Беспалько Валентина Михайловна
Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность
на тему «Строение и свойства веществ»
Подготовительная групппа
Цели: Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию.
Материал: деревянная палочка, кусок пластилина, речной песок в тарелках, сахар-рафинад, липа трехкратного увеличения, по два стакана с теплой водой, чайные ложечки (на каждого ребенка).
Организация работы: Подгруппа детей
Ход занятия
Вводная часть
Публикация «Конспект ООД по образовательной области „Познавательное развитие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу предложить Вам стать исследователями. Вы знаете кто такие испытатели и чем они занимаются? (ответы детей)
Правильно это люди, которые проводят исследования и опыты.
А где они работают? (в лаборатории)
Прежде всего, я хочу Вас познакомить с правилами поведения в лаборатории:
-без разрешения ничего не трогать;
-слушать очень внимательно и выполнять то, что я предложу;
-ребята, хотите узнать, что мы будем исследовать сегодня?
Воспитатель: Тогда я приглашаю Вас в нашу импровизированную лабораторию. (дети проходят за столы).
Воспитатель: Я раздам вам все, что понадобится для сегодняшнего занятия. (раздаю деревянные палочки.) У каждого из вас деревянная палочка. Пощупайте, постучите ей. Какая она?
Дети: Твердая.
Воспитатель: Сколько у каждого из нас палочек в руках?
Дети: Одна палочка.
Воспитатель: А теперь сломайте палочку. (Дети ломают палочку). Сколько стало палочек?
Дети: Две палочки.
Воспитатель: Попробуйте опять сделать одну палочку, попробуйте соединить две палочки в одну. Получается?
Дети: Нет, не получается.
Воспитатель: Палочка была целая, вы ее сломали, и снова сделать ее целой нельзя.
Дети: Потому что она твердая.
Воспитатель: Правильно, если твердое ломается, то обратно в целое не соединяется. А сейчас я вам раздам по кусочку пластилина.
Воспитатель: Пластилин какой?
Дети: Твердый.
Воспитатель: Давайте помнем его пальцами, вот так. (Показывает, как надо разминать пластилин.) А теперь пластилин твердый?
Дети: нет.
Воспитатель: А какой он?
Дети: Мягкий.
Воспитатель: Теперь сделаем с пластилином то же самое, что и с палочкой, разделим его на две половинки. Сколько у кого получилось кусочков пластилина?
Дети: Два.
Воспитатель: Пластилин твердый или жидкий?
Дети: Твердый.
Воспитатель: Как вы думаете, если кусок пластилина разделить на две части, то их можно будет соединить или нет?
Воспитатель: Давайте проверим- сложим эти два кусочка вместе, хорошо скрепим, чтобы получился опять один кусочек… Получается, ребята?
Дети: Да, получается.
Воспитатель: Было два кусочка пластилина, а стал опять один. А теперь давайте ответим на вопрос: почему палочку нельзя соединить, а пластилин, можно?
Дети: Потому что пластилин мягкий.
Воспитатель: Пластилин сразу был мягким? Когда он стал мягким?
Дети: Мы его в теплых руках подержали.
Воспитатель: Правильно, пластилин в тепле становится мягким, и его можно разделить на две части и соединить обратно в одно целое, а вот твердое нельзя сломать и снова соединить.
Воспитатель: А теперь ребята я вам предлагаю новое исследование. Вы все, конечно, играли в песочнице. Песок твердый, мягкий или жидкий?
Дети: Мягкий.
Воспитатель: А теперь по думайте и ответьте, из чего состоит песок?
Дети: Из песчинок.
Воспитатель: Песчинки твердые или мягкие?
Дети: Твердые.
Воспитатель: Правильно. Песчинки твердые. Давайте вот сейчас и проверим. Вот вам по тарелочке с песком. Насыпьте немного песчинок себе на ладошку. Насыпали?
Теперь посильнее надавите на ладошку пальчиком и покрутите пальчиком песчинки на ладошке.
Чувствуете, как песчинки колют ладошку?
Что можно сказать про песчинку?
Какие они? Мягкие или твердые?
Дети: Твердые.
Воспитатель: Правильно, песчинки твердые, но они очень маленькие и их трудно увидеть. Вот если бы муравей посмотрел на песчинку, то она показалась бы ему большим камнем. А для нас песчинки очень маленькие, и их очень много, но их можно рассмотреть и поближе.
Давайте проведем опыт: посмотрим на песчинку через специальное стекло, которое увеличивает. Такое стекло называется лупа. (раздать лупы)
Воспитатель: Посмотрите на песчинку через лупу. Видите, ребята, песчинки все разные. Похожи песчинки на камушки? Они твердые или мягкие?
Дети: Твердые.
Воспитатель: А песок какой?
Дети: Песок мягкий.
Воспитатель: Кто мне скажет, почему из твердых песчинок получается мягкий песок.
Дети: Песчинок много.
Воспитатель: Правильно, если песчинок много, то песок становится мягким. Песчинки, когда их много, не так сильно колются.
Воспитатель: А теперь мы исследуем с вами сахар. (раздать все деткам по кусочку сахара)
Посмотрите на этот кусочек сахара, какой он?
Дети: Белый, сладкий, твердый.
Воспитатель: Правильно, сахар твердый! А теперь возьмите кусочек сахара крепко в пальцы и надавите им на тарелочку. Сахар рассыпался на мелкие кусочки.
Давайте и их посмотрим через лупу. Похожи ли сахарные песчинки на обычный песок?
Дети: (рассматривают песчинки сахара через лупу)Похожи.
Воспитатель: А чем отличается сахар от песка?
Дети: Сахар сладкий, а песок нет.
Воспитатель: Если мы положим сахар в воду, что будет?
Дети: Сладкая вода?
Воспитатель: А если мы песок насыплем в воду, что будет? Сейчас проверим.
Положите сахар в воду и помешайте ложечкой. Размешали сахар? Что же получается? Сахара нет! Куда он исчез? Сахар растворился!
Воспитатель: Сахар остался в воде, только мы его не видим. А теперь возьмите песок и высыпите его в другой стакан. Размешайте ложечкой. Растворяется песок в воде?
Дети: Нет, не растворяется.
Воспитатель: Правильно! Сахар растворяется в воде, а песок не растворяется.
Ну вот, мои дорогие исследователи, вот и подошли к концу наши с вами исследования. Что нового и интересного вы для себя сегодня открыли?
Что вам еще раз хочется повторить?
Предлагаю вам продолжить исследования дома с родителями.