педагог приглашает детей занять свои места, показывает способ процарапывания заострённой палочкой.
В: Взгляните, палочку держим как карандаш, и процарапываем ею по бумаге, по трафарету и чёрный цвет исчезнет.
Дети выполняют задание.
В: Наши узоры готовы! Пойдем обрадуем Ай Поха!
Дети подходят к мальчику.
В: Ребята, но ведь узоры должны быть правильно нанесены на одежду ребенка? Как же мы узнаем где какой узор должен быть на малице?
На карточке с узором, с обратной стороны изображена буква, на малице мальчика так же. Дети высказывают свои предположения, клеют узоры на малицу.
Ай Пох: Смеется. Спасибо ребята. Теперь мне ничего не страшно. Давайте потанцуем!
Звучит музыка, дети исполняют танец.
В: Мы очень рады были помочь тебе, Ай Пох! Нам пора возвращаться домой. Досвидания! Вокруг себя обернись, в детском саду очутись!