Оксана Мизёва
Посткроссинг как метод формирования у дошкольников активной позиции юного горожанина
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Письма летают по белому свету»
Вид проекта: познавательный.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: воспитанники ДОУ (старший возраст, воспитатели группы, родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Актуальность:
• В соответствии с федеральным законом N 273, статьи 64 п. 3 :
Публикация «Посткроссинг как метод формирования у дошкольников активной позиции юного горожанина» размещена в разделах
- Посткроссинг на МAAM
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
- «… Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической, консультативной помощи…».
• Федеральный государственный стандарт дошкольного образования п. 1.6 (1):
- «…Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия…».
- «…Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей…»
• Федеральный государственный стандарт дошкольного образования п. 2.6:
- «…Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках…»
Проблема:
В ходе педагогического наблюдения за непосредственной деятельностью и мониторингом нравственно- патриотического воспитания детей, анкетирования родителей выявилось, что дошкольники, недостаточно ориентируются в понятиях – Родина, Россия, страна, город, патриотизм. Анализ развивающей предметно-пространственной среды позволил выявить недостаток информационных источников и наглядных дидактических средств, необходимых для формирования данного понятия, т. к. они «невещественны». То, что ребенок не увидел сам, не потрогал, не пережил, то, что не пробудило в нем эмоции, не становится долговременным приобретением ребенка.
Цель:
Создание условий для познавательного развития ребенка и расширения представлений о стране, в которой мы живем, через игровую и организованную деятельность посредством инновационной технологии посткроссинг (почтовая переписка).
Задачи:
1. Формировать познавательный интерес детей к географии, познакомить с физической картой нашего края и страны.
2. Познакомить детей с возможностями эпистолярного жанра (рукописного письма или открытки) и алгоритмом составления письма.
3. Расширить представление о других городах нашей страны, путем обмена письмами.
4. Воспитывать уважение к людям различный национальностей, культур и религий.
Описание проекта:
Современные гаджеты с электронными письмами, смс сообщениями в социальных сетях, совершенно вытеснили общение между людьми с помощью эпистолярного жанра: писем, открыток.
В 2005 году, в век информационных писем, истосковавшийся по бумажной или «живой» переписке, португалец Паоло Магляшем решил создать инновационный проект, суть которого состоит в обмене открытками из разных стран мира. Идея Паоло не осталась, незамеченной и постепенно проект стал популярным и в России.
Посткроссинг– проект по обмену почтовыми открытками. В нашем случае, это переписка более широкого обмена информацией об истории городов и поселков, где проживают адресаты. Обмен письмами, открытками, магнитами, подарками в виде детских рисунков, аппликаций, раскрасок. На уровне педагогов это обмен презентациями, видеороликами, печатным материалом о своем месте проживания.
Технология посткроссинга, в детском саду носит познавательный характер, является средством развития познавательной, речевой, и творческой деятельности дошкольников; не требует больших материальных затрат и специального обучения педагогов.
Посткроссинг как инновационная деятельность является востребованным как среди воспитанников, так и среди педагогов и родителей. Это постоянный поиск неординарных форм взаимодействия с социальными партнерами для того, чтобы дать возможность каждому ребенку, родителю, педагогу реализовать свои творческие способности.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование у дошкольников представлений о родном крае и стране, в которой живут, о традициях разных народов России.
2. Формирование у дошкольников умения ориентироваться по карте.
3. Овладение алгоритмом составления открытки и письма.
4. Создание атмосферы общности интересов партнерских отношений.
5. Создание альбома-книги «Истории городов России» на основе собранного материала.
Деятельность в рамках проекта:
Деятельность по проекту строится между всеми участниками образовательного процесса и включает в себя:
1. Мотивацию воспитанников и их семей на предстоящую деятельность.
2. Обсуждение содержания деятельности по проекту.
3. Подбор и разработка дидактических материалов.
4. Создание развивающего образовательного пространства в группе.
5. Активную практическую работу с детьми и родителями.
6. Использование разнообразных видов деятельности: игры, познавательные беседы, чтения художественной, публицистической литературы, выставки совместного детско-родительского творчества, экскурсии в музей и мемориалы.
7. Презентация приобретенного опыта и знаний.
Родители на протяжении всего проекта являются активными участниками деятельности:
• участвуют в коллекционировании открыток, магнитов, книг и фотографий,
• оформлении развивающей среды группы, изготовлении и приобретение дидактических игр, наглядно-демонстрационных пособий;
• создании стенгазет, альбомов;
• проведении квестов, брейн-рингов, мастер-классов, организация выставок совместно с детьми.
Реализация данного проекта предполагает использование следующих ресурсов: информационный; интернет-ресурс; финансовый и материально-технический ресурс.
Программа действий:
Подготовительный этап:
- Использование адаптированной методики «Мониторинг нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»
(М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева).
Наблюдении за детьми в повседневной деятельности.
- Анкетирование родителей.
- Анализ развивающей предметно-пространственной среды.
- Заседание «Круглого стола».
- Метод 3-х вопросов: «Что мы знаем?» «Что хотели бы узнать?», «Где можно получить информацию?»
- Коллекционирование.
- Подборка познавательной и художественной литературы, изготовление дидактического и наглядного материала.
Основной этап:
-Беседы: «Истории моего города», «Россия – моя Родина», «Знакомство с флагом России», «Знакомство с глобусом и картой», «Напиши мне письмо»
-Рассматривание картин и фотографий.
- НОД:- «Нет в России красивее чем город наш на Енисее»;
- «Люби и знай родной свой край»;
- «И красива и богата наша Родина ребята»;
- «Путешествие по карте»;
- «История возникновения письменности»;
- «Письмо другу»;
- Чтение художественной литературы;
- Собирание историй о достопримечательностях и исторических места нашего города.
- Проведение экскурсий.
Заключительный этап:
- Квесты, брейн-ринги.
- Написание и отправка письма.
- Изготовление альбома книги «Истории Российских городов в письмах».
Результат:
Продукт:
Альбом – книга «Истории Российских городов в письмах».
Эффекты:
Для педагогов:
• освоение инновационной технологии посткроссинг;
• повышение уровня педагогической компетентности;
• повышение качества работы с детьми через взаимодействие с родителями.
Для воспитанников:
• развитие познавательно-исследовательской деятельности детей и речевой активности;
• расширение и уточнение первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
• формирование эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира;
• повышение уровня патриотического воспитания юного горожанина посредством эпистолярного жанра;
• эффективное социально-коммуникативное развитие детей при совместной работе со всеми участниками образовательного процесса.
Для родителей:
• формирование родительской компетентности в вопросах патриотического воспитания ребенка;
• возможность использования технологии посткроссинг, как семейного хобби для патриотического воспитания ребёнка как юного горожанина
• удовлетворённость родителей работой дошкольного учреждения.
• развитие эмоционально – позитивных отношений между родителями и детьми, родителями и педагогами.