Ирина Андреева
«По дороге к Азбуке». Конспект занятия в старшей группе по теме «Звук [С]»
▼ Скачать + Заказать документы
ФГКДОУ «Детский сад № 158» МОРФ
Открытое занятие по развитию речи «По дороге к Азбуке» старшая группа
Тема: «Звук [ С ]»
Подготовила: Андреева И. В
2014 год
Конспект открытого занятия «По дороге к Азбуке»
Комплексная программа «Школа 2100»
Публикация «„По дороге к Азбуке“, Конспект занятия в старшей группе по теме „Звук [С]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Занятие № 44 (старшая группа)
Тема: Звук [С]
Цели: расширение представления о звуке [С], об участии органов артикуляции в его произнесении; активизация внимания к звуковому и слоговому составу слов, способности сравнивать слова по звуковому и слоговому составу; развитие закрепления представления о смысло-различительной роли фонем; развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, способности производить сложный звуковой и слоговой анализ слов, преобразовывать слова путём добавления, исключения, замены и перестановки звуков и слогов; обогащение словарного запаса, закрепление умения подбирать лексический материал к заданной схеме; развитие грамматического строя, связной речи, мышления, памяти, восприятия, интереса к получению новых знаний и умений. Наглядность:
- иллюстрации в пособиях;
- обозначение звука [С] и гласных звуков;
- картинки на звук [С] в словах;
- касса звуков у каждого ребёнка.
Ход занятия.
I. ПОВТОРЕНИЕ (развитие связной речи)
Упражнение : «Пересказ»
Цель: дети учатся связно, последовательно выстраивать текст с помощью взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей. Добиваться полных ответов от детей.
К детям приходит Незнайка и просит рассказать, какая история произошла с нашими героями в прошлый раз.
- Кто оказался соседом Даши?
- Почему Даша его боялась?
- Что предложила девочка?
- Какие рисунки нарисовали наши герои?
- В какую игру предложила поиграть Мудрая сова?
- Какие звуки обозначаются буквами Т и Д?
- Чем отличаются звуки [Т] и [Д], [Т] и [Т'], [Т'] и [Д'], [Д'] и [Д]?
- Назовите слова со звуками [Т], [Д], [Д'], [Т'].
- Кто живёт в домиках звуков [Д] и [Д']?
II.
1) История про Ёжика, Лисёнка и Мудрую Сову. (звуковая культура речи)
Цель: учим детей внимательно слушать текст, и определять с каким звуком мы познакомимся сегодня на занятии. Развиваем фонематический слух.
Даша посоветовала своим гостям сходить в парк. Там сегодня проводятся соревнования воздухоплавателей. Сама же Даша осталась дома, чтобы помочь своему соседу-дятлу выдолбить дупло.
Приближаясь к парку, игрушки услышали свист: «С-с-с». Когда они проходили мимо склада, свист повторился. И тут наши друзья увидели насос. (См. рис. на с. 26.) «Эй! - окликнул их насос. - Не хотите ли принять учассстие в сссоревновании?» - «Конечно, хотим, - с радостью ответил Ёжик. - А что для этого надо сделать?» Оказалось, что совсем немного. Сначала выбираешь для себя воздушный шарик, даёшь его надуть насосу, а потом с этим шариком спрыгиваешь с горки. Тот, кто дольше всех продержится в воздухе, будет победителем соревнования.
Мудрой Сове достался шарик в виде сосиски, Ёжику - шарик с солнышком. Лисёнок же хотел подобрать себе самый большой шар. Но Мудрая Сова не разрешила это делать. «На большом шаре ты можешь улететь далеко-далеко, откуда вряд ли можно вернуться», - объяснила она непонятливому Лисёнку. Пришлось ему выбрать себе маленький шарик, но зато красивый - со слонёнком.
Крепко придерживая свои шары за верёвочку, наши путешественники направились к горке, а потом втроём с неё спрыгнули и лихо пролетели в воздухе. И пусть в соревновании они не выиграли, зато получили огромное удовольствие. В конце все воздухоплаватели отпустили свои шары. Насос с гордостью любовался этим зрелищем. Ведь это он надул все эти шарики, летящие высоко в небе!
- С какого звука начинаются слова : сосиска, солнышко, слон?
- О каком звуке мы будем сегодня говорить (о звуке [С]).
II. 1) Работа с рисунком (с. 26)
- Картинка, где изображено, как свистит насос, обозначает звук [С].
Что делают губы и язык во время произнесения этого звука?
- Покажите на рисунке звук [С] и расскажите, какой он. (Согласный, глухой, твёрдый.)
- Как вы догадались?
Согласный – звук встречает преграду.
Глухой – произносим шёпотом, горлышко не дрожит.
Твёрдый – произносим твёрдо, уверенно.
- Выложите слоги: [СА]-[АС]-[ОС]-[СО]-[СУ]-[УС]-[ЭС]-[СЭ]-[СЫ]-[ЫС]-[ИС].
- Выложите слоги и скажите, какие слова с них начинаются: СТА___(стая, станция, ставни, старик, стакан и т. д., СЛО___(слово, слог,сложно, слон, СЛИ___(слива, сливки, слить, СКУ___(скучно, скульптор,скутер, СПЕ___(спелый, спеть, СПА___(спальня, спать, спас, спасибо,СТИ___(стих, стирка, СВЕ (свет, Света, свечка, свежий, СВИ___(свист,свитер, свирель, свинка).
III. 2) «Отгадай загадку и определи положение звука» (звуковая культура речи)
Висит за окошком
Кулёк ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька)
Он и жёлтый, и сыпучий.
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
И играть.
(Песок)
Что за чудо - этот дом!
Ребятишек возит он.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
Я катаюсь на нём
До вечерней поры.
Но ленивый мой конь
Едет только с горы.
(Санки)
У неё глаза большие,
Хищный клюв всегда крючком,
По ночам она летает,
Отдыхает только днём.
(Сова)
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничкам.
(Кисточка)
В каких словах звук [С] слышится в начале слова, в середине, в конце?
- В каких словах два звука [С]?
3) Физкультминутка.
Сова
В лесу темно,
Все спят давно. Все птицы спят. Одна сова не спит, Летит, кричит.
Совушка-сова, большая голова,
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит.
Да как полетит!
(Дети сначала изображают спящих птиц, а потом сову, выполняя все её движения.
4) Игра: «Я, ты, он, она»
Цель: формирование грамматического строя речи, дети должны правильно подобрать глагольную форму.
Я сижу (стою, сплю, слышу)
Ты (сидишь)
Он (сидит)
Мы (сидим)
И т. Д
5) Игра: «Наоборот»( Цель: обогащение словаря) – называем противоположные по смыслу слова (антонимы, которые начинаются со звука [С].
Мир – ссора
Трусливый – смелый
Пасмурный – солнечный
Кислое - сладкое
IV. 5) Добавление и исключение звуков и слогов из состава слов. (обогащение словаря, формирование грамматического строя)
- Скажите со звуком [С] в начале слова : дача (сдача, клад (склад, лом, пешка, наряд, путник, равнение, луга, утки, делать, мешать, лёг, мочил, мял, прятал, тёр, ел (съел).
, - Скажите слово без звука [С] : искра (икра, если (ели, мысли, гусли, ласты, весна.
Если дети испытывают затруднения, воспитатель выделяет голосом все звуки, кроме [С]. (Этот звук произносится тихо.)
Например: Ис-КРА, Ес-ЛИ и т. д.
— Скажите слово без слога СО: сосчитать (считать, сорвать (рвать, согреть, созвать, созреть, солить, согнать, собрать.
6) Восполнение слогового состава слов.
- Чем отличаются слоги СА и СО?
- Скажите со слогом СА или СОв начале слова: _дик (садик, _кол (сокол, _вы, _хар, _рок, _нки, _ска, _лки, _жа, _сны, _мый, _чный, _весть.
-Скажите со слогом СУ или СЫ в начале слова: _мка (сумка, _патъ (сыпать, _п, _н, _к, _р, _хо, _ро, _дно.
7) Выкладывание слов с помощью звуковых карточек.
- Детям предлагается выложить слово сон, поменять местами первую и последнюю карточку и «прочитать» новое слово (нос). Аналогично куст преобразуется в стук.
V. - Что вы узнали о звуке [С]?
- В названии каких молочных и мясных продуктов слышится звук[С]?
- Что бывает зимой со звуком [С]?