Людмила Ершова
Опыт работы по теме «Роль пальчиковой игры в развитии ребенка дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль пальчиковой игры в
развитии ребенка дошкольного возраста»
Выполнила воспитатель:
Ершова Л. Л.
г. Балахна
2013г.
«Представление, что при любом двигательном
тренинге…упражняются не руки, а мозг,
вначале казалось парадоксальным и лишь с
трудом проникло в сознание педагогов».
Н. А. Бернштейн
Публикация «Опыт работы по теме „Роль пальчиковой игры в развитии ребенка дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Пальчиковые игры существуют очень давно и сопровождают нас в течении всей жизни.
«Сорока, сорока кашу варила», - говорит мама и водит пальчиком малыша по его ладошке.
«Мы писали, мы писали, наши пальчики устали», - старательно повторяют первоклассники вслед за учителем, сжимая кулачки.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитию речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3. Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4. Если ребенок будет выполнять упражнение, сопровождая их короткими строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилиться контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6. У ребенка развивается воображение и фантазия.
7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладения навыкам письма.
Пальчиковые игры доступны детям, стихотворные тексты легко запоминаются. Освоив игру, ребенок может повторять ее где угодно: дома, в транспорте, на прогулке.
Работу над освоением новой игры я делила на несколько этапов:
•Показ
•Объяснение
•Воспроизведение
•Закрепление
Показывая игру в первый раз я старалась замедлить темп, чтобы дети как следует рассмотрели мои движения и поняли смысл игры. Затем я показывала и объясняла, как правильно выполняются упражнения. На следующем этапе я повторяла текст вместе с детьми. Если дети допускали ошибки, я обязательно указывала на них, обращала внимание на неточности, уделяла внимание выразительности речи, умению правильно передавать эмоции и настроение стихотворения, выбирать правильную интонацию. Игру повторяли на следующий день, добиваясь самостоятельного воспроизведения.
Все упражнения, используемые в моей работе, я разделила на три группы:
I группа. Упражнения для кистей рук.
•«Фонарики», «Заготавливаем капусту», «Моем руки», «Ёжик», «Шарик», «Флажки», «Печем блины», «Пароход», «Речка и рыбка», «Лодочка», «Птичка пьет водичку», «Птенчики в гнезде», «Птичка летит», «Кошечка», «Цветок», «Замок».
II группа. Упражнения для пальцев условно статические.
•«Зайчик», «Ножницы», «Вилка», «Колечко», «Очки», «Человечек - лыжник», «Улитка», «Пчела», «Лягушка», «Три богатыря», «Дружные пальчики», «Собака», «Лошадь», «Петух», «Курочка», «Гусь».
III группа. Упражнения для пальцев динамические.
•«Семья», «Домик», «За работу», «Пальчики ложатся спать», «Пальчики здороваются», «Дружные ребята», «Гости», «Пальчик - мальчик».
Для того, чтобы работа с пальчиковыми играми была более эффективной, я использовала в течение дня 4-5 игр, один раз в неделю добавляя новую игру. Это давало детям возможность хорошо освоить старые игры, но в тоже время не устать от них.
Когда же лучше всего проводить пальчиковые игры?
Во-первых, во время утренней гимнастики. Предлагая детям упражнения на закрепление различных групп мышц, немного времени я уделяла и мышцам руки.
Во-вторых, перед различными видами ручного труда, рисованием, лепкой, чтобы разогреть и размять руки.
В-третьих, пальчиковые игры я использовала на физкультминутках: они позволяли расслабить мышцу руки, дать им отдохнуть.
В процессе непосредственно-образовательной деятельности я использовала обучающие игры. С ними процесс обучения проходит легко и интересно. Эти игры помогали учить детей счету, усвоить понятия «Состав чисел», давали возможность на практической основе понять принцип сложения и вычитания, запомнить геометрические фигуры, порядковые числа. При знакомстве детей с литературными произведениями я так же использовала пальчиковые игры.
- Покажи, как лиса постучала в теремок (как Красная Шапочка шла по лесу)
В своей работе я использовала карточки «Пальчиковая гимнастика» (каждому упражнению соответствует свой рисунок для создания зрительного образа). Сначала я показывала рисунок и объясняла, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадала. Я показывала картинку, называла упражнение, а дети вспоминали, какое положение рук или пальцев следует воспроизвести. Когда дети хорошо усваивали все упражнения, я давала детям следующие игровые задания:
Запомнить и повторить серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.
Например: «Коза –Улитка». Ребенок переключается с позиции коза в позицию улитка (3-4 раза).
Сначала упражнение выполняется по словесной инструкции, затем на счет «раз - два».
Или: «Вилка» – «Кольцо» - «Заяц».
Можно предложить любую последовательность.
На следующем этапе я предлагала детям «рассказать руками» маленькие истории. Сначала я придумывала рассказ сама, а потом предлагала детям сочинить свою историю. На этом этапе я так же использовала карточки «Пальчиковая гимнастика». Я раскладывала перед детьми картинки и предлагала запомнить последовательность упражнений. Затем убирала картинки, и дети выполняли упражнения в нужном порядке.
Когда дети достаточно хорошо выполняли все упражнения, я давала им более сложные задания: раскладывала на столе несколько карточек и предлагала придумать новую историю, используя вместо плана картинки. Затем предлагала детям рассказать историю с помощью рук.
Широко используя в работе пальчиковые игры, я пришла к выводу, что работа с ними очень эффективна. Ведь эти игры решают целый ряд задач, стоящих перед педагогами, что делает их незаменимыми средствами воспитания и обучения.