Папки-передвижки

Опыт работы «Финансовая грамотность детей подготовительной группы посредством экономического воспитания»

Наталия Гордей
Опыт работы «Финансовая грамотность детей подготовительной группы посредством экономического воспитания»

ВЫСТУПЛЕНИЕ на районном методическом объединении по теме:

«Полезные экономические навыки и привычки в быту»

Подготовила старший воспитатель :

Гордей Наталия Юрьевна

СЛАЙД 1

Полезные экономические навыки и привычки в быту.

Публикация «Опыт работы „Финансовая грамотность детей подготовительной группы посредством экономического воспитания“» размещена в разделах

Уважаемые коллеги, хочу познакомить вас с работой детского сада «Ручеёк» по теме «Финансовая грамотность детей подготовительной группы посредством экономического воспитания в соответствии с требованиями ФГОС ДО».

С чего все началось? А началось все с годового плана, в котором одна из задач- Воспитание экономически грамотного и экономически активного члена общества, умеющего понимать и оценивать социально -экономические процессы и способного участвовать в экономической жизни страны, и учебного плана работы районного методического объединения. На первый взгляд тема совершенно не подходит для дошкольников, так как долгое время в нашей стране, развивался стереотип, что финансовая грамотность необходима людям, работающим на рынках финансов. И вот сейчас пришло осознание, что первоначальные знания о финансах необходимы каждому из нас.

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи : сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

СЛАЙД 2

Здесь важно отметить поведение взрослых, так как зачастую именно их пример становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но важно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться.

Правильное распределение семейных доходов — целое искусство. Умение экономить, делать сбережения, планировать, что купить сейчас, а что — позднее; предусматривать все предстоящие расходы (в том числе оплата ресурсов, которыми мы пользуемся) – всё это приводит нас к необходимости формировать у детей полезные экономические навыки и привычки в быту.

СЛАЙД 3

Задачи, которые решаются в процессе этого формирования, звучат так:

воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам;

• формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь;

воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных потребностей.

СЛАЙД 4

В детском саду и дома воспитание у детей полезных экономических привычек и повседневное их закрепление заключается в формировании умений:

- соблюдать чистоту и порядок,

- бережно пользоваться игрушками, книгами, материалами и инструментами для дидактических игр и труда,

- не тратить ничего зря (культура деятельности, умение быть занятым);

Нам необходимо показывать детям образец достойного поведения в быту. Ведь не зря люди всегда осуждали неряшливость, расточительность! Важно воспитывать у детей такие привычки как :

- бережное обращение со своими вещами и вещами, принадлежащими другим (взрослым, сверстникам);

- разумное использование материалов для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры);

- экономия воды, электроэнергии (выключать, если ими в данный момент никто не пользуется);

- нетерпимость к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам.

СЛАЙД 5

В мире новых технологий и возможностей, человека окружает множество интересных и полезных вещей, сложно выбрать что-то одно. Детские товары вызывают у детей неоспоримый интерес. Но стоит ли родителям приобретать все, что просят дети?

В продолжение моего выступления предлагаю вам деловую игру «Мой компромисс». Для этого приглашаю ко мне двух коллег. (Раздать роли)

Представим, что мы с Вами оказались в магазине и стали свидетелями следующей сцены.

-Мама, я хочу новую куклу.

- Но, вчера мы уже купили новую игрушку.

- А я хочу еще и эту, я сказала - купи.

- Это не причина, мы не можем покупать тебе новую игрушку каждый день!

Предлагаю Вам высказать причины, по которой Вы выберете покупку куклы и высказать причины отказа от покупки. Можно ли найти компромисс?

(Варианты ответов педагогов)

Как мы видим, ситуации бывают разные. Не всегда у нас, родителей, получается аргументировано и понятно для ребенка, объяснить причину в отказе покупки. Поэтому у детей случаются обиды и истерики, особенно, если ребенок не привык к отказам. Наша задача состоит в том, чтобы спокойно и доступно научиться объяснять ребенку необходимость новых приобретений и возможно помочь найти другие варианты получения желаемых вещей. И, конечно, сформировать у ребенка правильное отношение к деньгам, объясняя ему их ценность.

СЛАЙД 6

Есть вещи, которые нужны, и вещи, которые нам просто хочется купить. Все наши траты можно разделить на две части: обязательные и произвольные. Какие траты вы считаете необходимыми, обязательными тратами, а какие – желаемыми, произвольными? (Ответы педагогов)

СЛАЙД 7

Обязательные — это траты, без которых никак нельзя обойтись: еда, вода, жилье и др. Произвольные траты — то, без чего обойтись можно, но что нам очень хочется приобрести.

Детям, например, для формирования представлений о семейных расходах, можно предложить поиграть в игру «Найди желаемые и необходимые покупки», используя яркие картинки.

СЛАЙД 8

Каждый месяц родители получают определенную сумму денег. И на нее можно приобрести ограниченное количество товаров и услуг. А вот какое количество денег мы тратим на необходимое и можем потратить на желаемое, нам поможет ведение бюджета.

Бюджет – это подробное описание всех доходов и расходов.

СЛАЙД 9

Основная цель бюджета – контролировать деньги, управлять ими, избегать неожиданных расходов - «Ловушек».

Уважаемые коллеги, на ваш взгляд, что это за «Ловушки»? Как нам спасти деньги от них? (Предположения педагогов).

«Ловушки» бюджета – это незапланированные расходы, спонтанные и не всегда полезные. Из-за них доходы уменьшаются, а расходы растут. Внимание на экран. Что это за «Ловушка»?

Слайд 10.

Картинка «Реклама» – с помощью красочных картинок и обещаний реклама побуждает покупать больше, чем нам нужно.

Слайд 11.

Картинка «Расход воды и электричества» – важно бережно относиться к расходу воды и электроэнергии.

Слайд 12.

Картинка «Стихийные покупки» – лучше всего перед походом

в магазин составить список покупок и взять с собой ограниченную сумму денег. Все это поможет Вам избежать ненужных покупок.

Слайд 13.

Картинка «Переплата». Вещи лучше покупать не в сезон, а заранее, либо после окончания сезона, когда наступает распродажа.

Слайд 14.

Вы можете провести вместе с детьми расследование – сравнить цены на любимый шоколад, мороженое или другие продукты в разных ближайших магазинах. Посчитать насколько различаются цены и где выгоднее совершать покупки, таким образом избежать еще одной «ловушки».

Слайд 15.

Для того, чтобы обучение финансовой грамотности стало продуктивным и результативным необходимо, в первую очередь, вызвать интерес у участников образовательного процесса: педагог-ребенок-родители. И если педагог изначально заинтересован в учебном процессе, в силу своей профессиональной деятельности, то заинтересовать родителей и, прежде всего, воспитанников помогают методы и приемы, который позволяют им стать активными участниками этого процесса.

Так какие же методы и приемы помогают включить ребенка в образовательный процесс, стать его активным участником?

В процессе работы по освоению финансовой грамотности мы используем те же методы, что и при работе с другими темами. Эти методы можно разделить на 4 группы :

Игровые: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и игровые упражнения, интерактивные мини-спектакли (на основе обучающих сказок); викторины и т. д.

Словесные: объяснения, чтение художественных произведений и обсуждение, рассказ взрослого и рассказы из личного опыта детей, проблемные ситуации, пояснения и др.

Наглядные: наблюдение, просмотр мультфильмов и презентаций, рассматривание плакатов, зарисовок, сюжетных картин, иллюстраций и т. д. ;

Практические: продуктивная деятельность, исследование, экспериментирование, решение арифметических задач, задач-шуток, проекты, лэпбуки и пр.

Далее хотелось бы более подробно остановиться на каждом виде.

Слайд 16.

Игра является базовой формой деятельности ребенка-дошкольника. Поэтому обучение финансовой грамотности, так же осуществляется через игру. Большую роль в формировании основ финансовой грамотности можно отвести сюжетно-ролевым играм, такие как «Банк»-непосредственная связь с экономическим воспитанием (структура организации, сотрудники, функционал, «Супермаркет» или «Торговый центр», «Кафе», «Пиццерия», игры по ознакомлению с профессиями «Салон красоты», «Аптека», «Автосервис» и др. Один из наиболее ярких примеров, раскрывающих тему, игра «Ярмарка». Здесь мы можем проследить сюжетную линию от производства продукта, до его продажи (труд, реклама, качество товара, деньги или обмен и пр.). Элементы ряжения дают дополнительную эмоциональную основу для восприятия информации.

Дидактические игры и игровые упражнения такие как:

«Что перепутал художник?», «Где что купить?», «Дорого-дешево, выгодно - невыгодно», «Составляем план покупок», «Что нельзя купить?», способствую усвоению следующих задач:

• закрепить знания о профессиях и необходимых инструментах необходимых для каждой профессии;

• формировать представления о том, где следует покупать нужные товары, развивать навык разумных трат;

• формировать навык осуществления покупок, выбора и принятия финансовых решений;

• формировать начальные навыки планирования;

• закреплять понятие о том, что не все можно купить.

• Театральная деятельность, как часть игровой деятельности, - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Занятия в форме театрализованной деятельности помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию; проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления.

• Театрализация может включать в себя как интерактивные мини-спектакли по сюжетам обучающих сказок, где актерами выступают сами дети, так и кукольные спектакли. Материалом для обыгрывания может служить как народные сказки («Колосок», «Теремок», «Репка» и др., так и множество современных авторских сказок «Приключение копеечки», «Лесная ярмарка», «Мишкина копилка», «Денежный домик» и др. Последние знакомят детей непосредственно с экономическими понятиями такими как: деньги, натуральный обмен, сбережения, расходы, стоимость и др.

Слайд 17.

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Как правило, словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами.

Через заучивание пословиц и поговорок у детей воспитываются не только морально-нравственные качества, но и даются представления об экономической целесообразности, отношению к труду, к деньгам и пр. Загадки же, помимо развития поисковой активности, помогают формированию экономического словаря.

Чтение и обсуждение художественных произведений является одним из наиболее продуктивных методов освоения мира финансов. Большой плюс работы с художественной литературой в том, что этот метод можно применять с раннего возраста и через сказку постепенно вводить понятия: труд, торговля, продукт, товар и т. д.

Беседа - это активный метод умственного воспитания, когда мы в процессе вопросно–ответного характера общения побуждаем ребенка сравнивать, рассуждать, обобщать, выделять наиболее значимые факты.

Большим подспорьем в усвоении ребенком основ финансовой грамотности я является работа с ситуационными задачами, направленными на анализ конкретных финансовых ситуаций. В отличии от беседы, ребенок и педагог выступают как равноправные партнеры, где воспитатель выступает как помогающий взрослый. Такой метод позволяет ребенку, на основе своего опыта, найти пути выхода из проблемной ситуации, тем самым приобретая новый опыт.

Слайд 18.

Наглядные методы позволяют детям на практике увидеть и зафиксировать определенные факты. Используя метод наблюдения, мы можем приобщать детей к труду взрослых (на примере сотрудников детского сада, развивать интерес к совершению покупок, усвоению норм и правил разумного экономического поведения. Наблюдение может быть и целенаправленным, когда взрослый задает вектор, так и полевое, когда ребенок в процессе жизни семьи, усваивает определенное экономическое поведение.

Наибольший интерес у детей представляет просмотр мультфильмов и презентаций. Через яркие, красочные картинки, доступным языком объясняются различные экономические понятия. Сейчас очень много материала, созданного для экономического воспитания детей. Созданы целые серии мультфильмов:

«Уроки тетушки Совы» : «Азбука денег»- «Что такое деньги?», «Умение экономить», «Карманные деньги» и пр.

«Богатый бобренок», интерактивный мультфильм создан при поддержке Минфина, состоящий из 12 серий.

«Фиксики». «История вещей — деньги», «Как делают деньги» — в эпизоде рассказано про тонкости изготовления банкнот. Например, какую бумагу для этого используют и почему. «Деньги».

«Смешарики», серия «Азбука финансов», ролики длятся по три минуты, посвящены разным темам: инвестиции, кредиты, планирование бюджета и покупок, сбережения, страхование, финансовые цели и защита прав потребителя.

Рассматривание плакатов, картин, коллажей, демонстрационного материала. Информация всегда лучше воспринимается через визуализацию. Поэтому беседы желательно подкреплять демонстрационным материалом. Очень хорошим подспорьем служат материалы, сделанные своими руками, например коллажи («Наш семейный бюджет»).

Слайд 19.

Один из самых действенных методов усвоения материала - это практический метод. Всегда интересно потрогать, посмотреть, сделать своими руками и т. д. И здесь мы можем использовать метод эксперимента (экспериментирование с деньгами (купюры и монеты) : с водой; вес; форма (бумага мнется) и др.) . Метод исследования помогает активизировать поисковую активность и по ее результатам сделать определенные выводы ( пример: путь товара от производителя к потребителю (продукты, одежда) и пр. ; ценообразование и пр.)

Продуктивная деятельность способствует развитию умственной активности, любознательности, самостоятельности, инициативности. Такие виды деятельности способствуют закреплению полученных знаний через продукт своего труда.

Решение экономических задач (логические, задачи-шутки, так же способствует развитию поисковой активности. И в процессе поиска решения ребенок лучше усваивает имеющуюся информацию, применяет ее на практике.

Так же к практическим методам обучения финансовой грамотности можно отнести работу с лэпбуком и проектную деятельность. Объединяет эти два метода систематичность и целенаправленность. И в лэпбуке и в проекте можно использовать все вышеперечисленные методы.

Слайд 20.

Третий участник образовательного процесса - это семья. И для того, чтобы обеспечить единство целей и задач экономического воспитания ребенка, мы должны взаимодействовать и с родителями. Для этого могут быть использованы анкеты (пр. для оценки степени готовности родителей участвовать в форсировании у детей основ финансовой грамотности, памятки (пр. «Богатство и бедность», «Планирование» и т. д., папки-передвижки - «Мы копим!», «Личные сбережения», консультации - «Дети и деньги» и др.

Слайд 21.

Образовательная программа «Занимательная экономика» разработана в целях финансового просвещения детей подготовительной к школе группы детского сада.

Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.

Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.

Слайд 22.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что используя все эти методы в совокупности, мы сформируем первоначальные представления о финансовой культуре и подготовим ребенка к дальнейшему восприятию более сложных экономических представлений.

Важно - не надо забывать, что мы являемся примером для своих детей! Если мы хотим, чтобы наши дети были успешными и финансово грамотными, прежде всего, надо начать с себя! Благодарю вас за внимание, уделенное время. Надеюсь, вам было интересно и познавательно.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-rmo_dgur1.pptx | 4221,2 Кб
 
Публикации по теме:

Видео «Финансовая грамотность для дошкольников» "Финансовая грамотность для дошкольников" интервью Разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением.

Дидактическая копилка «Считай и копи» для детей дошкольного возраста по теме «Финансовая грамотность»Дидактическая копилка «Считай и копи» для детей дошкольного возраста по теме «Финансовая грамотность» Дидактическая копилка «Считай и копи» для детей дошкольного возраста по теме «Финансовая грамотность». Автор: Миненко Дина Дмитриевна,.

Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность»Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность» Проект «Финансовая грамотность» Воспитатель: Калашникова Е. А. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Вид проекта: долгосрочный.

Конспект НОД «Финансовая грамотность в детском саду» в подготовительной разновозрастной группеКонспект НОД «Финансовая грамотность в детском саду» в подготовительной разновозрастной группе Конспект НОД "Финансовая грамотность в детском саду" в подготовительной разновозрастной группе Цель: формирование основ финансовой грамотности.

Конспект занятия «Финансовая грамотность» в подготовительной группе Основная образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция: «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие»,.

Консультация и рекомендации для родителей дошкольников «Финансовая грамотность детей»Консультация и рекомендации для родителей дошкольников «Финансовая грамотность детей» Рано или поздно дети обязательно вырастут и станут взрослыми. И именно сейчас, в раннем возрасте Вам уважаемые родители необходимо дать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Финансовая грамотность детей подготовительной группы посредством экономического воспитания»
Опубликовано: 27 мая 2024 в 21:05
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Финансовая грамотность детей подготовительной группы посредством экономического воспитания»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Гордей в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. День рождения смайлика. Передвижка, лэпбук

 19 сентября свой день рождения отмечает смайлик — особый знак, используемый в электронной переписке для обозначения эмоций. Прекрасный день, чтобы потренироваться с детьми распознавать эмоции и...

17 сентября. День самообслуживания. Передвижка

Самообслуживание— это начало трудового воспитания дошкольника, умение самостоятельно выполнять элементарные бытовые действия: одеться, раздеться, помыть руки, сходить в туалет,самостоятельно есть, убирать...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД