Папки-передвижки

«Поклонись хлебу». Познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста

Нина Кузьминична Тырченкова
«Поклонись хлебу». Познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Виды детской деятельности :

коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, продуктивная.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».

Цели деятельности педагога :

• Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола;

Публикация «„Поклонись хлебу“, Познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

• закрепить представление о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания;

познакомить с зерновыми культурами, из которых делают муку, какую;

познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;

• Закрепить знания детей о фазах развития растения;

• Закрепить знания детей об условиях для роста растений;

• воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;

• актуализировать, обогащать лексикон по теме "Хлеб";

• формирование языкового чутья;

• совершенствовать навыки связного высказывания;

• формирование мелкой и общей моторики;

• развитие внимания, памяти, мышления.

Словарь: рожь, пшеница, овес, зерно, колосья, поле, земля, посев, уборка, тракторист, сеялка, борона, агроном, хлеборобы, комбайнер, элеватор, мука, мельница, мукомолы, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, слойка, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные, хлебопродукты, крошки, корка, мякоть, сухари.

Свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.

Выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, боронить, молоть, выпекать, печь, резать, есть, беречь.

Методы и приё мы: детское экспериментирование, метод проблемной ситуации, игровой,

наглядный, практический, словесный.

Материал:

зерна пшеницы, ржи, овса, колосья, мука ржаная и пшеничная; схемы условий роста растения, схемы роста растений, разные виды хлеба и хлебобулочных изделий; демонстрационный материал «Хлеб – всему голова», «Хлеб»,

Предварительная работа:

Чтение рассказа Г. Лагздыня «Похождение хлебного человека», С. Шуртаков «Зерно упало в землю», белорусская народная сказка «Легкий хлеб». Заучивание поговорок о хлебе, рассматривание хлебобулочных изделий в хлебном магазине (экскурсия в хлебный магазин, чтение стихотворений Д. Кугультинов «Кусок хлеба», Х. Мянд «Хлеб», К. Кубилинскас «Снопы», рассказ Э. Шим «Хлеб растёт»; рассматривание демонстрационного материала «Хлеб – всему голова», «Хлеб», «Как наши предки выращивали хлеб».

Последовательность действий.

Воспитатель:

Закружил осенний лист

И упал под ноги.

Кто же золотом решил

Вымостить дороги? /осень/

-Чем славится осень? /Урожаем/

- Я что – то вам принесла, отгадайте. Что в коробке? //Хлеб/

- А как вы догадались? /по запаху/

- Конечно, такой аромат идет от хлеба.

Воспитатель с детьми: Чтение стихотворения С. Погореловского

Вот он - хлебушек душистый.

Вот он - теплый, золотистый,

В нем - здоровье наше, сила,

В нем - чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

охраняло, берегло!

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о хлебе.

- Где мы покупаем хлеб? (Ответ детей)

Хлебобулочных изделий много, назовите их. (Ответ детей)

Д/игра «Назови хлебобулочное изделие /слоговой анализ слов/

- Молодцы, ребята, много знаете хлебобулочных изделий.

Когда - то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Он научились размельчать зерна камнями и получилась мука, а затем научился выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным.

Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы о хлебе?

(Ответы детей : Хлеб - всему голова! Без хлеба - нет обеда! Будет хлеб - будет и песня. Без хлеба не вкусно и не сытно)

Воспитатель - Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. Вы хотите узнать откуда пришёл хлеб? Для этого нам надо отправиться в путешествие в царство полей и труда.

-Отгадайте загадку "Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, пять плугов тащит" / Выбрать картинку трактора из транспорта/

Пальчиковая игра:

Тара – тара – тара – ра

Из колхозного двора

Выезжают трактора.

Будем землю пахать,

Будем хлеб засевать,

Кто работает на тракторе? (Тракторист)

Найдите картинку, где весной трактор пашет землю. Зачем он это делает? /Ответы детей : Он готовит землю для зерна. Трактористы готовят мягкую, теплую постель для зерен.

Да, ребята, ведь недаром говорят: "Весенний день год кормит".

Что делает трактор? /Ответы детей : Тащит плуг, борону, сеялку, рыхлит землю, готовит землю для посева зерна.

Давайте рассмотрим с вами зерна. Что вы заметили? Рассмотрите, пощупайте зернышки, чем они похожи, чем отличаются? Правильно, зерна разные - пшеницы, ржи, овса, они отличаются и по форме и по размеру и цвету.

Как можно назвать эти зёрна одним словом? /Хлебные/

- Мы с вами сажали зернышки в сентябре, давайте посмотрим, что у нас получилось. /Рассматриваем всходы/ /Задание детям – разложить по порядку карточки- схемы фаз развития растения/

Воспитатель: - А какие условия нужны для роста растений? /Разложить карточки – схемы условий роста растений/

Когда говорим про дождь, читаем закличку:

«Дождик, дождик, поливай –

Будет хлеба каравай

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки!»

Когда говорим про солнце, читаем закличку:

Солнце, солнце,

Выблесни в оконце,

Дай овсу рост,

Чтобы до небес дорос;

Матушка-рожь

Чтобы встала стеной сплошь.

Воспитатель: Молодцы ребята,

Хлебные зернышки сказочным кладом

Спрячутся в землю и дружно взойдут.

Самая лучшая в мире награда –

Это живая награда за труд.

Воспитатель: Идет время, зерна прорастают, появляются всходы и вот уже поле в золотых колосьях пшеницы. /Рассматриваем картину/ Давайте превратимся и мы в колоски.

Физминутка:

Колоски золоченые

На ветру качаются

На ветру качаются

Низко наклоняются

Воспитатель: Теперь главная задача сберечь урожай. В этом помогает самолет.

Кинеозилогическое упражнение «Самолёт»

Самолет над полем кружит

Следом вьюга вьет и кружит.

Летчик сверху всюду - всюду

Сыпет белый порошок.

Воспитатель: Порошок этот от вредителей.

- Но вот пришла осень, вышел в поле агроном и решил, что пшеница созрела, пора жать

Воспитатель: А теперь еще одна загадка: «Он идет волну сечет, из трубы зерно течет? (Комбайн)

- Найдите картинку комбайна.

- Кто работает на комбайне? (Комбайнер)

Стихотворение:

Поле хлебное созрело,

Жатва жаркая близка,

И комбайн берется смело

Все собрать до колоска.

Время он беречь умеет,

Хлеб пожнет и в тот же миг

Обмолотит, и провеет,

И нагрузит грузовик.

Повернется руль проворный

Под уверенной рукой,

И опять польются зерна

Золотой живой рекой.

Воспитатель: Хоть и собрано зерно, да не хлеб еще оно.

Зерно везут на элеватор. Его там высушат. Как вы думаете, зачем его нужно сушить?

А затем на мельницу.

Здесь такое с ним твориться,

В оборот его берут,

В порошок его сотрут!

Что это за порошок? (Мука)

- Человек, который работает на мельнице, называется? мукомол.

Дальше муку везут в пекарню.

- Человек, который работает в пекарне, называется? пекарь, он из муки делает тесто.

Воспитатель: Давайте рассмотрим с вами муку. Что мы можем про неё сказать? /отличается по цвету. Почему. Как вы думаете? Из разных зёрен/ Из пшеницы получают белую муку, из ржи - ржаную. Посмотрите и скажите, где мука пшеничная, а где ржаная?

- А чем же станет мука на хлебзаводе?

На большом хлебозаводе

Станет тестом та, мука,

Хлебу путь теперь недолгий,

Вот в булочной на полке,

Вот уже к тебе на стол

Он пожаловал - пришел.

• А сейчас поиграем в игру "Цепочка" /с колоском/

• От куда хлеб пришел?

(Из магазина)

• В магазин от куда попал?

(Из пекарни)

• Что делают в пекарне?

(Пекут хлеб)

• Из чего пекут хлеб?

(Из муки)

• Из чего мука?

(Из зерна)

• Откуда зерно?

(Из колоса)

• Откуда пшеница?

(Выросла в поле)

• Кто вырастил пшеницу?

(Хлеборобы)

Воспитатель:

Давайте, ребята и мы испечем вкусный каравай.

Все дети становятся вокруг девочек и проводят игра «Каравай».

К дошколятам на машине

Каравай приехал ныне.

Пышной коркой похрустим,

Всех на свете угостим.

В круг вставай, каравай.

Кого хочешь – выбирай!

Каравай (вылезает из машины и становится в середину круга, который образуют дети).

Пекаря!

Он не грел на печке бок –

Каравай ребятам пек.

Пекарь, с нами поиграй,

Кого хочешь – выбирай!

Выходит пекарь – мальчик, одетый в белый колпак и передник. Он становится рядом с караваем.

Пекарь.

Мельника!

Не молол он чепуху,

А смолол зерно в муку!

Мельник, с нами поиграй,

Кого хочешь – выбирай!

Выходит мельник, на нем – большой передник. Становится рядом с пекарем.

Мельник.

Хлебопашца!

Он в тенечке не лежал,

А хлеба растил и жал!

Хлебопашец в круг вставай,

Кого хочешь – выбирай!

Выходит хлебопашец в русском национальном костюме. Становится в круг.

Хлебопашец.

Рабочего!

Он приехал к нам с дарами –

Тягачами, тракторами!

А награда – урожай!

Всех на праздник приглашай!

Выходит рабочий – мальчик, одетый в комбинезон. Становится рядом с хлебопашцем.

Пекарь.

Слава урожаю

В закромах!

Мельник.

Слава караваю

На столах!

Хлебопашец.

Слава, слава

Дружным рукам!

Рабочий.

Слава, слава

Труженикам!

Появляется блюдо с хлебобулочными изделиями

Воспитатель: Наше путешествие подходит к завершению. Ребята посмотрите на многообразие хлебобулочных изделий, назовите, какой бывает хлеб?

(Ответы детей : пшеничный, пышный, мягкий, ржаной, аппетитный, хрустящий и т. д.)

Итог занятия

Воспитатель: Вот как много людей работают, чтобы вырастить хлеб, который мы едим каждый день. Это и тракторист, и комбайнер, и агроном. А одним словом - хлеборобы.

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

• Что вам понравилось на занятии, что нового вы узнали?

(Ответы детей)

С огурцами ли, с картошкой

Надо хлеб съедать до крошки.

Потому что много сил тратит тот

Кто хлеб растил.

Используемая литература:

• Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева - «От рождения до школы» - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;

• О. Л. Князева, М. Д. Маханева - «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - учебно-методическое пособие;

• Т. А. Шорыгина – «Злаки. Какие они?»

• Е. Емельянова - «Расскажите детям о хлебе»;

• Н. Г. Пегарьков – «Поклонись хлебу»;

• Г. Лагздыня «Похождение хлебного человека»;

• С. Шуртаков «Зерно упало в землю»;

• Д. Кугультинов «Кусок хлеба»;

• Х. Мянд «Хлеб»;

• К. Кубилинскас «Снопы»;

• Э. Шим «Хлеб растёт».

Публикации по теме:

Карта анализа календарного плана воспитателя Эстетика оформления Общие вопросы (список детей, режим дня, расписание НОД) Планирование НОД • Соответствие календарно-тематическому плану.

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Поклонись хлебу». Познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 февраля 2014 в 11:53
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Поклонись хлебу». Познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Нина Кузьминична Тырченкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД