Шалыгина Надежда
Подвижные игры как средство формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге
▼ Скачать + Заказать документы
Выходя на улицу,
Приготовь заранее,
Вежливость и сдержанность,
А главное, внимание!
Пояснительная записка
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения (далее ПДД) несомненна. Из ГИБДД в детский сад постоянно поступает информация о ДТП, произошедших на дорогах г. Шарьи и Костромской области. Как показывает статистика, что очень часто причиной дорожно - транспортных происшествий являются именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ ПДД и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Другой причиной является то, что дошкольники ещё в должной степени не умеют управлять своим поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу. И в этом я не раз убедилась. Беседуя с детьми и родителями, а также наблюдая за детьми в утренние и вечерние часы, в выходные метила, что дети не соблюдают ПДД - бегут впереди или позади родителей, иной раз и по проезжей части, перебегают дорогу в любом месте. Не следя за движением транспорта, а родители даже не замечают этого, кроме того и сами нарушают правила. Я считаю, что изучение Правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день. Существует немало методических разработок по данной тематике. Я использую в своей работе методическое пособие «Основы безопасного поведения дошкольников» О. В. Чермашенцева; методические рекомендации УГИБДД Костромской области и профессионального образования образования Костромской области Управление образования г. Костромы. Составила план работы с детьми и родителями по профилактике ДДТТ, с учётом годового плана ДОУ по профилактике ДДТТ.
Темочки:
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Подвижные игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
В работе с детьми (по изучению ПДД) использую различные формы : дидактические игры и упражнения, сюжетно - ролевые игры, игры на площадках по ПДД, развлечения, беседы, минутки безопасности, наблюдения за движением транспорта, чтение художественной литературы, отгадывание загадок и т. д. В группе оформила уголок Безопасности : по изучению Правил дорожного движения. Изучая методические рекомендации, материалы организации работы с детьми по профилактике ДДТТ (в метод кабинете, в сети Интернета) обратила внимание, на мой взгляд, на наиболее. Интересную форму - подвижные игры. Игра - это самый любимый вид детской деятельности. Один из эффективных способов усвоения материала для детей дошкольного возраста. Играя, ребёнок усваивает информацию легко, она остаётся у него в подсознании.
В процессе участия именно в подвижных играх у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно изменяющихся условиях, наилучшим образом реагировать на неожиданную новую ситуацию. Подвижная игра приучает ребёнка при взаимодействии со сверстниками в коллективе, подчинять свои интересы интересам окружающих. Подвижные игры, связанные с изучением или закреплением ПДД помогают дать дошкольникам знания по правилам дорожного движения в занимательной форме, привить им умения и навыки правильного поведения на улице, вызвать интерес к движению транспорта и пешеходов, к самому транспорту, уважение к труду водителей транспортных средств, к работе инспекторов ГИБДД. Помимо прочего, подвижные игры по ПДД способствуют развитию у участников морально - волевых качеств и организаторских способностей. В процессе игры, дети отрабатывают варианты поведения в экстремальных ситуациях, возникших на дороге. Правила подвижных игр по ПДД позволяют детям выступить в роли инспекторов дорожного движения, изучить основные сигналы регулировщика.
Почему начинать знакомить ребёнка с правилами дорожного движения желательно ещё в дошкольном возрасте? Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, этому и будет способствовать использование подвижных игр по ПДД.
Цель использования подвижных игр по ПДД :
Накапливание знаний детей средней - старшей группы о правилах дорожного движения, формирование навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
С детьми:
Закреплять знания детей о сигналах светофора. Их расположения.
Закреплять знания о дорожных знаках.
Закрепить знания о видах транспорта; названия транспорта.
Научить детей работать в команде.
Развивать внимание, быстроту реакции, глазомер.
Уметь слушать и запоминать команды и правила игры.
С родителями:
Привлекать родителей к закреплению материалов.
С педагогами:
Вызвать интерес коллег к использованию подвижных игр по изучению ПДД в работе с детьми в своей возрастной группе.
Формы использования подвижных игр по ПДД :
Работа с детьми: использование подвижных игр при проведении праздников и развлечений, на прогулках, включение проведения подвижных игр по ПДД в план тематических недель, диагностика знаний детей по ПДД. (Приложение №2)
Работа с педагогами: консультация - практикум, выступление на педагогическом совете, мастер - класс, открытый просмотр прогулки с организацией подвижных игр по ПДД. (Приложение №1) Взаимодействие с родителями: участие родителей в совместных праздниках, помощь родителей в организации развивающей среды, просветительская деятельность (выпуск папок- передвижек, индивидуальные консультации). (Приложение №3)
Взаимодействие с сотрудниками
1. Руководитель:
Решение финансовых вопросов (приобретение оборудования, литературы, игрушек и т. д. для организации подвижных игр по ПДД)
2. Старший воспитатель:
Участие в подборе подвижных игр по обучению детей ПДД и организации предметно - развивающей среды.
3. Воспитатель:
Создание условий для обучения детей ПДД в группах:
- создание картотеки подвижных игр по ПДД
- изготовление атрибутов к играм
- взаимодействие с родителями
- подбор и проведение подвижных игр по ПДД в праздниках, развлечениях по ПДД
- проведение подвижных игр с детьми по ПДД
- подбор литературы, информации для педагогов и родителей по тематике
4. Медицинский работник
Участие в оценке организации подвижных игр по ПДД с точки зрения состояния здоровья детей.
5. Музыкальный руководитель:
Участие в разработке сценариев праздников и развлечений по ПДД, с обязательным включением подвижных игр по ПДД.
6. Помощник воспитателя:
Помощь в организации предметно - пространственной среды.
Взаимодействие с родителями
Как я уже отмечала, деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма должна носить многоплановый характер, её нельзя ограничить рамками детского сада. Важная роль в формировании у детей правильного поведения на улице, дорогах, в транспорте принадлежит родителям, дедушкам и бабушкам, старшим детям в семье, поэтому я тесно сотрудничаю с ними по данному вопросу. На собраниях и в индивидуальных беседах, с помощью наглядной пропаганды (папки - передвижки, памятки. Приложение №3) я подчёркиваю ту моральную ответственность. Которая лежит на взрослых, довожу до сведения родителей о проведённой работе, даю рекомендации, как вести себя на улице с детьми, в какие подвижные игры по закреплению правил дорожного движения можно поиграть дома. Безоговорочным подчинением требованиям дорожной дисциплины родители должны подавать пример детям, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся. Прежде всего, у взрослых. Только в тесном содружестве детского сада и семьи, у детей можно выработать твёрдые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.
Предполагаемый результат
Дети без затруднений определяют сигналы светофора, их расположение, назначение.
Знают, называют дорожные знаки и их назначение.
Дети называют виды транспорта.
Проявляют внимание, быстроту реакции. У детей развит глазомер, они слушают, запоминают и соблюдают правила игр.
Создана картотека подвижных игр по ПДД по всем возрастным группам.
Разработан сценарий развлечения для детей старшего возраста «Знатоки правил дорожного движения» для детей старшего возраста.
Пополнилась предметно - развивающая среда группы атрибутами для организации подвижных игр по ПДД.
Родители используют подвижные игры по ПДд в совместных играх дома.
Педагоги используют картотеку подвижных игр по ПДД в работе с детьми своей возрастной группы.
Теоретическая часть
Учитывая актуальность этой темы, а также годовые задачи нашего ДОУ, а именно «Формировать у детей устойчивые положительные привычки безопасного поведения на дороге с учётом интеграции образовательных областей» - первая задача, «развивать у детей двигательную активность, используя подвижные игры» - вторая задача. Решила использовать подвижные игры по ПДД для закрепления знаний правил дорожного движения.
Почему в работе со своими воспитанниками по изучению ПДД я уделила именно подвижной игре? Потому что считаю, что она является одним из эффективных методов обучения и воспитания, который «позволяет повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность, вносят в неё занимательность». (А. П. Усова).
П. Ф. Лесгавт считал, что «игра есть упражнение, с которого ребёнок готовится к жизни». А подвижная игра - это ещё и сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цель. Именно в подвижной игре, возможно, осуществить главную задачу дошкольного воспитания : «Учи дошкольника так, чтобы не заметил». Подвижные игры по ПДд позволяют ненавязчиво выработать привычки безопасного поведения на дороге. При проведении подвижных игр по ПДД я упражняю детей в приобретении трёх групп навыков : сенсорных, мыслительных и двигательных. Я считаю, что хорошо подобранная и правильно руководимая, подвижная игра по ПДД является сильным средством воспитания детей дошкольного возраста. Сила воздействия таких игр на всестороннее развитие ребёнка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребёнок во время игры, он способен приложить много усилий и быть очень исполнительным.
В ходе игры эффективно осуществляется обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения. Ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребёнка в игре. При этом следует стремится максимально, приблизить условия игры к реальной дорожной деятельности.
Остановившись на подвижной игре, как на необходимой содержательной деятельности, я исходила из положения о том, что такая игра привлекает ребёнка больше, чем любое другое занятие. В ней происходит развитие эмоциональной сферы и психических качеств личности. В связи с этим для меня представляется важной мысль Л. Венгера о том, что «в игре дошкольник проживает и переживает воображаемые события, ситуации, которые становятся собственным эмоциональным опытом ребёнка, то есть игра является мощным средством успешной его социализации». В процессе подвижных игр дети учатся решать познавательные задачи с начала под моим руководством, а затем и в самостоятельной деятельности. А я, пользуясь этим, стараюсь, увлечь игрой и довести до сознания дошкольников необходимые знания, умения безопасного поведения на дороге. Подвижная игра по ПДД является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью.
Подвижная игра по ПДД как игровой метод обучения. В этом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к игре использует разнообразные игровые приё мы: создаёт игровые ситуации, вносит элементы соревнования.
Подвижная игра по ПДД как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети играя, учатся.
Как самостоятельная игровая деятельность подвижная игра по ПДД осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре. Её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Моя задача заключается в том, чтобы дети самостоятельно играли, чтобы у них в запасе всегда были игры, которые бы они могли сами организовать, были в них не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями.
А чтобы у детей не угас интерес к игре, я, забочусь об усложнении игр, расширении их вариативности.
Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Но моё участие носит косвенный характер, я так же могу участвовать в игре, как и дети, стараюсь выполнить задание в срок, т. е. являюсь равноправным участником игры. А при определении победителя даю возможность самим детям оценить действия сверстников, назвать лучшего.
Методическая часть
Я поставила перед собой цель подобрать, разработать свои и затем систематизировать подвижные игры по изучению правил дорожного движения для детей среднего - старшего возраста. Большинство подвижных игр по ПДД, которые имеются теперь в моей копилке можно использовать и с младшего возраста. Подвижные игры по ПДД можно организовывать в течении всего учебного года, в свободное время, в первую и во вторую половину дня, во время прогулки, один раз в неделю. По желанию детей игры повторяются. Длительность игры в среднем 5-10 минут. Игру можно организовать как со всей группой, так и подгруппами. Некоторые игры можно организовывать и в домашних условиях, например по усвоению правил поведения на дороге, в транспорте и т. д. (Приложение № 4). Для отдельных подвижных игр изготовила своими руками атрибуты: светофоры разборные, кружки трёх цветов (красный, жёлтый, зелёный) по количеству детей, флажки и т. д.
Методы и приёмы
Словесный
Наглядный
Личностный
Средства
Макеты светофора
Магнитофон
Картинки с изображением транспорта
Атрибуты для организации подвижных игр
Дорожные знаки
Маски
Диагностические материалы
Младший возраст
1. Что такое улица?
2. На какие части делится улица (проезжая часть, тротуар?
3. Какие названия улиц вы знаете?
4. Что помогает пешеходам перейти проезжую часть?
5. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?
ф. и. ребёнка 1. 2. 3. 4. 5.
н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г.
1
Средний возраст
1. Что такое дорога?
2. Где расположен тротуар? Почему люди могут ходить только по тротуару?
3. Где люди должны переходить улицу?
4. Когда можно переходить улицу?
5. Какие сигналы есть у светофора? Что они обозначают?
6. Почему нельзя играть на дороге?
7. Какие виды транспорта вы знаете?
Ф. и. ребёнка 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.
н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г.
1.
Старший возраст
1. Как называется часть улицы, по которой едут машины?
2. Как называется часть улицы, отведённая для пешеходов?
3. Кого называют пешеходом?
4. Где безопасно переходить улицу?
5. Как найти место перехода улицы?
6. Как перейти через дорогу?
7. Что обозначает красный (зелёный, жёлтый0 сигнал светофора для пешеходов, водителей?
8. Почему нельзя играть на дороге?
9. Как нужно переходить улицу вблизи остановки маршрутного транспорта?
10. Почему по тротуару нельзя ходить толпой?
11. Назовите виды транспорта?
12. На каких машинах устанавливают сигнал «Сирена»?
13. Для чего вдоль дорог поставлены знаки?
14. Какие знаки вам известны, что они обозначают?
15. Какие правила необходимо соблюдать пассажиру общественного транспорта?
Ф. и.
ребёнка 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15.
н к н к н к н к н к н к н к н к н. к н к н к н к н к н к н к
Апробация
Картотеку подвижных игр по ПДД я составила и пополняла в течении года. Свою работу я начала с сентября месяца. Проведя диагностику я выявила, какими знаниями обладают дети, и наметила дальнейшую работу по изучению Правил дорожного движения с использованием подвижных игр по ПДД. Для этого разработала планирование подвижных игр по ПДД на весь год (Приложение № 2). В течение года план корректировала. В зависимости от индивидуальных особенностей детей, интереса детей к игре, некоторые игры оказались слишком сложны для детей. Я планирую познакомить детей с ними в конце года или в летний период. Подвижные игры по ПДД проводила в свободное в первую половину дня в группе или на прогулке. Заметила, что игры детям нравятся. Они с удовольствием принимали в них участие. Родители помогли изготовить атрибуты к некоторым играм (маски с грузовыми и легковыми машинами). К середине года дети уверенно называют цвета светофора, знают их расположение и назначение, стали более внимательными, более проворными. Проявляют в игре свои знания. Я поделилась своими наработками с коллегами. Для этого организовала мастер - класс. Где рассказала педагогам о важности, использования в работе с детьми во всех возрастных группах, подвижных игр по ПДД и предложила использовать подвижные игры из своей картотеки. Некоторые игры уже используются воспитателями, включаются в развлечения, досуги.
Результат
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приёмов, учёт возрастных особенностей дают положительные результаты. Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает, такие результаты: что все дети хорошо усвоили дорожные знаки, знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, знают правила поведения пассажиров.
И в заключении хочу сказать, что каждому педагогу. Которому доверено воспитание наших детей, необходимо овладеть современными - педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улице ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово. Систематически, постоянно. Только тогда число дорожно - транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится.
Приложение:
1. Консультация практикум для воспитателей «Организация подвижных игр по изучению Правил дорожного движения».
2. Планирование организации подвижных игр по ПДД в средней - старшей группе.
3. Материалы для папки - передвижки для заботливых родителей «подвижные игры по ПДД».
4. Картотека подвижных игр по ПДД.
5. Сценарий развлечения для детей с использованием подвижных игр.
Литература:
1. Чермашенцева О. В. «Основы безопасного поведения дошкольников». Волгоград «Учитель» 2010 г.
2. Методические рекомендации. Кострома 2000 г.
3. Кобзева Т. Г. «Правила дорожного движения. Система обучения дошкольников», Волгоград, «Учитель»2010 г.
4. Черепанова С. Н. «Правила дорожного движения дошкольников», Москва, Скрипторий 2003,2008 г.
5. Старцева О. Ю. «Школа дорожных наук» - Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма. - М. :ТЦ Сфера 2008 г.
6. Майорова Ф. С. «Изучаем дорожную Азбуку» - Пособие. - «Издательство Скрипторий 2003», 2009 г.
7. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» - под редакцией Романовой Е. А., Малюшкиной А. Б., - М. :ТЦ Сфера 2007 г.
8. «Безопасность на улицах и дорогах» -/методическое пособие/ Авдеева Н. н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б., Маханёва М. Д. - М. : ООО «Издательство АСТ - ЛТД» 1997 г.