Татьяна Владимировна Бородина
«Поможем Ивану-царевичу. Звук [ш]». План-конспект подгруппового логопедического занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- Выполнение артикуляционных упражнений в полном объёме;
- Формирование длительной направленной воздушной струи;
- Обучение артикуляции звука [Ш];
- Определение звука [Ш] в ряду звуков и слогов;
- Закрепление названий предметов посуды, её назначения;
- Упражнения в образовании форм родительного падежа, множительного числа;
- Развитие мелкой моторики, памяти, внимания, целостного восприятия.
Оснащение;
1. Игрушка или предметная картинка «Иван-царевич»
2. Картинки с изображением обуви
3. Разрезные картинки «Обувь»
Ход занятия
1. Оргмомент
Логопед: Однажды отправился Иван-царевич на поиски жар птицы.
1. Артикуляционная гимнастика
Улыбнулся он своим родственникам: отцу и братьям.
- Упражнение «Забор» («Улыбка»)
Иван-царевич взял с собой круглые бараночки:
- Упражнение «Колечко» («Рупор»)
И сладкое печенье:
- Упражнение «Лопаточка»
И всё это он будет кушать со вкусным вареньем:
- Упражнение «Вкусное варенье»
Варенье Иван-царевич запьет чаем из чашечки:
-Упражнение «Чашечка»
Если чай горячий, то на него надо подуть. Покажи Ивану-царевичу, как это делать. А теперь чашечку нужно вымыть и убрать.
- Ребёнок заводит «чашечку» за верхние зубы.
Иван-царевич отправился в путь осенью, когда листья с деревьев уже опали. Под ногами листья шуршали: ш-ш-ш….
2. Совершенствование фонематического восприятия.
Слушай внимательно и подними листочек, когда услышишь шуршание листьев: С-Ф-Ш-Х-Ш-Ж-Ч-Ш…
Много дней проходил Иван-царевич, много обуви сносил. Покажи обувь, в названии которой услышишь «песенку листьев» (звук Ш) (перед ребенком выкладываю картинки с изображением обуви).
3. Развитие мелкой моторики.
Попал Иван-царевич в пустыню, пошел по песку горячему, притомился и решил отдохнуть, присел. Вдруг Иван-царевич слышит - что-то шуршит: ш-ш-ш. Смотрит, а в из песка что-то торчит, стал разрывать песок и вытащил лампу старинную, потер ее, и вылез оттуда джин. Иван-царевич попросил джина подарить новую обувь, ведь старая-то износилась.
«Обувь»
Посчитаем в первый раз, Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки На каждое название обуви загибают по одному
пальчику, начиная с большого.
Для Наташки и Серёжки,
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
4. Постановка звука Ш.
Опять кто-то шуршит. Из песка появляется змейка. Змейка очень добрая и веселая. Целый день змейка поет свою любимую песенку: ш-ш-ш. Давайте и мы выучим «песенку змейки».
5. Автоматизация звука Ш в слогах.
Пока мы учились шипеть кто-то разбил лампу. Если вы поможете джину собрать и склеить лампу, он поможет найти жар-птицу. Назовите слог и возьмите один осколок (часть разрезной картинки). Дети складывают разрезную картинку.
Если перевернете картинку лицом вниз, то увидите Жар-птицу. Вы помогли Ивану-царевичу найти Жар-птицу. Молодцы!
6. Дидактическая игра «Один - много».
Напоследок джин приготовил для вас игру с мячом.
У джина не один сапог, а много – чего? (сапог)
Не одни ботинки, а много – чего? (ботинок).
Не одни тапочки, а много – чего? (тапочек)
Не одни кроссовки, а много чего? (кроссовок).
Не одни шлепки, а много? (шлепок).
Не одни сланцы, а много чего? (сланцев).
Не одни туфли, а много чего? (тУфель)
Не одни босоножки, а много – чего? (босоножек)
Не одни сандалии, а много – чего? (сандалий) и т. д.
Ивану-царевичу пора домой. Он прощается с нами, с джином, со змейкой и хочет ещё раз спеть «песенку змейки» (ш-ш-ш)
7. Произношение изолированного звука
Ш – Ш – Ш …