Ирина Парфенова
«Победы славный юбилей». Проект приобщения старших дошкольников к традициям празднования Дня Победы
Описание проекта:
Проект «Победы славный юбилей» призван способствовать решению проблемы сближения детей и их родителей в деле приобщения к традициям празднования Дня Победы.
Срок реализации – 2 месяца (март-апрель2020г)
Мероприятия, предлагаемые проектом «Победы славный юбилей» включаются в тематическое планирование образовательных отношений с учетом интеграции образовательных областей через различные виды детской деятельности. Передача знаний и навыков идет в ходе повседневной жизни ребенка.
Публикация «„Победы славный юбилей“, Проект приобщения старших дошкольников к традициям празднования Дня Победы» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Использование проектного метода способствует развитию познавательной активности, мышления, воображения, самостоятельности и активности каждого ребенка. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – способствуют развитию у ребенка уверенности в своих силах и стремления к новому поиску знаний.
Коллективные переживания помогут сблизить детей друг с другом и с взрослыми, способствуя улучшению микроклимата в группе и в семье, развитию коммуникативных навыков.
Программное содержание:
- Расширение представлений детей об истории семьи в контексте истории родной страны. Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей.
- Уточнение знаний о государственном празднике День Победы.
- Углубление знаний о Российской армии.
- Воспитание уважения к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.
- Развитие диалогической и монологической форм речи.
- Формирование положительной самооценки, чувства гордости за свою семью, свою страну.
Актуальность проекта:
Не может в забвенье уйти человек,
Если он остается в сердце…
Ценности и устои советской эпохи сильно отличались от того, чем живет современная молодежь. Однако День Победы был и остается мостиком между Россией наших дней и СССР. Именно сейчас, в преддверии празднования 75 годовщины Победы, я считаю необходимым подумать о своих корнях, родителях, детях, внуках. Не потерять историческую память, быть благодарным Красной Армии за освобождение страны от фашистов. Помочь детям принять душой величайший Праздник Победы, почувствовать себя частью семьи и страны.
К сожалению, молодые родители мало знают о своих родственниках – участниках ВОВ, не находят времени для совместных бесед, экскурсий с детьми, труда, творчества, чтения.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость приобщения детей к традициям празднования Дня Победы, и с другой – недостаточность знаний, безучастное отношение к празднику привели к выбору темы проекта – приобщение к традициям праздника День Победы, через объединение усилий детского сада и семьи.
Объект проекта: совместная деятельность воспитателя с воспитанниками и их родителями по подготовке к празднованию 75 юбилея Победы.
Предмет проекта: Совокупность методов, приемов, средств, направленных на развитие познавательной активности, инициативы и самостоятельности в процессе ознакомления воспитанников с историей своей семьи, традициями празднования Дня Победы, изготовлении сувениров, поделок.
Цель проекта:
формирование осознанного положительного отношения к празднику День Победы.
Задачи:
Для воспитателя
1. Разработать перспективный план подготовки к празднованию 75 годовщины Победы
2. Организовать исследование «Герой моей семьи – герой моей страны».
3. Подготовить видеопрезентации : «Военная техника заводов города Горького времен войны», «Нижний Новгород – город трудовой доблести»
4. Организовать выставку коллекции «Открытки, письма и другие документы военных лет».
5. Разработать компьютерные игры – тригерры «Военные профессии», «Защитники моей страны - мои защитники»
6. Подготовить аудиозаписи «Песни о войне»
7. Организовать выставку детско-родительского творчества «Победы славный юбилей»
Для воспитанников
1. Воспитывать уважение к традиционным ценностям, таким как любовь к семье, уважение к старшим, заботливое отношение к пожилым людям.
2. Развивать у детей чувство сопричастности к культурному наследию своей семьи, поощрять творческую инициативу, самостоятельность, ответственность детей.
3. Развивать умение отражать в речи, изобразительной и другой детской деятельности свои впечатления.
4. Поощрять желание доставить радость, напомнить о приближающемся празднике.
5. Формировать познавательную активность.
Для родителей воспитанников
1. Поддерживать интерес и уверенность в успехе.
После постановки целей и задач, я определила следующие этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап
2. Основной этап
3. Заключительный этап
Система проектных мероприятий
1 этап. Подготовительный этап 2-6 марта
Цель: Повышение компетентности воспитателя.
Привлечение к взаимодействию родителей детей старшей группы.
Взаимодействие педагога с коллегами:
- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
– подбор методической литературы, аудио, видео и фото материалов для реализации проекта
С родителями: Беседы «Рассказы об участниках ВОВ в вашей семье»
2 этап. Основной этап 10 марта – 24 апреля
Игровая. Игра ««Военные профессии»»,
Игра «Защитники моей страны - мои защитники»
Двигательная. Танец «Мы – пилоты»
Изобразительная. Рисование «Нижний Новгород – город трудовой доблести»», аппликация «Солнышко Победы».
Коммуникативная.
Акция «Подарим солнышко Победы»
Составление рассказов «Герой моей семьи – герой моей страны»
Познавательно-исследовательская.
Поисковая и проектная деятельность детей и родителей: «Герой моей семьи – герой моей страны» - подготовка и просмотр видеороликов
Пение «Аты – баты»
3 этап. Заключительный 27 – 30 апреля.
Цель: Систематизировать и закрепить представления детей о традициях праздника «День Победы»
Мероприятие - выставка детско-родительского творчества «Победы славный юбилей»
Участники проекта: воспитанники, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Необходимые материалы:
- ноутбук
- интерактивная доска
- проектор
- диктофон
- фотоаппарат, видеокамера
- фото, аудио и видеоматериалы
- материалы для продуктивной деятельности
Предполагаемый продукт проекта:
- Музыкальная гостиная «Песни о войне», выставки творческих работ детей и родителей;
- разработанные рекомендации для педагогов по теме приобщения к традициям праздника День Победы.
- систематизированный иллюстрированный материал (Альбомы, коллекции, презентации) по теме приобщения к традициям праздника День Победы.
Список литературы:
1. Ушинский К. Д. - Родное слово. Москва, «Лествица», 1999 год.
2. «Ознакомление дошкольников с историей родного края» Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, Казань 2001г.
3. Г. Н. Данилина «Дошкольнику – об истории и культуре России», Москва 2005 г.
4. «Нравственное воспитание в детском саду» В. И Петрова, Т. Д. Стульник, М., Мозаика – Синтез.
Информационное обеспечение проекта
Аудиозаписи песен
Репродукции открыток
Видеопрезентация «Военная техника заводов Нижнего Новгорода времен ВОВ»
Видеопрезентация «Нижний Новгород – город трудовой доблести»
Компьютерная игра «Военные профессии»
Комплект заданий для детей «Защитники моей страны – мои защитники»
Ключевые понятия:
Традиция – это то, что сложилось исторически, передается в виде совокупности культурного и социального наследия от человека к человеку, от отца к сыну
Возложение венков. Дарение цветов ветеранам. Красная гвоздика – цветок, который в Древнем Риме вручали победителям.
Военные парады.
Георгиевская лента. Символ огня и пороха обожженной войной русской земли.
Акция «Бессмертный полк» - мемориальное шествие с фотографиями воинов. Праздничные салюты.
Методическое обеспечение проекта:
1. Анкета для воспитанников и их родителей:
1. Какой праздник отмечает наша страна 9 мая?
2. Когда началась Великая Отечественная война?
3. Как сейчас называется этот день (начало войны?
4. Что такое «война»?
5. Есть ли среди твоих (Ваших) родственников (прадедушки, прабабушки, дедушки, бабушки, тёти, дяди, которые участвовали в этой войне?
6. Какие города-герои ты (Вы) знаешь (знаете?
7. Есть ли в нашем селе памятники, установленные в честь воинов-победителей. Как они называются?
8. Каким должен быть солдат, чтобы победить врага?
9. Что ты (Вы) знаете о детях войны?
10. Какие песни, стихотворения, рассказы, фильмы ты (Вы) знаешь (те) о войне?
• Стартовый мониторинг показал, что родители не компетентны в 3, 6, 9 вопросах, малокомпетентны в 2,7,8,10 вопросах
• Дети практически очень мало знали о войне, кроме того, что праздник День Победы отмечается 9 мая.
• После завершения проекта мониторинг по этим же вопросам показал лучшие результаты.
Вывод:
• Большинство детей обладают достаточно высокими знаниями по данной теме. Родители показали высокие результаты практически по всем вопросам мониторинга.
• Своей работой мы достигли поставленной цели: у детей сформировано осознанное положительное отношения к празднику День Победы.
2. Сценарий участия воспитанников МБДОУ детский сад №13 «Светлячок» в митинге 9 мая 2020 г в деревне Звягино.
ребенок
Здравствуй, праздник День Победы,
День великий, славный!
Ты и взрослый, ты и детский,
Праздник самый главный.
Пусть гремит салют Победы.
В небе пусть огни горят.
Поздравляем наших дедов!
Дню Победы каждый рад.
Ведущий.
Более 75 лет назад фашистская Германия напала на нашу страну. Герои пограничники первые встретили врага. 22 июня 1941 года на рассвете в Брестской крепости разорвались первые немецкие снаряды и бомбы. Грохот и вой самолетов покрыли все. Бомба за бомбой, снаряд за снарядом. Но застава не дрогнула. Пограничники грудью заслонили крепость. И здесь фашисты впервые узнали, что такое стойкость и мужество настоящих солдат.
ребенок
Долго немцы крепость бомбили.
Долго взять ее не могли.
Сколько сил они положили,
Об этот осколок земли.
С каждым днем оборона слабела,
Не слабел только дух боевой.
Но немецкая рать одолела
Пал под натиском Город герой
Ведущий: Мы родились в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, не видели разрушенных бомбами домов. Но и в наше время в разных точках планеты гибнут люди.
Знаете ли вы, ребята, почему войну с фашистами назвали Великой Отечественной?
ребенок
Ведь войны всякие бывают
Но эту же Великой называют!
Её так нарекают потому,
Что немцы захватили всю страну.
И длилась страшная война четыре года,
И погубила множество народа.
Ведь сотни тысяч на полях сражений пали,
Но Родину, Отчизну не отдали.
И потому войну Отечественной назвали.
Ведущий: четыре долгих года длилась та страшная война, много лет прошло с тех пор, мы живем в мире. Дети радуются солнцу, веселятся, смеются, играют и читают стихи в честь героев великой войны.
Дети читают стихи.
1. Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!
2. Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой.
3. Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли.
4. Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем.
(автор М. Владимов)
ребенок
Пусть пулеметы не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда. (автор Н. Найденова)
3. Стихи для чтения и заучивания наизусть.
Здравствуй, праздник День Победы,
День великий, славный!
Ты и взрослый, ты и детский,
Праздник самый главный.
Пусть гремит салют Победы.
В небе пусть огни горят.
Поздравляем наших дедов!
Дню Победы каждый рад.
…
Ведь войны всякие бывают
Но эту же Великой называют!
Её так нарекают потому,
Что немцы захватили всю страну.
И длилась страшная война четыре года,
И погубила множество народа.
Ведь сотни тысяч на полях сражений пали,
Но Родину, Отчизну не отдали.
И потому войну Отечественной назвали.
….
Долго немцы крепость бомбили.
Долго взять ее не могли.
Сколько сил они положили,
Об этот осколок земли.
С каждым днем оборона слабела,
Не слабел только дух боевой.
Но немецкая рать одолела
Пал под натиском
«Город герой»
(автор А. Макаров)
….
Давайте будем беречь планету,
Во всей Вселенной похожей нет,
Давайте будем дружить друг с другом,
Как дружит солнце с травой и лугом.
…
5. Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!
6. Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой.
7. Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли.
8. Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем.
(автор М. Владимов)
….
Пусть пулеметы не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда. (автор Н. Найденова)
…
Самолет стоит на взлете,
Я готов уж быть в полете.
Жду заветный тот приказ,
Защищать, чтоб с неба вас! (военный летчик)
Можешь ты солдатом стать
Плавать, ездить и летать,
А в строю ходить охота-
Ждет тебя, солдат…. (пехота)
Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется ….(танкистом)
Пошел служить мой друг во флот,
На корабле теперь плывет.
И, хоть волна идет горой,
На палубе стоит герой.
На нем морская форма,
Он не боится шторма. (моряк)
Крепкий прочный парашют
За спиной его раскрылся,
И за несколько минут
Он на землю опустился.
Он пройдет и лес, и брод,
Но противника найдет. (десантник)
4. План совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста.
Тема: «Готовимся к акции «Победа твоя и моя»»
Интеграция образовательных областей.
• Социально - коммуникативное развитие.
• Познавательное развитие.
• Речевое развитие.
• Художественно-эстетическое развитие
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие.
• Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
• Развивать умение договариваться; формировать умение слушать собеседника, не перебивать
• Формировать навыки учебной деятельности (умение внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенной им инструкции).
Познавательное развитие.
• Развивать познавательный интерес, внимание, память, речь;
• Развивать зрительную память и внимание;
• Содействовать проявлению и развитию в игре произвольного поведения, познавательной активности
Речевое развитие:
Связная речь.
• Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
• Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.
Звуковая культура речи.
• Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
• Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Физическое развитие.
• Воспитывать умение сохранять правильную осанку во всех видах деятельности.
Художественно-эстетическое развитие.
• Закреплять умения работы с ножницами и картоном;
• Вызвать интерес к работе с двухсторонним скотчем;
• Поощрять желание порадовать своей поделкой.
Индивидуализация:
• Поощрять инициативу каждого воспитанника, создавать ситуацию успеха.
Методы и приемы:
Наглядные: видеоматериалы
Словесные: объяснение задания, вопросы, словесные инструкции, загадки, пояснения детей.
Практические: помощь, поощрение,
Игровые: интерактивная игра «Военные профессии»,
Материалы и оборудование:
• ноутбук, интерактивная доска; видеоматериалы для игры «Военные профессии», аудиозапись «О той войне»
• Эмблемы, шпажки, картонные круги, ножницы, двухсторонний скотч.
Предварительная работа:
• Проектирование «Навстречу празднику Победы»
• дидактические игры «Российская армия», лото «Профессии»
• интерактивные игры
Работа с родителями:
• сообщение на родительском собрании «Проектная деятельность на тему «Навстречу празднику Победы»
Структура занятия:
1. Мотивация к деятельности – загадка «Что картинки нам подскажут»
2. Интерактивная игра «Военные профессии»
3. Беседа «Зачем нам помнить о Победе»
3. Изготовление сувениров «Солнышко Победы»
4. Подведение итогов, обмен впечатлениями.