Аксютина Алина Алексеевна
Портфолио дошкольника как средство формирования представлений о семье у детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
«Семья – это питающая, насыщающая почва,
на которой произрастает высаженное семечко…»
Питер Селлерс
Вопросы формирования представлений о семье у детей в раннем возрасте всегда оставались актуальными в педагогике и психологии. Исследования в области развития детей показывают, что представления о семье формируются с самых ранних лет и могут иметь важное влияние на дальнейшее психосоциальное развитие.
Публикация «Портфолио дошкольника как средство формирования представлений о семье у детей 5–6 лет» размещена в разделах
Формирование у дошкольников представлений о семье можно рассматривать в нескольких аспектах: во-первых, мотивационный аспект, то есть степень значимости семьи для ребёнка; во-вторых, когнитивный аспект – это знание ребёнка о семье, родственных связях, ролях; в-третьих, эмоциональный – это переживания, связанные с событиями в семье; в-четвертых, личностный – представления о своём месте в семье, а также о настоящих и будущих семейных ролях.
Портфолио дошкольника - это один из лучших педагогических инструментов, который помогает составить комплексное представление о личности ребёнка, его индивидуальных особенностях и динамике развития (А. Бостельман и М. Финк).
Существуют различные подходы к определению понятия «портфолио» (Т. Г. Новикова, А. С. Прутченков, И. Ю. Гайтукаева, И. Г. Юдина, Г. К. Селевко, В. К. Загвоздкин и др.). Все исследователи сходятся во мнении, что портфолио дошкольника, в первую очередь, - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период.
Цель портфолио как технологии - обучение дошкольников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.
В ДОУ можно использовать следующие варианты портфолио дошкольника:
1. Портфолио-раскраска – это привлекательный вид портфолио для ребёнка, поскольку в ней он сам может раскрашивать странички и наклеивать готовые изображения. Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить самостоятельно, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.
2. Печатное портфолио – одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.
Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора - ребёнка. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации. В портфолио могут быть включены результаты, достигнутые ребёнком в социально-коммуникативной, трудовой и других видах деятельности.
Для детей 5-6 лет портфолио представляет собой не только способ документирования и отслеживания их успехов, но и инструмент, с помощью которого они могут лучше понять семейные отношения и динамику внутри семьи. Электронное портфолио позволяет создавать множество форматов, включая фотографии, звуковые записи, видеоматериалы и текстовые документы, что делает его универсальным инструментом для наблюдения и анализа жизни в семье. Для успешной реализации исследования и формирования представлений о семье через электронное портфолио детей 5-6 лет необходимо учесть несколько важных аспектов.
Во-первых, сотрудничество с родителями. Вовлечение родителей в процесс сбора информации и материалов для портфолио играет ключевую роль. Родители могут предоставлять фотографии, видеозаписи и другие материалы, которые отражают семейные моменты и события. Важно, чтобы портфолио отражало разнообразные семейные сценарии и события, от повседневных моментов до праздников и особых событий.
Во-вторых, визуальные и аудиовизуальные материалы. Включение фотографий, видеороликов и звуковых записей позволяет детям более наглядно представлять семейные события и взаимодействие членов семьи. Важно организовать беседы с детьми о событиях, которые они видят на фотографиях и видеозаписях. Эти диалоги могут помочь детям лучше понять семейные отношения. Включение игр и заданий в портфолио может сделать процесс более интересным и вовлекающим для детей. Для создания электронного портфолио можно воспользоваться различными онлайн-платформами или программами. Важно выбрать удобный и безопасный инструмент для хранения и представления материалов.
Структура портфолио подробно представлена в учебно-практическом пособии «Применение портфолио в детских дошкольных организациях. 3-6 лет» под редакцией А. Бостельмана и М. Финка. Для мониторинга достижений авторы предлагают «Карты индивидуального развития». Портфолио может включать разделы, посвящённые разным аспектам семейной жизни, таким как «Семейные мероприятия», «Семейные традиции», «Время с семьёй», и другие. Например, включение семейных настольных игр или игр на свежем воздухе позволяет детям наблюдать за взаимодействием членов семьи и развивать навыки сотрудничества. Совместное составление родителями и детьми рассказов и историй из своей семейной жизни, которые могут быть напечатаны или записаны на видео. Дети могут создавать рисунки, поделки или кукольные представления, отражающие их представления о семье. Включение моментов, связанных с совместным приготовлением еды, позволяет детям увидеть, как семья совместно работает над общими целями.
Проведение в детском саду и дома регулярных бесед с детьми о содержании портфолио, во время которых можно обсудить важные моменты и задать вопросы. Сравнение материалов в портфолио с течением времени позволяет выявить изменения в представлениях о семье. Важно, чтобы родители и педагоги активно взаимодействовали с портфолио, задавали вопросы и предоставляли обратную связь. Этот подход позволяет детям активно участвовать в процессе формирования собственных представлений о семье и развивать навыки рефлексии. Важно поддерживать детей в их творческом процессе и создать условия для открытых и честных обсуждений семейных тем.
Ценность портфолио заключается, прежде всего, в том, что оно способствует проявлению самостоятельности в действиях, а также адекватной самооценки, раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
Таким образом, портфолио дошкольника является одним из средств формирования у детей ценностных представлений о семье, понимания преемственности поколений, осознание своей роли в поддержании семейных традиций. Формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста происходит в процессе заполнения портфолио дошкольника как самостоятельно, так и совместно с родителями и педагогами ДОО. Семья остается важным социокультурным контекстом в жизни каждого ребёнка. Формирование представлений о семье играет решающую роль в его психосоциальном развитии, а использование портфолио представляет собой эффективный способ вовлечения детей в процесс познания семейных ценностей и взаимодействия.
Библиографический список
1. Бостельман А., Финк М., Применение портфолио в дошкольных организациях. 3-6 лет: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования / под ред. Свирской Л. В. М. : Национальное образование, 2015. – 124 с.
2. Осипова Т. В., Портфолио дошкольника как средство развития успешности ребенка. Методические разработки. Конкурсы для воспитателей / Педагог ДОУ- 2017 - 316 с.
3. Михайлова-Свирская Л. В., Применение портфолио в дошкольных организациях 3-7 лет: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования / М. : Национальное образование, 2015. – 120 с.