Ирина Шабалина
«Подходы к работе с имплантированными детьми И. В. Королевой и О. С. Жуковой»
▼ Скачать + Заказать документы
Королева И. В. разработала концепцию о 4-х этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации (первое положение «слухового метода»)
Согласно данной концепции, многолетний процесс реабилитации можно разделить на:
1 этап: начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ.
2 этап: основной этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ.
3 этап: языковой этап развития восприятия речи и собственной речи.
4 этап: период развития связной речи и понимания сложных текстов.
Публикация «„Подходы к работе с имплантированными детьми И, В, Королевой и О, С, Жуковой“» размещена в разделах
1 этап. Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ. Его длительность – 3 - 12 недель. Задачи этого этапа:
Достижение параметров настройки процессора КИ, позволяющих ребенку воспринимать все звуки речи на расстоянии не менее 4 м (обычно >6 м).
Вызывание у ребенка интереса к окружающим звукам, голосу человека, слушанию и анализу, действиям со звуками.
Вызывание у ребенка интереса к своему голосу, игре с голосом, мотивации пользования голосом для общения.
Решение всех 3-х задач создает основу для спонтанного развития процессов слухового/слухоречевого анализа. Этот этап соответствует периоду развития детей с нормальным слухом до 4-6 мес.
2 этап. Основной этап развития слухового/ слухоречевого восприятия с КИ. Его длительность – 6-18 мес. Пониманию содержания и главных задач 2 этапа помогает анализ процесса овладения речью у детей с нормальным слухом и взрослых при овладении иностранным языком. Этот включает, в первую очередь, слуховой анализ слов и запоминание их звучания, понимание значения слова, повторение его звучания, слуховой анализ этого повторения и его запоминание. Задачи 2-го этапа:
Достижение оптимальных и стабильных параметров настройки процессора КИ (это возможно только благодаря появлению у ребенка слухового опыта с КИ, формирования у него умения адекватно оценивать свои ощущения, накопления у родителей опыта наблюдения за реакциями ребенка на звуки).
Развитие/ формирование у ребенка всех мозговых процессов анализа звуков и речи как звуковых сигналов: обнаружение, различение, опознавание; слуховое внимание; фонематический слух - это основа для развития способности узнавать и запоминать слова только на слух; слуховой контроль голоса, слухо-артикуляторная координация; слуховая и слухоречевая память.
Развитие у ребенка мотивации к речевому общению и его начальных навыков.
Решение этих задач создает основу для спонтанного развития понимания речи и собственной устной речи у ребенка с КИ. Этот этап соответствует периоду развития детей с нормальным слухом до 2 лет.
3 этап. «Языковой этап развития восприятия речи и собственной речи». Его длительность – более 5 лет. Цель этого этапа: овладение ребенком основными компонентами языковой системы и устной речью как основным средством общения. Этот этап соответствует периоду развития детей с нормальным слухом 5-7 лет. Основные задачи реабилитации на этом этапе связаны с развитием языковой системы и благодаря этому развитию речи как средства общения и познания. Однако в этот период у ребенка происходит также дальнейшее совершенствование слухоречевого восприятия и произносительных навыков: развитие слухоречевой памяти, накопление пассивного (импрессивного) словаря, развитие грамматической системы, развитие понимания устной речи слухо-зрительно и на слух, накопление активного (экспрессивного) словаря, развитие диалогической речи, развитие связной речи, совершенствование голосового контроля, звукопроизношения, просодических характеристик речи на основе слухового контроля, развитие навыков чтения и понимания прочитанного.
4 этап. «Этап развития связной речи и понимания сложных текстов». Это значительно более высокий уровень овладения родным языком. Показателем его достижения является умение ребенка понять прочитанный сложный текст, умение пересказать прочитанное, связно рассказать о разных событиях и явлениях, умения общаться с разными людьми с помощью речи. Этот этап соответствует периоду развития речи у детей с нормальным слухом старше 7 лет, такого уровня достигает только часть детей с КИ – дети без дополнительных нарушений, имплантированные в возрасте до 2-х лет, дети, слухопротезированные в возрасте до года, дети, прошедшие систему ранней слухоречевой реабилитации.
Второе положение «слухового метода» - это положение о развитии слухового восприятия как приоритетном направлении коррекционной работы в начальный период (1 и 2 этапы) использования КИ.
В начальный период (1 и 2 этапы) использования КИ приоритетным направлением коррекционной работы является развитие процессов слухового анализа неречевых и речевых акустических сигналов и слухового восприятия в целом. При этом слух – не цель коррекционно-развивающей работы. Слух – фундамент и инструмент для развития понимания речи окружающих и собственной устной речи у ребенка с КИ, с помощью слуха научиться понимать речь, говорить и мыслить намного легче, чем другим способом.
Третье положение «слухового метода».
Положение о соотношении спонтанного и целенаправленного обучения в развитии слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка с КИ.
У ребенка с КИ развитие слуха и речи происходит 2-мя способами и в 2-х основных ситуациях:
1. Спонтанное, естественное, интегральное научение. Происходит в течение дня во время ежедневных дел дома, а также режимных моментов в детском саду и школе. Потенциально может происходить 16 час в день, но только при наличии речевой среды.
2. Целенаправленное обучение во время занятий с педагогом или родителями. Происходит очень ограниченное время. Учитывая это обстоятельство очень важно понимать, на что оно должно быть направлено. Целенаправленное обучение детей с КИ должно быть направлено на:
• структурированное развитие навыков, которые у ребенка с КИ плохо развиваются спонтанно.
• формирование навыков, которые важны для спонтанного развития речи у ребенка на данном этапе.
Четвертое положение «слухового метода» - положение о ведущей роли родителей и семьи в развитии спонтанного слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка.
С КИ слух ребенка приближается к нормальному, что действительно создает возможность развития у него речи тем же способом, как это происходит у детей с нормальным слухом - спонтанно при общении с окружающими взрослыми. Кроме того, более 80% имплантированных детей – это дети в возрасте до 5 лет, они 83% времени бодрствования проводят в семье, что определяет ведущую роль родителей и семьи в развитии спонтанного слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка.
Для организации обучения имплантированных детей должны соблюдаться два основных условия:
ребенок должен постоянно находиться в нормальной речевой среде и получать систематическую коррекционную помощь.
Если метод Королевой И. В. ориентирован на то, чтобы ребенок с КИ «догнал» обычноразвивающихся сверстников, то Жукова О. С. утверждает, что в процессе целенаправленного обучения ребенок с КИ может овладеть знаниями, умениями и навыками, которые у обычных детей формируются позднее, либо вообще не формируются.
Т. е. она призывает ориентироваться на опережение при работе с детьми с КИ.
Жукова О. С. выделила следующие периоды обучения ребенка с КИ:
1. Начальный (адаптационный).
2. Основной (коррекция нарушенных функций).
3. Супервизия (контроль, индивидуальное консультирование с целью отслеживания динамики).
Если Королева И. В. говорит об общих этапах реабилитации детей с КИ, то Жукова выдвигает тезис об индивидуальном маршруте для детей с КИ.
Стратегия индивидуального маршрута обучения (по Жуковой) определяется:
1. Возраст ребенка на момент проведения КИ.
2. Степень подготовленности ребенка до операции КИ.
3. Опыт социального взаимодействия с окружающими людьми.
4. Учебные навыки ребенка.
5. Имитационные способности ребенка.
6. Состояние внимание и памяти.
7. Мотивированность ребенка к занятиям.
С точки зрения успешности развития Жукова О. С. детей с КИ условно разделила на группы:
1 группа. Дети, которые проходят «гладкий путь развития» за счет врожденных индивидуальных особенностей.
2 группа. Дети, в работе с которыми требуются значительные усилия для овладения речевыми и познавательными навыками. Но при выборе правильной стратегии могут достичь хороших результатов.
3 группа. Реабилитационный процесс осложнен рядом сопутствующих нарушений развития (нарушением центрального слухового звена, коммуникативного развития, нарушения моторики (дети с ДЦП). Это самая трудоемкая группа, где сложно предсказать динамику развития ребенка.
С точки зрения подготовленности ребенка Жукова О. С. детей с КИ условно разделила на группы:
1. Дети «нулевого уровня»
2. Дети «начального» уровня
3. Дети «активного» уровня
4. Дети «продвинутого» уровня
Жукова дает подробные методические рекомендации, как работать с детьми определенного уровня (дифференцированный подход). Например, при работе с детьми «нулевого уровня» Жукова предлагает использовать методы работы с сенсо-моторными алаликами.
Жукова подчеркивает, что логопеды, владеющие методикой работы с детьми с сенсо-моторной алалией и другими тяжелыми расстройствами речи, в целом успешно справляются с реабилитацией ребенка с КИ.
Жукова выделяет основные требования к организации коррекционной помощи ребенку с КИ:
• Индивидуальные занятия не реже 2 раз в неделю;
• Четкое планирование работы, учитывающее индивидуальные особенности;
• Командный подход;
• Система домашних заданий;
• Активная работа с родителями;
• «Интенсификация» сроков обучения, интеграция в среду слышащих;
• Динамическое наблюдение за эффективностью помощи.
Таким образом, Жукова, как и Королева, общей рекомендацией для детей с КИ считает повседневные целенаправленные занятия ребенка с родителями и педагогами (сурдопедагогом, логопедом, при необходимости – с дефектологом). Особое место, подчеркивает Жукова, в работе педагогов должно занимать обучение родителей использованию ребенком устной речи в процессе ежедневного общения.