Шилёнок Мария Михайловна
Конспект урока по краеведению для обучающихся 2–4 классов «По следам замечательных людей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр «Пульс» г. Валдай»
Разработка урока по краеведению для обучающихся 2 – 4 классов
Тема: «По следам замечательных людей»
Автор составитель:
Педагог дополнительного образования
МАУДО Центр «Пульс» г. Валдай
Шилёнок Мария Михайловна
г. Валдай
2024
План урока
Организационный момент
Сообщение темы урока (Сюрпризный момент)
Публикация «Конспект урока по краеведению для обучающихся 2–4 классов „По следам замечательных людей“» размещена в разделах
- Краеведение в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Беседа по вопросам предыдущего урока
Изучение нового материала (Сопровождается презентацией)
Физкультминутка
Закрепление
Подведение итогов
Задание на дом (по желанию)
Рефлексия
Тема урока : «По следам замечательных людей»
Педагог: Здравствуйте уважаемые ребята. Я очень рада видеть вас!
Сегодня нас ждёт волшебное путешествие в прошлое, увлекательные игры и
ещё много чего интересного. Я знаю у Вас всё получится и целый день будет
хорошее настроение!
Мы с Вами начали изучать истории знаменитых людей, побывавших на
нашей Валдайской земле и внёсших вклад в наш город.
О каком человеке на прошлом занятии мы говорили?
Ответы детей: О Виталии Валентиновиче Бианки.
Виталий Валентинович очень любил животных, был писателем –
анималистом.
Животные
в
свою
очередь
тоже
любили
Виталия
Валентиновича.
По совету врачей Виталий Валентинович посетил Новгородскую
область и природа нашего края так понравилась Виталию Валентиновичу,
что он целых 18 лет приезжал отдыхать, любоваться природой и заряжаться
силой в Новгородскую область, в маленький городок Окуловка, на озеро
БОровно.
Педагог:
Какие вы ребята молодцы! Как вы много запомнили с
прошлого урока, а сегодня речь пойдёт о другом важном человеке, который
внёс полезный и важный вклад в наш город Валдай. Человека этого зовут
Виктор Петрович Острогорский.
Слайд 1
Виктор Петрович Острогорский родился 184 года назад. в 16 февраля
1840 года. Прожил он всего 62 года, очень сильно заболел и умер в 1902
году. Виктор Петрович был известным русским педагогом, также был
литератором. Ребята, а вы знаете кто такой литератор?
Ответы детей:
Литератор это- тот кто профессионально занимается литературным
трудом, пишет.
Педагог : А еще Виктор Острогорский был редактором научных
журналов, и автором рассказов для детей.
Был очень интересный журнал, назывался он- детское чтение, чтение
для ума. Виктору Петровичу приносили различные рассказы о природе и
животных для детского чтения, Виктор Петрович внимательно их читал,
исправлял ошибки и отправлял в печать для журналов. Свои собственные
рассказы он тоже публиковал в этих журналах.
Слайд 2 – 4
Посмотрите,
на экране изображены журналы тех лет. Чем они
отличаются от современных детских журналов?
Ответы детей
Педагог: Совершенно верно, в первую очередь они отличаются
буквами, видите какое письмо было в те годы. Также они отличаются
обложкой.
Ребята, у меня для Вас есть предложение, создать наш собственный
детский журнал. Он будет называться обо всем на свете, и содержать в себе
очень интересные сведения о жизни интересных людей, рассказы о природе,
животных, и рассказы ваших любимых авторов. Как вам такая идея?
Ответы детей
Педагог: Я вижу, Вы немного устали? Предлагаю отдохнуть. Встаём
рядом со своими партами и начинаем выполнять волшебные упражнения.
Скажу Вам дети по секрету, эти упражнения выполняли ребята из
школы Острогорского и благодаря этим упражнениям, они лучше учились и
у них всегда было хорошее настроение.
ПО ДОРОЖКЕ, ПО ДОРОЖКЕ
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
(Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
(Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
(Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
(Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем.
(Ходьба на месте.)
Педагог: Отдохнули, энергией зарядились?
Ответы детей:
Слайд 5
Педагог: Итак. В. П. Острогорский был тесно связан с новгородской
землёй. Попав случайно в неизвестный ему ранее уездный город Валдай,
Острогорский в последние десять лет жизни ежегодно летом приезжал туда
на отдых. Бывая в Валдае, Острогорский видел, что беднейшее население не
имеет возможности обучать всех детей в городском училище, где не только
бралась плата за обучение, но и необходимо было иметь свои учебники. И
тогда Острогорский решил помочь населению города Валдай и обучить
ребят из бедных семей бесплатно. Ему очень хотелось, чтобы дети были
грамотными. Умели читать, писать, считать. Виктор Петрович купил в
Валдае дом, чтобы там жить и на свои средства в собственном доме 3 января
1896 года он открыл школу и начал обучать детей. А еще Виктор Петрович
привёз из Санкт Петербурга учебники для девчонок и мальчишек.
Сердце Острогорского радовалось, тому что у него есть возможность
учить
детей.
Родители
и
дети
города
Валдай
были
благодарны
Острогорскому за его труды. Школа в его собственном доме была открыта
три года с 1896 по 1899 и находилась по адресу Улица Луначарского дом 5. В
школе занимались 25 детей, и дом Виктора Петровича стал маловат. Нужно
было расширятся.
Слайд 6 – 7
Специально для школы, Острогорский приобрёл другой дом. Дом
находился в центре города – каменный, с подвальным этажом, имел
5 больших светлых комнат.
С 1899 по 1918 годы школа переехала в
отдельное здание и число учащихся значительно выросло. Это каменный
одноэтажный дом с пятью большими комнатами и подвальным этажом.
Сейчас на фасаде этого дома 11/19 на перекрёстке улицы Луначарского и
Комсомольского
проспекта
висит
мемориальная
доска.
Здание
ныне
используется под различные административные нужды.
Слайд 8
Благодаря трудам Виктора Петровича, дети научились писать и читать.
Ребятам очень нравилось чтение книг, и тогда помимо бесплатной школы, в
1900 году Острогорский открыл бесплатную библиотеку-читальню имени
Пушкина.
Ребята
с
удовольствием
ходили
в
библиотеку,
брали
приключенческие книги и детские журналы. Учили стихи, читали истории.
Слайд 9 -12
Ребята, посмотрите как выглядели ученики и преподаватели тех
лет. Чем эти люди отличаются от современных учителей и детей.
Ответы детей.
Подведение итогов:
Педагог: Вам понравилась история?
Ребята, о каком человеке вы сегодня узнали?
Что Виктор Петрович сделал полезного для нашего города?
Ответы детей:
Педагог: Ребята, а еще Виктор Петрович очень любил вежливых и
культурных детей.
Он прививал детям хорошие манеры, учил их быть добрыми,
отзывчивыми и понимающими. Ученики слушались Виктора Петровича и
других педагогов.
Уроки вежливости и этикета были одними из самых любимых.
Домашнее задание будет таким: Придумать свою игру на тему
«Вежливость». (По желанию)
Слайды 13 – 26 (Игра «Вежливость» на следующий урок)
Рефлексия.
Педагог: Дети, я попрошу Вас оценить урок. Если урок Вам очень
понравился, то покажите ладошку и пять пальчиков. Если не очень, то три
пальчика или два.
(Дети в основном показывают пять пальцев)
Педагог: Спасибо ребята, с Вами было очень здорово работать, до
новых встреч!
Дети: До свидания! Спасибо!