Людмила Клименко
Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит подготовка к обучению грамоте, важнейшей составляющей которой является звуко-буквенный анализ слова. Давайте определим сначала, а что мы вкладываем в понятие «грамота». Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на определённом языке.
Обучение грамоте – это овладение умением читать и писать тексты,
Публикация «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста» размещена в разделах
излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только
значение отдельных слов, но и смысл текста.
Обучающийся грамоте человек учится переводить звуки речи в буквы,
т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать. Занятия в детском саду
по подготовке к обучению грамоте являются базой, которая облегчает ребенку
непосредственное овладение письмом и чтением.
Исходя из этих определений, считается правильным, использовать в
детском саду термин «подготовка к обучению грамоте».
Целевые ориентиры:
Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои
мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки
грамотности.
Задачи обучения грамоте детей дошкольного возраста :
1) развитие слуховых функций. У детей необходимо развивать чувство
ритма, предлагая им повторять (хлопками, отстукиванием) ритмический
рисунок, сравнивать серии ударов, предъявляемые последовательно. Таким
образом, развивается и речевое, и неречевое слуховое восприятие ребенка.
2) развитие фонематического восприятия.
3) развитие зрительно-пространственных функций с целью
профилактики нарушений чтения и письма.
4) двигательное развитие: развитие мелкой и общей моторики,
подготовка руки к овладению письмом.
5) развитие артикуляционной моторики.
6) развитие устной речи с целью профилактики нарушений чтения и
письма предполагает комплексную работу. Развивая речь ребенка, важно
помнить: опора на значение слова является весьма важной в работе с
дошкольниками. Подбирать задания для развития звукопроизношения,
фонематических процессов, лексико-грамматического строя
речи необходимо так, чтобы можно было решать несколько задач
одновременно, например: «Придумай название действия на заданный звук» и
т. п.
7) формирование осознанного отношения к языковой
действительности. Необходимо учить дошкольников определять количество
слогов и звуков в слове, слов в предложении (отбирать картинки, в названии
которых имеется заданное количество слогов и звуков, находить место звука по
отношению к другим звукам, выкладывать на стол полоски по количеству
слогов в слове и слов в предложении и т. д., произносить слитно слово,
предложение, произнесенное логопедом по слогам.
8) развитие мыслительной деятельности и эмоциональноличностных особенностей поведения ребенка включает формирование его
познавательной и эмоционально-волевой сферы.
9) формирование у дошкольников эмоционально положительного
отношения к школе; адекватного отношения к своим способностям,
результатам работы, поведению, т. е. самосознания.