Анжела Давыдова
«Поём руками» или наши музыкальные пальчики
" Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов".
Н. А. Бернштейн
Давно замечено, что движения пальцев, рук, сопровождаемые рассказом, стихами, благотворно влияют на развитие детей. А ученые (сотрудники АПН РФ, института физиологии детей) доказали, что движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.
Когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой, происходит следующее:
Публикация «„Поём руками“ или наши музыкальные пальчики» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
1. Ритмические движения кистей рук, пальцев- приводят, к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи.
2. Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать, учат слушать и понимать смысл речи, повышают речевую активность детей.
3. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределяет.
4. Выполнение упражнений, в сопровождении со стихотворными строчками, влечёт за собой, более чёткую ритмичную, яркую речь детей.
5. Развивается память детей, так как они учатся запоминать определённые положения рук, последовательность движений.
6. Развивается воображение и фантазия.
7. В результате ежедневных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу и, хорошую подвижность и гибкость, и тем самым облегчат овладение навыком письма.
Все педагоги дошкольного образования в своей работе когда-либо сталкивались с пальчиковой гимнастикой, знают наиболее доступные упражнения, но не все любят применять их на практике.
Я, в своей практике использую пальчиковую гимнастику сравнительно недавно.
С рождением второго ребёнка, я столкнулась с проблемой развития речи очень близко, мне захотелось самой развивать речь сына.
Перечитав множество литературы, я подобрала наиболее удобные для работы упражнения пальчиковой гимнастики.
Маленькие дети очень не усидчивы, и просто заставить их сидеть и заниматься очень трудно, имея образование, опыт, я попробовала не просто игру, а музыкальную сказку.
Заметила, что ребёнок более заинтересован в игре с пальчиками, когда ему не просто читают ритмические стихотворные тексты, а «пропевают» стихи с разной интонацией, изображая голосом яркость, размер, настроение предмета,и т. п.
На практике нескольких лет, я опробовала эту технику, в работе с детьми, и заметила. Что речь детей развивается намного быстрее и продуктивнее, чем при применении традиционной пальчиковой гимнастики.
Мою работу с детьми я каждый день начинаю с хорошего настроения, затем упражнения психологической гимнастики, затем пальчиковая гимнастика-пение (не менее 5 мин. ежедневно)
Маленькие дети прирождённые актёры, они очень любят пантомиму, в их природе подражание, особенно взрослым. А когда взрослый, не просто читает, а «пропевает» упражнения, задействуя при этом мелкую моторику рук, дети вдвойне получают удовольствие от процесса, быстрее запоминают упражнения,развиваются творческие способности, актёрское мастерство.
Даже родители очень быстро замечают изменения в развитии детей, дети постоянно поют ручками, и учат родителей тоже.
Методику «пропевания» можно использовать при чтении сказок, мои воспитанники особенно любят сказки К. Чуковского, так как они наиболее эмоциональны!
Я уверена, что моя методика, «пропевания» пальчиковой гимнастики, найдёт отклик и понравится многим родителям и коллегам, так как в каждый педагог дошкольного образования, немного актер и певец, да и просто, очень творческая личность!