Лучший педагог года

Рабочая программа по дополнительному образованию «Пластилиновая фантазия»

Альбина Минияровна
Рабочая программа по дополнительному образованию «Пластилиновая фантазия»

Удивительные качества пластилина берут начало из сочетания двух более древних материалов – глины и воска. По отдельности они имеют известные недостатки, а вместе помогают друг другу: глина удерживает воск от слишком быстрого таяния, а он ее - от чрезмерного прилипания к рукам и рассыпания. Кроме того, с ним очень легко и полезно работать, именно поэтому лепка из пластилина пользуется заслуженной любовью не только у детей всех возрастов, но и их родителей. Благодаря лепке маленький человек открывает ля себя целый мир творческих возможностей. Например, можно придумать или с точностью скопировать самых разных существ и наделить их эмоциями и историей.

Публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию „Пластилиновая фантазия“» размещена в разделах

Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребё нка:

• Лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

• Занятия лепкой повышают сенсорную чувствительность, т. е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики.

• Развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика; синхронизируются работа обеих рук.

• Лепка является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша.

1.2. Планируемые результаты освоения программы

Уверенно подбирают цвет пластилина и делят его на части соответственно замыслу.

Владеют техническими приемами: надавливание, размазывание, ощипывание, вдавливание, раскатывание, сплющивание.

Создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, появится желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату.

Повысится уровень развития мелкой моторики рук младших дошкольников.

Увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков.

Самостоятельное использование детьми приёмов лепки при изготовлении поделок из пластилина.

1.3. Принципы и подходы построения программы

В основу работы положены следующие принципы:

систематичности и последовательности: материал подобран в определённом порядке, системе;

доступности: характер и объем знаний соответствует уровню развития и подготовленности детей;

наглядности: задания предполагают опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения;

сезонности: построение программы с учётом природных особенностей в данный момент времени;

обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;

уважение к личности каждого ребенка.

Особенностью программы «Пластилиновая фантазия» является еще и то, что, даже не обладая очень высокими способностями изобразительной деятельности, получив умения и навыки по программе, каждый ребенок может своими руками создать эстетически красивую и полезную вещь, получить высокую оценку его труда взрослыми и ровесниками, что повышает его самооценку. Ребенок растет уверенным, спокойным, а значит счастливым, а это одна из важнейших задач каждого педагога.

1.4. Условия реализации программы

Этапы реализации программы

1. Диагностика начальная: наблюдение за детьми во время занятий рисованием, режимных моментов и во время свободной изобразительной деятельности.

2. Создание программы. На основе диагностики было выявлено, что у детей имеют заниженные способности практических навыков работы с материалами и инструментами, недостаточные творческие способности и умение следовать устным инструкциям воспитателя. Разработка программы и перспективного плана работы.

3. Апробирование программы в течение месяца подтвердило актуальность, показало, что нужно проводить дополнительные занятия для привития детям данных навыков.

4. Основной (практический) этап. Выполнение перспективного плана работы.

5. Конечная диагностика. Подведение итогов года.

Принципы реализации программы :

1. Принцип развивающего обучения.

«Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»

Придерживаясь данного принципа, надо стараться дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.

2. Принцип воспитывающего обучения.

Обучая технике «Пластилинография» воспитываются у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность.

Обучая технике пластилинографии, закрепляются у детей знания по цветовосприятию, развивается эстетический вкус.

3. Принцип свободы выбора.

Представляется детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляется им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.

4. Принцип личностно – ориентированного обучения.

Признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям.

5. Принцип обогащения.

Сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей.

35 занятий в год, 1 раз в неделю

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание образовательной деятельности

Познавательное развитие. Задачи:

• Закрепление умений выделять в предметах цвет и делать его объектом специального рассматривания.

• Формирование навыков выделять форму в объектах.

• Развитие способности замечать детали, акценты в предмете лепки.

Речевое развитие. Задачи:

• Обогащение пассивного и активного словаря.

• Овладение речью как средством общения.

Физическое развитие. Задачи:

• Профилактика психофизиологических нарушений.

• Формирование и закрепление полезных навыков, способствующих хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни.

• Знакомство с мерами безопасности при работе с пластилином и другим оборудованием.

Социально-коммуникативное развитие. Задачи:

• Формирование способов сотрудничества детей в коллективе.

• Воспитание в детях доброжелательного отношения, доверия к взрослым и сверстникам.

• Создание условий для эмоционально насыщенного содержательного общения ребенка со взрослым и детей друг с другом.

• Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Художественно-эстетическое развитие. Задачи:

• Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства, мира природы.

• Становление эстетического отношения к окружающему миру.

• Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

2.2. Психолого-педагогические условия реализации программы

В возрасте от 3 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится всё более устойчивым.

В возрасте 4-5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.

В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения).

В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.

Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками.

В ходе реализации программы применяются технологии игрового, проектного, проблемного обучения; личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии. Используются следующие методы и приемы:

• эксперементирование с изобразительными материалами, использование сочетаний уже освоенных детьми техник и материалов;

разнообразные игровые приемы, которые позволяют заинтересовать дошкольников предстоящей деятельностью, облегчают определенные замысла будущей работы, активизируют обыгрывание результатов и переход продуктивной деятельности в игру;

• рассматривание, обсуждение, обыгрывание разнообразных эстетически привлекательных предметов (предметы народных промыслов, интересные фотографии, заготовки, одноразовые тарелочки для росписи, элементов росписи;

• игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей;

• использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности;

• формирование эстетических интересов.

2.3. Формы, методы и средства реализации программы

Форма проведения занятий: занятия в кружке проводятся в интегрированной форме, совместная деятельность, индивидуальная работа.

Методы и приё мы: наглядный, практический, словесный, метод сенсорного насыщения и эстетического выбора, метод сотворчества, поисковых, игровых и творческих ситуаций.

Средства: художественный и бросовый материал, изобразительные инструменты, технические средства, ИКТ.

Выбор тем занятий в программе зависит от принципов построения и реализации программы :

Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому»;

• Принцип развивающего характера художественного образования;

Принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент времени;

• Принцип возрастных особенностей и индивидуальных способностей.

Принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы детей.

• Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.

Методы работы :

• Метод сенсорного насыщения.

• Метод эстетического выбора, направленный на формирование эстетического вкуса.

• Метод разнообразной художественной практики.

• Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).

• Метод эвристических и поисковых ситуаций.

• Метод игровых, творческих ситуаций.

Одной из основных образовательных задач программы является индивидуализация образовательного процесса. В целях ее обеспечения особое внимание в программе уделяется :

• поддержке интересов ребёнка со стороны взрослых, поощрению вопросов, инициативы и самостоятельности детей в различных культурных практиках;

• ознакомлению родителей с задачами индивидуального развития детей, методами, средствами и формами их реализации; согласование с ними маршрутов индивидуального развития ребёнка; учет конструктивных пожеланий родителей «во благо» ребёнка.

2.5. Виды и техники лепки нетрадиционными художественными материалами

Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник:

• Способствует снятию детских страхов;

• Развивает уверенность в своих силах;

• Развивает пространственное мышление;

• Развивает в детях свободно выражать свой замысел;

• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

• Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;

• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности;

• Развивает мелкую моторику рук;

• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;

• Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.

Пластилинография

Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов.

Пластилиновая мозаика

Пластилиновая мозаика – это способ создания изображения из небольших пластилиновых шариков. Детям доставляет удовольствие отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать из них шарики.

Создание изображений из пластилиновой мозаики развивает у детей воображение, мышление, мелкую моторику рук, общую ручную умелость.

Существует два вида способа создания изображения способом пластилиновой мозаики : контурный и силуэтный.

Контурный способ включает в себя выкладывание изображения шариками из пластилина по представлению или нарисованному контуру.

Силуэтный способ предполагает сначала выкладывание изображения из пластилиновых шариков по контуру, а затем заполнение изображения внутри силуэта контура.

Тестопластика

Тестопластика – лепка декоративных изделий из солёного теста.

Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творческих способностей дошкольников.

2.5. Интеграция образовательных областей

Занятия лепкой и пластилинографией интегрируют в себе следующие образовательные области :

«Познавательное развитие; речевое развитие». Углубляются знания детей о лепке как о виде творческой деятельности, расширяется кругозор. Происходит развитие всех сторон речи.

«Художественно – эстетическое развитие». В процессе лепки ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения, в результате происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

«Социально – коммуникативное развитие». Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев, создается ситуация, стимулирующая эмоциональный отклик на событие.

3. Организационный раздел

3.1. Система контроля результативности программы

Планируемые результаты:

Уверенно подбирают цвет пластилина и делят его на части соответственно замыслу.

Владеют техническими приемами: надавливание, размазывание, ощипывание, вдавливание, раскатывание, сплющивание.

Создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, появится желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату.

Повысится уровень развития мелкой моторики рук младших дошкольников.

Увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков.

Самостоятельное использование детьми приёмов лепки при изготовлении поделок из пластилина.

3.2. Методическое обеспечение

• группа;

мультимедийная установка: экран, проектор, ноутбук;

• магнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном носителе;

• записи музыкального материала, сказок, стихов;

дополнительная и методическая литература, программно–методические материалы;

• дидактический материал, наглядный материал.

3.5. Организация предметно-пространственной среды при реализации программы

Программа предполагает обеспечение группы необходимой мебелью, играми и пособиями, соответствующими возрасту детей. Предметно-пространственное и информационное окружение должно учитывать потребности и игровые интересы современного дошкольника, ориентировано на реализацию программных задач и возможности развернуть игровой сюжет всех детей группы.

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие:

• помещение (групповая комната)

• столы, стулья

• мольберт

• экран, ноутбук

• место для выставки детских работ.

Инструменты и материалы

• Наборы пластилина.

• Стеки, доски, влажные салфетки.

• Наборы плотного картона разного по форме, цвету.

• Фото и иллюстрации с изображением различных композиций и предметов.

3.6. Список литературы

1. https://detsadmickeymouse.ru/load/detskoe_tvorchestvo/rabota_s_plastilinom/tekhnika_lepki_iz_plastilina/29-1-0-2138

2. https://detskiysad.ru/izo/lepka.html

3. https://www.ruskid.ru/lepka/

4. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М. : Издательство «Скрипторий 2003г», 2008.

5. Давыдова Г. Н. «Пластилинография» - 1,2. – М. : Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.

6. Колдина Д. Н. «Лепка сдетьми 4 - 5 лет» - М. : Мозаика-Синтез, 2013.

7. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации» – М. : Мозаика-Синтез, 2006.

8. Леонова Л. Н., Художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ

9. Лыкова И. А. «Я будущий скульптор» – М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г.

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе с детьми и родителями по дополнительному образованию «Развиваемся, изучая окружающий мир»Фотоотчет о работе с детьми и родителями по дополнительному образованию «Развиваемся, изучая окружающий мир» Предлагаю фото отчет работы дополнительного образования социально-гуманитарной направленности «Кроха» (стартовый уровень,возраст воспитанников:.

Фотоотчет о работе с детьми и родителями по дополнительному образованию «Играем, развиваемся, растём»Фотоотчет о работе с детьми и родителями по дополнительному образованию «Играем, развиваемся, растём» Наша работа с детьми по дополнительному образованию «Кроха» подошла к концу. Активно используя на занятиях разнообразные методы и приемы.

Отчет о работе по дополнительному образованию «Очумелые ручки» Отчет о работе по дополнительному образованию «Очумелые ручки» (подготовительная к школе группа) за 2016 - 2017 учебный год В этом году.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по дополнительному образованию «Пластилиновая фантазия»
Опубликовано: 27 апреля 2024 в 21:32
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...

10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД