Галина Костюк
Подборка физминут и физпауз для дошкольников. Приложение к консультации «Физминутка — форма активного отдыха»
▼ Скачать + Заказать документы
Любая непосредственно образовательная деятельность, которая не связана
с движением, для дошкольника является немалой нагрузкой, быстро приводящей к утомлению. Наиболее эффективный способ, который предупреждает утомление – физминутки. Физминутки и физпаузы проводятся не только с целью снижения утомления детей, но и с целью всестороннего развития. Несложные упражнения со стихами делают физминутки для дошкольников весёлыми, интересными, и полезными. Очень важно подобрать речевой материал соответственно возрасту детей. В данном приложении подобран материал для работы с детьми младшего возраста. Посредством физминут и физпауз можно решать различные задачи, например:
Публикация «Подборка физминут и физпауз для дошкольников, Приложение к консультации „Физминутка — форма активного отдыха“» размещена в разделах
Закрепление двигательных умений (различные виды ходьбы и маршировки)
На занятиях по физической культуре, на прогулке при отработке различных видов ходьбы уместно использовать речевой материал, что позволит заинтересовать ребят, сделать занятия более разнообразными. На музыкальных занятиях необходимо использовать музыкальное сопровождение. Также воспитатель в группе может использовать данные упражнения как физпаузы и физминутки.
1. Ходьба на внутренней, внешней стороне стопы:
Лёд да лёд, лёд да лёд,
А по льду пингвин идёт.
Скользкий лёд, скользкий лёд,
Но пингвин не упадёт.
2. Ходьба на носках:
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
Я её не разбужу.
3. Ходьба на пятках:
Тук, тук,тук, тук,
Моих пяток слышен стук.
Мои пяточки идут,
Меня к мамочке ведут.
4. С использованием спортивного инвентаря:
Я флажки в руках держу
И ребятам я машу.
Развитие чувства ритма
Следующие физминутки способствуют развитию чувства ритма у дошкольников. Их можно проводить как с музыкальным сопровождением, так и без него.
1. Весёлые ладошки
Хлоп! Раз! Ещё раз! 2 хлопка
Мы похлопаем сейчас, 2 хлопка
А теперь скорей, скорей, 4 хлопка
Хлопай, хлопай веселей! 4 хлопка
2. Весёлые ножки
Топ! Раз! Ещё раз!
Мы потопаем сейчас,
А теперь скорей, скорей,
Топай, топай веселей!
3. Паровоз (авторская)
- Паровоз, паровоз, 2 хлопка
Ты куда нас повезёшь? 2 хлопка
- Чу, чу, чу, 3 хлопка
Чу, чу, чу, 3 хлопка
Да-ле-ко вас у-ка-чу хлопки на каждый слог
Самомассаж, мышечное расслабление
Упражнения на релаксацию, самомассаж в забавной игровой форме – прекрасный способ для детей расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения.
1. Руки в стороны
Руки в стороны – в кулачок,
Разжимай – и на бочок
2. Сначала буду, маленький
Сначала буду, маленький и к полу я прижмусь; присесть
Потом я вырасту большой – до лампы дотянусь. потянуться вверх
3. Мельница
Быстро вертится крыло, круговые движения руками
Мелет мельница зерно,
А из смолотой муки "лепят пироги"
Испекут нам пироги.
4. Наши ручки (ножки)
Наши ручки не простые, поглаживают тыльную сторону кисти
Наши ручки золотые, растирают ладони
Смышленые, учёные, 3 хлопка
Замечательные.
Развитие звуковой культуры речи
С целью развития звуковой культуры речи, слухового внимания, можно
использовать различные короткие стихи со звукоподражаниями, чистоговорки.
1. Умывалочка
Надо, надо нам умыться, 4 хлопка
Где тут чистая водица? ладошки перед собой, повёрнуты вверх
Кран откроем: ш-ш имитация открывания крана
Руки моем: ш-ш потирают ладошки
Лобик, щёчки оботрём соотв. движения
И водичкой обольём. машут ладошками в лицо
2. Чистоговорка
Ак-ак-ак- вырос в поле мак. 3 хлопка, присесть
От-от-от- это бегемот. 3 хлопка, руки в стороны
Ук-ук-ук- вот ползёт паук. 3 хлопка, потянуться вверх
Ит-ит-ит- самолёт летит. 3 хлопка, руки в стороны.
Развитие правильного речевого дыхания и силы голоса
Упражнения на развитие дыхания помогают выработке правильного диафрагмального дыхания, увеличивают продолжительность и силу выдоха. В упражнения включается материал, произносимый на выдохе: например, вдохнуть и на выдохе произнести звук У-У-У или слоги.
1. Самолёты
По команде воспитателя:
«заводятся моторы» - произносится на выдохе «в-в-в»
«летают самолёты» – «у-у-у»;
«садятся на посадку» – «ух-ух-ух».
2. Юла
Юла кружится, поет,
И гудит, как самолет: У-У-У…
Развитие слухового внимания, пространственной организации движений
Следующие физминутки можно условно назвать «на все случаи жизни». Благодаря своей краткости, простоте, игровому сюжету они легко запоминаются детьми. Могут применяться в различных видах деятельности. Движения подбираются соответственно тексту.
1. Мы играем на гармошке
Мы играем на гармошке,
Громко хлопаем в ладошки,
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем.
2. Блины
Мама нам печёт блины,
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
И едим их со сметаной.
3. Киска (авторская)
Киска Мурочка проснулась,
Огляделась, потянулась.
Носик, глазки умывала,
Шёрстку киска причесала.
Мимо мышка пробегала,
Киска мышку доганяла.
4. За грибами (малиной, цветами)
Мы шли, шли, шли,
Грибочки нашли.
Нагнулись, сорвали,
В корзинку положили
И дальше пошли.
Посредством физминут и физпауз развивается внимание, память, наблюдательность детей; закрепляются навыки движений, которые становятся более точными и координированными; удовлетворяется потребность дошкольников в двигательной активности.