Елена Митина
Консультация для родителей «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2
Фонетико-фонематическое недоразвитие
Это незаконченность процесса дифференциации звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками, обнаруживающаяся в ряде особенностей произношения звуков.
Это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами в следствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Слайд 3
Признаки ФФН
аморфное, неотчетливое произнесение ряда звуков;
недифференцированное произнесение пар или групп звуков;
замены более простыми по артикуляции звуками;
Публикация «Консультация для родителей „Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
нестойкое употребление в речи, смешение;
Нарушение слоговой структуры слова
Слайд 4
Фонематический слух –
сенсорная основа нашей речи
Он начинает формироваться очень рано:
2 недели – реакция на звуки, шумы, в том числе голос;
3-4 недели – выделяет речь человека от других звуков;
3 месяца – развивается речевой слух;
8 месяцев – понимание связи «предмет – слово»;
9-10 месяцев – первые усеченные слова;
1 год – произносит 8-10 слов;
к 2 годам становление фонематического слуха завершается, различает все звуки;
2,5-3 года – совершенствуется узнавание и различение слов, близких по звуковому составу (зуб – суп);
3.5 года – различает и выделяет звук;
4 года – различает и выделяет слог;
4.5 – 5 лет – различает и выделяет первый и последний звук;
6 лет - звуковой анализ
Фонематический слух - это умение слышать звуки речи.
Слайд 5
Фонематическое восприятие - это умение вслушиваться в состав слова и анализировать его.
Без полноценного восприятия фонем, без четкого различения невозможно их правильное произнесение.
Развивая фонематическое восприятие, необходимо сформировать умения:
различать сходные фонемы на слух (пассив);
различать сходные фонемы в произношении (актив);
контролировать свое произношение на уровне слога. слова. предложения;
сравнивать свою речь с речью окружающих
Слайд 6
Развитие фонематического восприятия
Этапы логопедической работы:
узнавание неречевых звуков;
различение высоты. силы, тембра голоса, голосовая дифференциация на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
различение слов, близких по звуковому составу;
дифференциация слогов;
дифференциация фонем;
развитие навыков элементарного звукового анализа
Слайд 7
I этап
Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки: шумовые звуки окружающей среды, звуки игрушек, предметов, звукоимитации, звукоподражания.
Слайд 8
II этап
Умение различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова; звучание голоса, игрушек, сказочных персонажей, голосов друзей (близко – далеко, тихо – громко)
Слайд 9
III этап
Различение слов близких по звуковому составу:
коза – коса;
бумага – бумака – пумага – тумака;
подбор слов: дом – том - ком – сом;
различение неправильно произносимых слов: пыба – родка – шумка
подбор слов на две группы звуков: с-з, ш-ж и др;
придумывание слов на данный звук
Слайд 10
IVэтап
Различение слогов:
лишний слог: на-на-па-на (выделение);
последовательность: па-па-ба (запоминание);
наличие данного слога: за-са-ца-ца-за-са (определение);
Слайд 11
V этап
Дифференциация фонем: различение, выделение, запоминание, подбор, повторение, сравнение
звуки: ы-и, и-и, а-я, ц-ч, ч-ч, ж-ж, з-ж и т. п.
звуковые ряды: ау, уа, иа, ауи, иуа, птк, ткп
ряды слов: дом, кот, мак
выделение заданного звука из звукового ряда: «А» – а, у, о, а, ы, а…
«К» – т, п, н, к, ф, ц, к…
Слайд 12
VIэтап
Развитие навыков элементарного звукового анализа
определить, запомнить, повторить, сравнить, выделить, подобрать, различить: количество слогов, гласных звуков, согласных звуков;
выработать умение анализировать звуковой состав односложных и двусложных слов, состоящих из прямых, обратных, открытых и закрытых слогов;
слова сложной слоговой структуры: уделяя особое внимание различению, выделению и произношению поставленного звука - прямой и закрытый «вет-ка», - со стечением «кни-га, волк», - многосложные «мо-ло-ток»;
уточнять в словах артикуляцию – учить находить нужный звук в слове: начало-конец-середина и место звука в слове
Поставленный звук интенсивно закрепляется в устной речи путем проговаривания слов, фраз, рассказов и т. д.
Слайд 13
Принципы развития фонетико-фонематических представлений
переходить от легких элементов артикуляции и фонематического воспроизведения к более трудным;
использовать речевой материал, где не встречаются звуки, близкие к тем, над которыми ведется работа в данный момент;
начинать работу над несколькими звуками одновременно, если нарушение произношения распространяется на звуки разных несходных фонематических групп (например[ш] и [к]);
целесообразно чередовать работу над звуками разных фонематических групп (например, закрепив [ш], перенести акцент на [к], затем [ш] исключить и заняться постановкой [ж], а к продолжать закреплять, затем [к] исключить и начать дифференциацию [ш] – [ж]);
развитие звукового анализа должно протекать систематически и последовательно с одновременным закреплением поставленных звуков;
закрепление знаний по постановке и развитию фонематического слуха проводится на речевом материале весь звуковой состав которого правильно произносится ребенком;
усложнять слоговую структуру слова и звуковой состав с постепенным возрастанием насыщенности в словах звуков, которые были нарушены.