Оксана Шпортко
Подготовка педагогических работников к реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Стандарт является руководством к построению методической работы с кадрами т. к. в нем четко определены требования к кадрам и условия, необходимые для успешной работы. Приступая к реализации Стандарта прежде всего необходимо создать условия для профессиональной переподготовки, курсов повышения квалификации и межкурсового обучения по проблемам внедрения ФГОС ДО и привести квалификацию педагогов в соответствие с требованиями Единого квалификационного справочника. Проблемы, с которыми сталкиваются все коллективы, начав реализацию ФГОС ДО актуальны для любого образовательного учреждения:
Публикация «Подготовка педагогических работников к реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
• нехватка времени на самостоятельное изучение новой информации;
• личностные проблемы педагогов, затрудняющие профессиональный рост педагога;
• непонимание педагогами сущности Стандарта.
Для решения проблем крайне необходимо внедрить Информационно- коммуникативные технологии и в систему управления и в педагогическую деятельность. Для этого необходимо обеспечить коллектив компьютерами, ноутбуками, интерактивными досками, фото- и видео-камерами. И следующим шагом станет организация курсового повышения квалификации по проблеме «Информационные технологии в образовании». На сегодняшний день ни одно мероприятие педагогов не может обходится без использования компьютерных технологий. При этом сокращается время обработки информации, увеличивается уровень детской активности на занятиях и качественный уровень взаимодействия с родителями.
Особое внимание необходимо обратить на личностные проблемы педагогов, которые существенно затрудняют внедрение Стандарта, такие как отсутствие мотивации к развитию, психологические барьеры непринятия нового, консервативное педагогическое мышление, низкий уровень педагогической рефлексии и чувствительности к проблемам. Индивидуальная помощь каждому в решении личностных проблем- дело не одного дня. Существенную помощь в этой работе оказывает педагог-психолог, который изучает особенности педагогов, выстраивает продуктивное общение с каждым педагогом, помогает совместить воспитателей на группах, а так же выработать индивидуальные программы психологического сопровождения их профессионального развития. От профессионализма педагога-психолога в образовательной организации зависит качество индивидуальной помощи воспитателю. Педагог-психолог способствует персонифицированию помощи в повышении профессионального уровня педагогического коллектива.
Особое место в развитии коллектива занимает стимулирование профессионального роста. Педагогическому коллективу необходимо пооставить перед собой задачу развития потребностей высокого уровня: работать не за материальное вознаграждение, а за моральное удовлетворение. Лучше использовать стимулы, которые способствуют самоутверждению, достижению социального успеха, развитию самооценки педагога, творческого потенциала, позволяют добиться признания в среде педагогического сообщества. Существенно повысить уровень мотивации к собственному профессиональному развитию может состояние рабочего места. Если в учреждениях в распоряжении педагогов имеются CD- проигрыватели, интерактивные доски, персональные ноутбуки, для каждого имеется свободный доступ к сети интернет, обеспечивается возможность вести собственные профессиональные сайты и блоги, то и уровень профессионализма будет выше. Педагоги смогут публиковать педагогический опыт, общаться с коллегами профессиональных сообществ, принимать участие в конкурсах, виртуальных выставках, вебинарах, дистанционном обучении.
В науке существует такое понятие как Социальный капитал образовательной организации, который зависит от профессиональных взаимных связей. И чем больше взаимных связей, тем успешней развивается организация. Этот ресурс необходимо изучать в организациях, что бы существенно увеличить кадровый потенциал учреждения.
Укреплению профессиональных взаимных связей способствует разнообразие форм работы с педагогами. Особенно популярны активные и интерактивные формы взаимодействия. Укреплению личных взаимных связей способствует организация неформальной досуговой деятельности. Такие мероприятия способствуют укреплению отношений, повышают мотивацию и продуктивность профессиональной деятельности.
Проблема развития педагогической рефлексии является одной из ключевых в условиях реализации Стандарта. Сегодня важно научить педагога Рефлексивно думать. Как известно, воспитатель становится профессионалом благодаря своим знаниям, практическому опыту, учась на примере более опытных коллег. Но, только став исследователем своего профессионального мира, который меняется в ответ на неожиданные и озадачивающие его события реальности, педагог обретает профессиональное мастерство.
Одним из эффективных практических методов повышения педагогической компетентности является проведение занятий с незнакомыми детьми. Именно на таких занятиях можно объективно оценить свои профессиональные возможности и возможности коллег, перенять лучшие приёмы работы и обратить внимание на недостатки. Этот практический метод можно использовать как блок межкурсового повышения квалификации.