Нина Кузьминична Тырченкова
«Поклонись хлебу». Познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Виды детской деятельности :
коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, продуктивная.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».
Цели деятельности педагога :
• Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола;
Публикация «„Поклонись хлебу“, Познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Темочки
• закрепить представление о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания;
• познакомить с зерновыми культурами, из которых делают муку, какую;
• познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;
• Закрепить знания детей о фазах развития растения;
• Закрепить знания детей об условиях для роста растений;
• воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;
• актуализировать, обогащать лексикон по теме "Хлеб";
• формирование языкового чутья;
• совершенствовать навыки связного высказывания;
• формирование мелкой и общей моторики;
• развитие внимания, памяти, мышления.
Словарь: рожь, пшеница, овес, зерно, колосья, поле, земля, посев, уборка, тракторист, сеялка, борона, агроном, хлеборобы, комбайнер, элеватор, мука, мельница, мукомолы, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, слойка, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные, хлебопродукты, крошки, корка, мякоть, сухари.
Свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.
Выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, боронить, молоть, выпекать, печь, резать, есть, беречь.
Методы и приё мы: детское экспериментирование, метод проблемной ситуации, игровой,
наглядный, практический, словесный.
Материал:
зерна пшеницы, ржи, овса, колосья, мука ржаная и пшеничная; схемы условий роста растения, схемы роста растений, разные виды хлеба и хлебобулочных изделий; демонстрационный материал «Хлеб – всему голова», «Хлеб»,
Предварительная работа:
Чтение рассказа Г. Лагздыня «Похождение хлебного человека», С. Шуртаков «Зерно упало в землю», белорусская народная сказка «Легкий хлеб». Заучивание поговорок о хлебе, рассматривание хлебобулочных изделий в хлебном магазине (экскурсия в хлебный магазин, чтение стихотворений Д. Кугультинов «Кусок хлеба», Х. Мянд «Хлеб», К. Кубилинскас «Снопы», рассказ Э. Шим «Хлеб растёт»; рассматривание демонстрационного материала «Хлеб – всему голова», «Хлеб», «Как наши предки выращивали хлеб».
Последовательность действий.
Воспитатель:
Закружил осенний лист
И упал под ноги.
Кто же золотом решил
Вымостить дороги? /осень/
-Чем славится осень? /Урожаем/
- Я что – то вам принесла, отгадайте. Что в коробке? //Хлеб/
- А как вы догадались? /по запаху/
- Конечно, такой аромат идет от хлеба.
Воспитатель с детьми: Чтение стихотворения С. Погореловского
Вот он - хлебушек душистый.
Вот он - теплый, золотистый,
В нем - здоровье наше, сила,
В нем - чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
охраняло, берегло!
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о хлебе.
- Где мы покупаем хлеб? (Ответ детей)
Хлебобулочных изделий много, назовите их. (Ответ детей)
Д/игра «Назови хлебобулочное изделие?» /слоговой анализ слов/
- Молодцы, ребята, много знаете хлебобулочных изделий.
Когда - то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Он научились размельчать зерна камнями и получилась мука, а затем научился выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным.
Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы о хлебе?
(Ответы детей : Хлеб - всему голова! Без хлеба - нет обеда! Будет хлеб - будет и песня. Без хлеба не вкусно и не сытно)
Воспитатель - Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. Вы хотите узнать откуда пришёл хлеб? Для этого нам надо отправиться в путешествие в царство полей и труда.
-Отгадайте загадку "Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, пять плугов тащит" / Выбрать картинку трактора из транспорта/
Пальчиковая игра:
Тара – тара – тара – ра
Из колхозного двора
Выезжают трактора.
Будем землю пахать,
Будем хлеб засевать,
Кто работает на тракторе? (Тракторист)
Найдите картинку, где весной трактор пашет землю. Зачем он это делает? /Ответы детей : Он готовит землю для зерна. Трактористы готовят мягкую, теплую постель для зерен.
Да, ребята, ведь недаром говорят: "Весенний день год кормит".
Что делает трактор? /Ответы детей : Тащит плуг, борону, сеялку, рыхлит землю, готовит землю для посева зерна.
Давайте рассмотрим с вами зерна. Что вы заметили? Рассмотрите, пощупайте зернышки, чем они похожи, чем отличаются? Правильно, зерна разные - пшеницы, ржи, овса, они отличаются и по форме и по размеру и цвету.
Как можно назвать эти зёрна одним словом? /Хлебные/
- Мы с вами сажали зернышки в сентябре, давайте посмотрим, что у нас получилось. /Рассматриваем всходы/ /Задание детям – разложить по порядку карточки- схемы фаз развития растения/
Воспитатель: - А какие условия нужны для роста растений? /Разложить карточки – схемы условий роста растений/
Когда говорим про дождь, читаем закличку:
«Дождик, дождик, поливай –
Будет хлеба каравай
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки!»
Когда говорим про солнце, читаем закличку:
Солнце, солнце,
Выблесни в оконце,
Дай овсу рост,
Чтобы до небес дорос;
Матушка-рожь
Чтобы встала стеной сплошь.
Воспитатель: Молодцы ребята,
Хлебные зернышки сказочным кладом
Спрячутся в землю и дружно взойдут.
Самая лучшая в мире награда –
Это живая награда за труд.
Воспитатель: Идет время, зерна прорастают, появляются всходы и вот уже поле в золотых колосьях пшеницы. /Рассматриваем картину/ Давайте превратимся и мы в колоски.
Физминутка:
Колоски золоченые
На ветру качаются
На ветру качаются
Низко наклоняются
Воспитатель: Теперь главная задача сберечь урожай. В этом помогает самолет.
Кинеозилогическое упражнение «Самолёт»
Самолет над полем кружит
Следом вьюга вьет и кружит.
Летчик сверху всюду - всюду
Сыпет белый порошок.
Воспитатель: Порошок этот от вредителей.
- Но вот пришла осень, вышел в поле агроном и решил, что пшеница созрела, пора жать
Воспитатель: А теперь еще одна загадка: «Он идет волну сечет, из трубы зерно течет? (Комбайн)
- Найдите картинку комбайна.
- Кто работает на комбайне? (Комбайнер)
Стихотворение:
Поле хлебное созрело,
Жатва жаркая близка,
И комбайн берется смело
Все собрать до колоска.
Время он беречь умеет,
Хлеб пожнет и в тот же миг
Обмолотит, и провеет,
И нагрузит грузовик.
Повернется руль проворный
Под уверенной рукой,
И опять польются зерна
Золотой живой рекой.
Воспитатель: Хоть и собрано зерно, да не хлеб еще оно.
Зерно везут на элеватор. Его там высушат. Как вы думаете, зачем его нужно сушить?
А затем на мельницу.
Здесь такое с ним твориться,
В оборот его берут,
В порошок его сотрут!
Что это за порошок? (Мука)
- Человек, который работает на мельнице, называется? мукомол.
Дальше муку везут в пекарню.
- Человек, который работает в пекарне, называется? пекарь, он из муки делает тесто.
Воспитатель: Давайте рассмотрим с вами муку. Что мы можем про неё сказать? /отличается по цвету. Почему. Как вы думаете? Из разных зёрен/ Из пшеницы получают белую муку, из ржи - ржаную. Посмотрите и скажите, где мука пшеничная, а где ржаная?
- А чем же станет мука на хлебзаводе?
На большом хлебозаводе
Станет тестом та, мука,
Хлебу путь теперь недолгий,
Вот в булочной на полке,
Вот уже к тебе на стол
Он пожаловал - пришел.
• А сейчас поиграем в игру "Цепочка" /с колоском/
• От куда хлеб пришел?
(Из магазина)
• В магазин от куда попал?
(Из пекарни)
• Что делают в пекарне?
(Пекут хлеб)
• Из чего пекут хлеб?
(Из муки)
• Из чего мука?
(Из зерна)
• Откуда зерно?
(Из колоса)
• Откуда пшеница?
(Выросла в поле)
• Кто вырастил пшеницу?
(Хлеборобы)
Воспитатель:
Давайте, ребята и мы испечем вкусный каравай.
Все дети становятся вокруг девочек и проводят игра «Каравай».
К дошколятам на машине
Каравай приехал ныне.
Пышной коркой похрустим,
Всех на свете угостим.
В круг вставай, каравай.
Кого хочешь – выбирай!
Каравай (вылезает из машины и становится в середину круга, который образуют дети).
Пекаря!
Он не грел на печке бок –
Каравай ребятам пек.
Пекарь, с нами поиграй,
Кого хочешь – выбирай!
Выходит пекарь – мальчик, одетый в белый колпак и передник. Он становится рядом с караваем.
Пекарь.
Мельника!
Не молол он чепуху,
А смолол зерно в муку!
Мельник, с нами поиграй,
Кого хочешь – выбирай!
Выходит мельник, на нем – большой передник. Становится рядом с пекарем.
Мельник.
Хлебопашца!
Он в тенечке не лежал,
А хлеба растил и жал!
Хлебопашец в круг вставай,
Кого хочешь – выбирай!
Выходит хлебопашец в русском национальном костюме. Становится в круг.
Хлебопашец.
Рабочего!
Он приехал к нам с дарами –
Тягачами, тракторами!
А награда – урожай!
Всех на праздник приглашай!
Выходит рабочий – мальчик, одетый в комбинезон. Становится рядом с хлебопашцем.
Пекарь.
Слава урожаю
В закромах!
Мельник.
Слава караваю
На столах!
Хлебопашец.
Слава, слава
Дружным рукам!
Рабочий.
Слава, слава
Труженикам!
Появляется блюдо с хлебобулочными изделиями
Воспитатель: Наше путешествие подходит к завершению. Ребята посмотрите на многообразие хлебобулочных изделий, назовите, какой бывает хлеб?
(Ответы детей : пшеничный, пышный, мягкий, ржаной, аппетитный, хрустящий и т. д.)
Итог занятия
Воспитатель: Вот как много людей работают, чтобы вырастить хлеб, который мы едим каждый день. Это и тракторист, и комбайнер, и агроном. А одним словом - хлеборобы.
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
• Что вам понравилось на занятии, что нового вы узнали?
(Ответы детей)
С огурцами ли, с картошкой
Надо хлеб съедать до крошки.
Потому что много сил тратит тот
Кто хлеб растил.
Используемая литература:
• Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева - «От рождения до школы» - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;
• О. Л. Князева, М. Д. Маханева - «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - учебно-методическое пособие;
• Т. А. Шорыгина – «Злаки. Какие они?»
• Е. Емельянова - «Расскажите детям о хлебе»;
• Н. Г. Пегарьков – «Поклонись хлебу»;
• Г. Лагздыня «Похождение хлебного человека»;
• С. Шуртаков «Зерно упало в землю»;
• Д. Кугультинов «Кусок хлеба»;
• Х. Мянд «Хлеб»;
• К. Кубилинскас «Снопы»;
• Э. Шим «Хлеб растёт».