Ирина Григорьева
Подвижные игры народов России и народов стран ближнего зарубежья
▼ Скачать + Заказать документы
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ РОССИИ И НАРОДОВ СТРАН БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ (ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА).
ЯКУТСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ.
ИГРА В МЯЧ.
Играющие делятся на две равные группы и становятся в шеренги друг против друга. Крайний (любой) бросает мяч стоящему напротив, который ловит мяч и передает его следующему, стоящему напротив, и т. д. Если играющий не поймает мяч, то переходит в плен на противоположную сторону. И так до конца шеренги. Затем мяч кидают в обратную сторону в таком же порядке.
Публикация «Подвижные игры народов России и народов стран ближнего зарубежья» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Подвижные игры для детей
- Россия. Игры, дидактические пособия
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Правила игры. Выигравшей считается та группа, в которую перешло больше игроков. Перебрасывать мячи следует в строго определенном порядке.
СОКОЛИНЫЙ БОЙ.
Играют парами. Играющие становятся на правую ногу друг против друга, левая нога согнута. Руки скрещены перед грудью. Игроки прыгают на правой ноге и стараются правым плечом оттолкнуть один другого так, чтобы другой встал на обе ноги. Когда устают прыгать на правой ноге, меняют её на левую. И тогда соответственно меняются толчки плеча. Если при грубом толчке один из играющих упадет, толкнувший выходит из игры.
Правила игры. Победителем считается тот, кто заставит встать другого на обн ноги. Отталкивать партнера можно только плечем Смену ног производить одновременно в паре.
СОКОЛ И ЛИСА.
Выбирается сокол и лиса. Остальные дети – соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое – нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.
Правила игры. Время появления лисы определяется сигналов ведущего.
УДМУРТСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ.
ВОДЯНОЙ.
Очерчивают круг – это пруд или озеро, река. Выбирается ведущий – водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет, а людей много». Водяной бегает по кругу (озеру) и ловит играющих, которые подходят близко к берегу (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.
Правила игры. Водяной ловит, не выходя за линию круга. Пойманные помогают водяному и тоже ловят игроков.
ДОГОНЯЛКИ. [/i]
Играющие стоят в кругу. Один из них произносит считалку:
Пять бород, шесть бород,
Седьмой – дед с бородой.
Тот, кто выходит, догоняет игроков, которые разбегаются в разные стороны. Коснувшись рукой одного из игроков, догоняющий говорит слово тябык. Пойманный выходит из игры.
Правила игры. Когда осалены три – четыре игрока, все снова собираются в круг и считалкой выбирают нового водящего.
ИГРА С ПЛАТОЧКОМ.
Играющие встают в круг парами, друг за другом. Выбирают двух ведущих, одному из них дают платочек. По сигналу ведущий с платочком убегает, а второй ведущий догоняет его. Игра проходит за кругом. Ведущий с платочком может передать платочек любому играющему, стоящему в паре, и встать на его место. Таким образом, ведущий с платочком меняется. Ведущий, оставшийся без пары, догоняет ведущего с платочком.
Правила игры. Играющий убегает только тогда, когда получит платочек. Когда ведущий с платочком пойман вторым ведущим, то второму ведущему дается платочек, а следующий ведущий выбирается из числа детей, стоящих парами. Игра начинается по сигналу.
ТАТАРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ.
ПРОДАЕМ ГОРШКИ.
Играющие разделяются на две группы. Дети – горшки, вставши на колени или присев на корточки, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок – хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
- Эй, дружок, продай горшок!
- Покупай.
- Сколько дать тебе рублей?
- Три отдай.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не должны задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать в право.
ТИМЕРБАЙ.
Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он становится в центр круга. Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами «вот так» водящий делает какое – нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого – нибудь вместо себя.
Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Дети могут использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.)
ЛИСИЧКА И КУРОЧКИ.
На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном – стоит лисичка.
Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т. д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку – ка – ре – ку!». По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков.
Правила игры. Если водящему не удается запятнать кого – либо из игроков, то он снова водит.
УКРАИНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ.
КОЛДУН.
Перед началом игры выбирают колдуна. Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз, остальные подставляют под нее по одному указательному пальцу. По команде «Раз, два, три!» или по окончании считалки все отдергивают пальцы, а игроку с вытянутой рукой необходимо захватить чей – нибудь палец. Тот, чей палец будет таким образом захвачен трижды, становится колдуном.
Все разбегаются, а колдун пытается догнать кого – нибудь и дотронуться рукой. Пойманный замирает, разведя руки в стороны. Расколдовать его могут другие рыбаки, дотронувшись до него рукой. Однако колдун следит за своей жертвой, и как только кто – либо снимает чары,то он старается поворно дотронуться до него и снова напустить их. Кроме того, он пытается заколдавать и тех, кто отваживается выручить товарища
ПРАВИЛА ИГРЫ: Заколдованный игрок остается на месте. Заколдованный трижды сам становится колдуном, а его предшественник сам становится присоединяется к убегающим.
ХЛЕБЕЦ.
Все желающие играть, взявшись за руки, становятся попарно (пара за парой) на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется хлибчиком.
- Пеку - пеку хлибчик! (Вскрикивает хлибчик.)
-А выпечешь? (Спрашивает задняя пара.)
- Выпеку!
- А убежишь?
- Посмотрю!
С этими словами два задних игрока бегут в противоположных направлениях с намерением соединиться и встать перед хлипчиком, который пытается поймать одного из них до того, как они возьмутся за руки. Если ему это удается, он вместе с пойманным составляет новую пару, которая становится первой, а игрок, оставшийся без пары, называется хлибчиком.
Игра повторяется в том же порядке.
Правила игры. Последняя пара может бежать только после окончания переклички.
БЕЛОРУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ.
ПРЕЛА - ГОРЕЛА.
Ведущий (или игрок) в разных местах прячет игрушки, сопровождая действия словами:
Прела – горела, за море летела,
А как прилетела,
Так где – то и села.
Кто первый найдет,
Тот себе возьмет!
После этих слов все разбегаются по площадке, ищут спрятанные предметы. Кто больше найдет, тот и выиграл.
Правила игры. Начинать искать предметы можно только после произнесенных слов. Во время раскладывания игрушек все должны стоять с закрытыми глазами и не подсматривать.
У ДЕДА МАЗАЛЯ.
Участники игры выбирают Мазаля. Все остальные отходят от Мазаля и договариваются, что будут ему показывать, после чего идут к Мазалю и говорят:
- Здравствуй дедушка, Мазаль –
С длинной белой бородой,
С карими глазами,
С белыми усами!
Дедушка Мазаль здоровается с детьми:
- Здравствуйте, детки! Где вы были? Что делали?
- Где мы были, вам не скажем, а что делали - покажем!
Все выполняют такие движения, о которых договорились заранее. Когда дед Мазаль отгадает, играющие разбегаются, а дед ловит их.
Правила игры. Дед Мазаль выбирает вместо себя самого ловкого и быстрого игрока.
ПОСАДКА КАРТОШКИ.
Создаются две команды по пять человек. Игрок стоящий первым, - капитан, - он держит в руках мешочек с пятью картофелинами (камешками). На расстоянии 20 – 30 шагов от каждой колонны начерчены пять кружков. По сигналу капитаны бегут к кружочкам и сажают картошку по одной в каждый кружок, затем возвращаются и передают мешочек следующему игроку, который, взяв мешочек, бежит собирать картошку, и т. д.
Правила игры. Капитаны стартуют по сигналу. Игроки не выходят за линию без мешочка. Если картошка упала, ее следует поднять и затем бежать. Подбегать к команде надо с левой стороны.
МОЛДАВСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ.
ОВЦЫ И ВОЛК.
Играющие становятся на одну сторону площадки – это овцы, ведущий по другую. Из числа играющих выбираются волк и пастух. Ведущий, обращаясь к пастуху, говорит:
Мей, чабан, мэй, молодой,
Мэй, чабан, мэй.
Ты совет послушай мой,
Мэй, чабан, мэй.
К нам гони овец домой,
Мэй, чабан, мэй.
Здесь луга с такой травой!
Все заботы с плеч долой!
После окончания слов пастух гонит овец домой, а волк ловит их и уводит в логово.
Правила игры. Овцы начинают перебегать на другое пастбище, а волк ловит их после окончания слов ведущего. Овца считается пойманной, если волк дотронулся до нее рукой. Волк не имеет права ловить овец за чертой пастбища.