Бикбердина Файруза
«Полоролевое развитие детей старшего дошкольного возраста в образовательной области «Физическая культура»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Полоролевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством педагогических мероприятий в образовательной области «Физическая культура».
Из чего же, из чего, из чего же
Сделаны наши мальчишки?
Из пружинок, и картинок,
И стекляшек, и промокашек,
Сделаны наши мальчишки!
Из чего, из чего ж, из чего же,
Сделаны наши девчонки?
Из платочков, из клубочков,
Из загадок и мармеладок,
Сделаны наши девчонки!
Публикация «„Полоролевое развитие детей старшего дошкольного возраста в образовательной области „Физическая культура“» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Такой эпиграф я взяла в теме о «Полоролевом воспитании дошкольников». В чем я вижу Актуальность выбранной темы? На мой взгляд, многие традиционные ценности, включая семенные, полоролевые, детско-родительские и супружеские отношения претерпевают значительные изменения. Их подменяют образцами западной субкультуры, отражающей элементы жестокости, насилия, под влиянием которых меняются внутренние психологические позиции ребенка, его сознание. Значительные сдвиги в плане ценностных установок за последние годы произошли и в семейной жизни.
Деятельность женщины переориентировалась с семьи на профессиональный и карьерных рост. Из-за полной занятости на работе – «усекается» роль матери. Активно беря на себя мужскую социальную роль, женщина почти автоматически перенимает и особенности мужского поведения: властность, диктат в решении конфликтов. В этой ситуации глава семьи – мужчина – нередко лишается внутренней свободы, уверенности в себе. Вялость, пассивность, уход от трудностей выбора, придирчивость, капризность – вот что порой его характеризует. Культура вместе с теме немыслима без семьи, детей, любви, супружеских и родственных отношений. Немыслима она и без связи таких систем, как муж-жена, мать-ребенок, отец-сын, брат-сестра. Именно в семье человек впервые сталкивается со всем многообразием полоролевых отношений, создающих его нравственные усилия.
Цель.
Подготовить к жизни счастливого, эмоционального благополучного ребенка, адекватно осознающего и переживающего своих физические и психологические индивидуальные особенности, посредством образовательной области «Физическая культура».
Задачи.
1) Развивать у ребенка ценностное осмысление себя, как представителя определенного пола, как неповторимую личность, которая отличается внешними признаками и внутренним миром.
2) Выявить полоролевой опыт каждого ребенка, обратившись к волнующим его жизненным проблемам и создать условия, которые способствовали бы развитию полового сознания, отношения и поведения.
2) Выявить полоролевой опыт каждого ребенка, обратившись к волнующим его жизненным проблемам и создать условия, которые способствовали бы развитию полового сознания, отношения и поведения.
3) Активизировать поиск своего места в мире посредством спортивных педагогических мероприятий.
Начиная работу по этой теме, я прежде всего поставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить литературу.
2. Составить перспективный план, начиная со средней группы.
3. Обогатить предметно развивающую среду.
4. Формировать представления о мужчинах и женщинах, об особенностях же поведения организуя с детьми игры, беседы, чтения художественной литературы.
5. Взаимодействие с семьей в формировании основ полоролевого поведения детей дошкольного возраста.
Для формирования представлений о мужественности и женственности использовала
устное народное творчество, художественную литературу. Так из сказок, произведений на основе былин, рассказов о защитниках Отечества, дети узнали о таких качествах, как смелость, ответственность, готовность помочь слабым, рыцарство, присущее не только мужчинам, но и мальчикам. Проводила беседы о мужественности и женственности как с мальчиками, так и с девочками в форме «разговора по душам», «секретных совещаний», так и со всеми детьми вместе, например о ласковых и сильных руках, о красоте и пользе народных мастеров и мастериц, где подчеркивалась необходимость мужских и женских качеств. Рассматривали иллюстрации, репродукции картин художников о семьях, о добрых взаимоотношениях между родителями, сестрами и братьями, их взаимной помощи. Использовала в работе естественные и создавала проблемные ситуации, близкие к жизненному опыту детей. Например, рассказывала о том, что однажды произошло в другом детском саду или группе, и спрашивала, как в том или ином случае поступили бы мальчики и девочки из группы. Так же создавала проблемные ситуации, где сказочные персонажи – феи, рыцари – демонстрировали несколько моделей поведения, а дети выбирали самую правильную.
Проводила работу по воспитанию любви к маме и другим членам семьи. Объясняла, что взрослые члены семьи не только выполняют обязанности по дому, но и работают, поэтому дети должны помогать им. Дети должны заботиться о них. Особое внимание уделяла заботе о престарелых членах семьи – бабушках, дедушках.
Для закрепления в поведении старших дошкольников выбирала с. р. игры, в которых отражены разнообразные события из жизни мужчин и женщин, их взаимоотношении в семье и обществе.
Мальчики: «охотники», «спасатели», «астронавты». Девочки: «Феи», «Кукольный магазин», «Д/сад».
У мальчиков и девочек есть двигательные предпочтении, т. е. та деятельность, которая им интереснее, лучше удается и в которой ярко проявляются их особенности, связанные с полом.
Организуя двигательную деятельность мальчиков и девочек, я учитывала половые особенности детей в процессе занятий физическими упражнениями и проводила их по нескольким направлениями.
I. Подбор упражнений.
Зависит от способа организации занятий, учитывающих
особенности мальчиков и девочек. Может иметь два варианта:
1. Одно из двух занятий проводится раздельно (например, для мальчиков
футбол, хоккей, для девочек – упражнения с лентами).
2. Все занятия проводятся совместно, но части заданий для девочек и мальчиков
отличаются.
а) в подготовительной и заключительной частях дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание.
б) на протяжении всего занятия дети выполняют упражнения вместе, но ряд упражнений предполагает разные варианты для мальчиков и девочек (например, в ОРЦ – и. п:
- в полосе препятствий условия их преодоления: мальчики перебегают, девочки – подлезают;
- в метании – расстояние до цели;
- в упражнениях на развитие силы мышц – дозировка.
II. Нормирование физической нагрузки : основывается на индивидуальных особенностях детей : состоянии здоровья, физической подготовленности.
III. Методика обучения сложным двигательным действиям.
Существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, а у девочек
они вызывают затруднения и требуют большего времени для овладения (например, метание на дальность и в цель). И наоборот, упражнения легкие для девочек и требующие многого времени и усилий у мальчиков, например, прыжки со скакалкой. Это требует от педагога изменения методических подходов, например, разное число повторений, выбор подготовительных упражнений, использование вспомогательного оборудования и т. п.).
Дети предпочитают те упражнения, которые у них лучше получаются. Мальчики любят спортивные игры. Ленты, скакалки, обручи – предметы девочек. Например, можно наблюдать, как по-разному относятся к ходьбе по бревну девочки и мальчики. Мальчики быстро пробегают и соскакивают с него, а девочки идут по бревну медленно, с приседаниями, и поворотами, получая от этого удовольствия, любуясь собой. Мальчикам же лучше в это время лазить по гимнастической стенке. В то же время необходимо учитывать не только половые, но индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности в упражнениях с «мальчишеской» направленностью, и наоборот. Поэтому стремление детей заниматься определенным видом двигательной деятельности не должно подавляться, если только это не вредит здоровью.
В процессе занятий физическими упражнениями делила детей на группы, подгруппы, пары. При делении на команды использовала такой методический прием, когда капитаны сами выбирали себе партнеров. В игре мальчиков больше интересует результат, поэтому при выборе они часто ориентируются на физические качества партнера, его умения («С Андреем мы обязательно победим, знаете, как он быстро бегает?»). девочек же больше интересуют отношения с партнерами («Я выбираю Алену, потому что она моя подруга, а ее мама подруга моей мамы»).
К девочкам и мальчикам предъявляются разные требования к выполнению одних и
тех же движений, требования к их результативности тоже должны быть разными. Например, в прыжках со скакалкой для мальчиков хорошим результатом можно считать безостановочные прыжки, а для девочек хороший результат – усложненные варианты прыжков (прыжки ноги скрестно, руки скрестно, прыжки вдвоем, с вращением скакалки назад и т. д.).
Независимо от уровня физической подготовленности девочки, всегда расставляют и убирают только мелкий легкий инвентарь (обручи, мячи, палки, кегли и т. д., а мальчики группой в несколько человек – тяжелое оборудование (гимнастические скамейки, маты и т. п.). Обращаю внимание детей на различие в функциях мальчиков и девочек.
Мальчики любят спортивные игры, бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, борьбу; девочки же предпочитают игры с мячом, со скакалкой, ленточками, упражнения в равновесии, танцевальные упражнения. Подвижные игры, эстафеты, плавание нравятся и мальчикам и девочкам. Двигательные предпочтения появляются и в выборе спортивных секций и кружков. Поэтому, готовясь к занятию по физкультуре, я взяла тему, близкую девочкам: «Все дело в шляпе». Для мальчиков занятие называлось: «Рыцарский турнир», и совместное занятие с мальчиками и девочками, где были учтены половые различия.
Родители – это фундамент, без которого невозможно построить процесс воспитания ребенка. Работу проводила как индивидуально, так и группой. Проводила собрание по теме : «Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей», «Женские и мужские обязанности: нужно ли из разделять?», «Дружеские отношения между мальчиками и девочками: что нужно делать, чтобы они возникли».
- Наглядные виды работы: консультации, выставки детских работ, выполненные на занятиях.
- Проведение совместных мероприятий (выставки, занятия (гимнастика, спортивный досуг).
- Тестирование: «Какие качества воспитываем у сына или дочери», «Домашние обязанности ребенка», «Взаимоотношения ребенка со сверстниками».
Возможности полоролевого воспитания и обучения дошкольников позволяют сохранять и укреплять физическое, психологическое и социальное здоровье, формировать у них основы мужского и женского начала, активизировать творческие способности, эстетический вкус, способствовать жизненному определению.