Татьяна Зайцева
«Почему все звучит». Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Продолжать формировать познавательные действия.
Опытным путем выявить причину возникновения звука – колебание (дрожание) предметов.
Задачи:
Развивать познавательную активность, логическое мышление.
Учить детей выдвигать гипотезы.
Формировать умение проводить определенные действия с предметами для подтверждения или опровержения гипотезы (дернуть за струну, ударить ладошкой).
Продолжать обогащать чувственный опыт и формировать умение фиксировать полученные впечатления в речи, делать умозаключения.
Учить сравнивать различные звуки разной тональности.
Познакомить со словом – колеблется.
Публикация «„Почему все звучит“, Конспект образовательной деятельности по образовательной области „Познавательное развитие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2017
Активизировать в речи слова: гитара, линейка, проволока, звук, дрожит, звучит.
Воспитывать умение слушать друг друга.
Предварительная работа:
Проведение опытов с воздухом, водой.
Проведение образовательной деятельности «Чем мы слышим»
Проведение дидактической игры «Угадай, что звучит»
Ожидаемые результаты:
У детей появляется интерес совершать познавательные действия с предметами.
Дети делают умозаключения с небольшой помощью взрослого.
Дети знают почему возникает звук.
Материалы и оборудования:
Магнитофон, ноутбук, большая коробка, 2 маленькие коробки, детская гитара, кусок проволоки, брус с двумя гвоздями, линейка на каждого ребенка, пригласительные на детей, аудиозапись звукового письма.
Ход образовательной деятельности:
Слышен свист
Воспитатель:Ребята, вы ничего не слышите?
Дети: Слышен свист. Свист. Кто-то свистит.
Воспитатель: А где этот свист слышен? Пойдем, посмотрим, что там свистит.
Дети с воспитателем находят место свиста. Там находят большую коробку. И шляпы магистров и пригласительные в сундучке с замком и коробочка с предметами.
(включается запись – звуковое письмо). «Я главный магистр. Я набираю к себе учеников. А ученики мне нужны умные. Я подумал, что в этом детском саду дети умеют думать, поэтому эту посылку я послал вам. Я очень надеюсь, что вы хотите стать моими учениками. Тогда достаньте коробку и посмотрите, что там находится. А главное угадайте, звучат ли эти предметы. Скажите, если звучит почему? И если не звучит, объясните, почему не звучит».
Воспитатель: Странные вещи в этой коробке, ребята, вы не знаете для чего это все?
Воспитатель достает предметы из коробки, а дети называют предметы (линейка, детская гитара, проволока)
Воспитатель: Как вы думаете, могут звучать эти предметы. Кто, как думает.
Дети :Гитара звучит музыкальный инструмент, проволока не звучит и т. д. (высказывают мысли)
Воспитатель на мольберте откладывает предметы звучащие и не звучащие.
Воспитатель: Вы молодцы ребята постарались, думали, высказывались. Магистр не зря, наверное, нам прислал эти инструменты. Все отметили, что можно играть на гитаре. Попробуем на ней поиграть.
Воспитатель: Как мы будем играть на гитаре?
Дети: Дергать за струну.
Воспитатель: Молодцы. А как можно остановить звук?
Дети высказываются.
Воспитатель: А для чего мы дергали за струну?
Дети: Чтобы получился звук.
Воспитатель: Когда вы дернули за струну, что с ним случилось?
Дети: Она начала дрожать, начала двигаться
Воспитатель; Какие вы внимательные. А что случилось со струной когда мы дотронулись до нее?
Дети: Она перестала двигаться.
Воспитатель: Умницы, дети (жмет руку тому, кто дал правильный ответ). Струна издает звук, когда она колеблется и перестает звучать, когда перестает колебаться.
Воспитатель побуждает детей повторить слово колеблется, дети повторяют высказывание хором и индивидуально.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Чтобы хорошо думать и рассуждать, обязательно надо заниматься зарядкой. Я вам тоже предлагаю провести небольшую зарядку зарядку.
]Физкультминутка
Солнце глянуло в окошко,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Наклониться, три - четыре
И на месте поскакать - пять.
Воспитатель; Теперь давайте подумаем и скажем, можем ли мы заставить линейку колебаться, чтобы она звучала.
Дети высказываются.
Воспитатель демонстрирует способ – один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой.
Воспитатель: Что происходит с линейкой?
Дети; Она колеблется.
Воспитатель; Как можно прекратить звук?
Дети: Остановить колебание.
Воспитатель; Как вы думаете, одна и та же линейка может издавать разные звуки.
Дети высказывают свое мнение.
Воспитатель: Давайте попробуем менять длину кончика линейки: то
Длиннее, то короче. Зависит ли звук от длины кончика линейки?
Дети: У короткой линейки звук толще, а у длинной тоньше.
Воспитатель: Теперь вы попробуйте заставить линейку звучать.
Дети пробуют извлечь звук из линейки.
Воспитатель: Что это такое?
Дети; Проволока.
Воспитатель; Может ли звучать проволока?
Дети высказываются
Воспитатель: Почему она не может звучать?
Дети высказываются. Она не может колебаться.
Воспитатель: А может, что- то надо сделать, чтобы проволока колебалась?
Дети высказываются
Воспитатель: А если его натянуть? Она может звучать?
Дети высказываются
Воспитатель: Давайте попробуем
Проволока натягивается между гвоздями. Дети работают как со струной.
Воспитатель: Давайте посмотрим на доску. В чем вы были правы, а в чем сомневались? А что бы вы сказали сейчас?
Дети звучат все предметы, которые были в коробке.
Воспитатель: А сможете вы ответить на вопрос, почему звучит гитара? Почему звучит линейка? Почему звучит проволока?
Дети вместе с воспитателем делают выводы
1. Предмет звучит, потому что колеблется.
2. Когда предмет перестает колебаться, он перестает издавать звук.
Голос магистра: Молодцы, ребята, вы достойны стать моими учениками, поэтому я вам дам ключ от сундука, его надо будет поискать в коробке. Откройте красного цвета сундучок. Там вы найдете приглашение в мою школу.
Воспитатель: Давайте откроем сундучок.
Воспитатель раздает пригласительные детям.
Воспитатель: Вы такие умницы, ребята, и мне вы очень понравились до следующих встреч.