Папки-передвижки

«По дороге к Азбуке». Конспект занятия в старшей группе по теме «Звук [С]»

Ирина Андреева
«По дороге к Азбуке». Конспект занятия в старшей группе по теме «Звук [С]»
▼ Скачать + Заказать документы

ФГКДОУ «Детский сад № 158» МОРФ

Открытое занятие по развитию речи «По дороге к Азбуке» старшая группа

Тема: «Звук [ С ]»

Подготовила: Андреева И. В

2014 год

Конспект открытого занятия «По дороге к Азбуке»

Комплексная программа «Школа 2100»

Публикация «„По дороге к Азбуке“, Конспект занятия в старшей группе по теме „Звук [С]“» размещена в разделах

Занятие № 44 (старшая группа)

Тема: Звук [С]

Цели: расширение представления о звуке [С], об участии органов артикуляции в его произнесении; активизация внимания к звуковому и слоговому составу слов, способности сравнивать слова по звуковому и слоговому составу; развитие закрепления представления о смысло-различительной роли фонем; развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, способности производить сложный звуковой и слоговой анализ слов, преобразовывать слова путём добавления, исключения, замены и перестановки звуков и слогов; обогащение словарного запаса, закрепление умения подбирать лексический материал к заданной схеме; развитие грамматического строя, связной речи, мышления, памяти, восприятия, интереса к получению новых знаний и умений. Наглядность:

- иллюстрации в пособиях;

- обозначение звука [С] и гласных звуков;

- картинки на звук [С] в словах;

- касса звуков у каждого ребёнка.

Ход занятия.

I. ПОВТОРЕНИЕ (развитие связной речи)

Упражнение : «Пересказ»

Цель: дети учатся связно, последовательно выстраивать текст с помощью взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей. Добиваться полных ответов от детей.

К детям приходит Незнайка и просит рассказать, какая история произошла с нашими героями в прошлый раз.

- Кто оказался соседом Даши?

- Почему Даша его боялась?

- Что предложила девочка?

- Какие рисунки нарисовали наши герои?

- В какую игру предложила поиграть Мудрая сова?

- Какие звуки обозначаются буквами Т и Д?

- Чем отличаются звуки [Т] и [Д], [Т] и [Т'], [Т'] и [Д'], [Д'] и [Д]?

- Назовите слова со звуками [Т], [Д], [Д'], [Т'].

- Кто живёт в домиках звуков [Д] и [Д']?

II.

1) История про Ёжика, Лисёнка и Мудрую Сову. (звуковая культура речи)

Цель: учим детей внимательно слушать текст, и определять с каким звуком мы познакомимся сегодня на занятии. Развиваем фонематический слух.

Даша посоветовала своим гостям сходить в парк. Там сегодня проводятся соревнования воздухоплавателей. Сама же Даша осталась дома, чтобы помочь своему соседу-дятлу выдолбить дупло.

Приближаясь к парку, игрушки услышали свист: «С-с-с». Когда они проходили мимо склада, свист повторился. И тут наши друзья увидели насос. (См. рис. на с. 26.) «Эй! - окликнул их насос. - Не хотите ли принять учассстие в сссоревновании?» - «Конечно, хотим, - с радостью ответил Ёжик. - А что для этого надо сделать?» Оказалось, что совсем немного. Сначала выбираешь для себя воздушный шарик, даёшь его надуть насосу, а потом с этим шариком спрыгиваешь с горки. Тот, кто дольше всех продержится в воздухе, будет победителем соревнования.

Мудрой Сове достался шарик в виде сосиски, Ёжику - шарик с солнышком. Лисёнок же хотел подобрать себе самый большой шар. Но Мудрая Сова не разрешила это делать. «На большом шаре ты можешь улететь далеко-далеко, откуда вряд ли можно вернуться», - объяснила она непонятливому Лисёнку. Пришлось ему выбрать себе маленький шарик, но зато красивый - со слонёнком.

Крепко придерживая свои шары за верёвочку, наши путешественники направились к горке, а потом втроём с неё спрыгнули и лихо пролетели в воздухе. И пусть в соревновании они не выиграли, зато получили огромное удовольствие. В конце все воздухоплаватели отпустили свои шары. Насос с гордостью любовался этим зрелищем. Ведь это он надул все эти шарики, летящие высоко в небе!

- С какого звука начинаются слова : сосиска, солнышко, слон?

- О каком звуке мы будем сегодня говорить звуке [С]).

II. 1) Работа с рисунком (с. 26)

- Картинка, где изображено, как свистит насос, обозначает звук [С].

Что делают губы и язык во время произнесения этого звука?

- Покажите на рисунке звук [С] и расскажите, какой он. (Согласный, глухой, твёрдый.)

- Как вы догадались?

Согласный – звук встречает преграду.

Глухой – произносим шёпотом, горлышко не дрожит.

Твёрдый – произносим твёрдо, уверенно.

- Выложите слоги: [СА]-[АС]-[ОС]-[СО]-[СУ]-[УС]-[ЭС]-[СЭ]-[СЫ]-[ЫС]-[ИС].

- Выложите слоги и скажите, какие слова с них начинаются: СТА___(стая, станция, ставни, старик, стакан и т. д., СЛО___(слово, слог,сложно, слон, СЛИ___(слива, сливки, слить, СКУ___(скучно, скульптор,скутер, СПЕ___(спелый, спеть, СПА___(спальня, спать, спас, спасибо,СТИ___(стих, стирка, СВЕ (свет, Света, свечка, свежий, СВИ___(свист,свитер, свирель, свинка).

III. 2) «Отгадай загадку и определи положение звука» (звуковая культура речи)

Висит за окошком

Кулёк ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной. (Сосулька)

Он и жёлтый, и сыпучий.

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

И играть.

(Песок)

Что за чудо - этот дом!

Ребятишек возит он.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

Я катаюсь на нём

До вечерней поры.

Но ленивый мой конь

Едет только с горы.

(Санки)

У неё глаза большие,

Хищный клюв всегда крючком,

По ночам она летает,

Отдыхает только днём.

(Сова)

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски.

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничкам.

(Кисточка)

В каких словах звук [С] слышится в начале слова, в середине, в конце?

- В каких словах два звука [С]?

3) Физкультминутка.

Сова

В лесу темно,

Все спят давно. Все птицы спят. Одна сова не спит, Летит, кричит.

Совушка-сова, большая голова,

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит.

Да как полетит!

(Дети сначала изображают спящих птиц, а потом сову, выполняя все её движения.

4) Игра: «Я, ты, он, она»

Цель: формирование грамматического строя речи, дети должны правильно подобрать глагольную форму.

Я сижу (стою, сплю, слышу)

Ты (сидишь)

Он (сидит)

Мы (сидим)

И т. Д

5) Игра: «Наоборот»( Цель: обогащение словаря) – называем противоположные по смыслу слова (антонимы, которые начинаются со звука [С].

Мир – ссора

Трусливый – смелый

Пасмурный – солнечный

Кислое - сладкое

IV. 5) Добавление и исключение звуков и слогов из состава слов. (обогащение словаря, формирование грамматического строя)

- Скажите со звуком [С] в начале слова : дача (сдача, клад (склад, лом, пешка, наряд, путник, равнение, луга, утки, делать, мешать, лёг, мочил, мял, прятал, тёр, ел (съел).

, - Скажите слово без звука [С] : искра (икра, если (ели, мысли, гусли, ласты, весна.

Если дети испытывают затруднения, воспитатель выделяет голосом все звуки, кроме [С]. (Этот звук произносится тихо.)

Например: Ис-КРА, Ес-ЛИ и т. д.

Скажите слово без слога СО: сосчитать (считать, сорвать (рвать, согреть, созвать, созреть, солить, согнать, собрать.

6) Восполнение слогового состава слов.

- Чем отличаются слоги СА и СО?

- Скажите со слогом СА или СОв начале слова: _дик (садик, _кол (сокол, _вы, _хар, _рок, _нки, _ска, _лки, _жа, _сны, _мый, _чный, _весть.

-Скажите со слогом СУ или СЫ в начале слова: _мка (сумка, _патъ (сыпать, _п, _н, _к, _р, _хо, _ро, _дно.

7) Выкладывание слов с помощью звуковых карточек.

- Детям предлагается выложить слово сон, поменять местами первую и последнюю карточку и «прочитать» новое слово (нос). Аналогично куст преобразуется в стук.

V. - Что вы узнали о звуке [С]?

- В названии каких молочных и мясных продуктов слышится звук[С]?

- Что бывает зимой со звуком [С]?

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей» Слайд 2Фонетико-фонематическое недоразвитие Это незаконченность процесса дифференциации звуков, отличающихся тонкими артикуляционными.

Тематическое планирование по фонетике Дата Тема занятия Формирование фонематического восприятия Первый период 16.09.2013 Понятие о звуке Выделение начального гласного звука.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«По дороге к Азбуке». Конспект занятия в старшей группе по теме «Звук [С]»
Опубликовано: 27 октября 2014 в 03:24
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««По дороге к Азбуке». Конспект занятия в старшей группе по теме «Звук [С]»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Андреева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД