Получи документы

Пластилинография как средство развития речи у детей с ОНР

Татьяна Лимаренко
Пластилинография как средство развития речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

«Пластилинография – как средство развития речи у детей с ОНР».

В последнее время все чаще встречаются дети с нарушением речи. Они отличаются ограниченным запасом слов, ошибками звукопроизношения, проблемами восприятия и понимания слов, фраз и предложений. А мы ведь знаем, что речь – это, прежде всего инструмент общения. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления. При недостаточно развитой речи в дошкольном возрасте возникают трудности с освоением более сложных процессов младшего школьного возраста - чтения и письма. Общее недоразвитие речи (ОНР) относится к такой форме патологии речи у детей, с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия. Общее недоразвитие речи сказывается и в отставании в развитии двигательной сферы : отмечается плохая координация, снижение скорости и ловкости общих движений, а также недостаточная координация пальцев, кистей рук, недоразвитие мелкой моторики. Рядом исследователей доказано (М. М. Кольцова, А. В. Антакова - Фомина, а практикой подтверждено, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении речи всех детей, в том числе с ОНР (Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева).

Публикация «Пластилинография как средство развития речи у детей с ОНР» размещена в разделах

Знаменитый педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». С этим нельзя не согласиться— двигательные и речевые центры располагаются в головном мозге рядом, и значит, чем успешнее развита мелкая моторика, тем лучше будет развиваться и речь. Примечательно, что на руке находятся биологически активные точки нашего организма. Если моторика развивается нормально, т. е. ребенок на определенных возрастных этапах выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. При слабом развитии мелкой моторики отмечаются отставания и в овладении речи. Труды В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи. Известный исследователь детской речи Кольцова М. М отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Зона моторики кисти в коре занимает 2/3 всей ее поверхности, и тесно связана с речевой моторной зоной. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить качество речи, чёткость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Какие же способы существуют, для развития движения пальцев рук? Конечно, игры с мелкими предметами - пазлы, мозаика, конструкторы, бусины; пальчиковые игры; массаж кистей и пальцев, лепка и конечно рисование. Рисование – одно из полезнейших занятий для ребёнка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию. А чтобы сделать этот процесс более интересным и необычным – необходимо использовать разнообразные методики. Одной из таких методик является «пластилинография».

Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип, которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъ мных предметов на горизонтальной поверхности. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: графия - создавать, изображать, а первая половина слова пластилин подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъ мных объектов на горизонтальной поверхности. Во время выполнения практических заданий по пластилинографии включаются различные группы мышц, происходит и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы. Тренируя пальцы рук, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение пластилинографии, ориентированной на развитие, является незаменимой в коррекционной работе. Большое значение имеет цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают при м вливания одного цвета в другой. При выполнении работы задействованы все пальцы рук, а также кисти. Происходит огромное воздействие на тактильные рецепторы. При этом развивается мелкая мускулатура рук, повышается координация и точность движений. Технологические особенности пластилинографии : наличие множества мелких деталей. Закручивание, вытягивание, переплетение частей, смазывание, нанесение узоров – все это является прекрасной возможностью для укрепления мелкой моторики рук.

При использовании пластилинографии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «под», различать понятия «между тем-то и тем-то», тем самым формируются понимания пространственных отношений между предметами. Важно и то обстоятельство, что ребенок в процессе пластилинографии опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие, что также оказывает положительное влияние на развитие речи. Пластилинография воспитывает такие качества как самостоятельность и целенаправленность, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, все те качества, которые необходимы для дальнейшего развития ребенка. Также создает приподнятый эмоциональный фон у ребенка, что способствует проявлению разнообразных чувств и эмоций: снятия напряжения, чувства удовлетворения, повышения самооценки. Малыш сам стремится рассказать, что он сотворил, при этом пытается правильно строить свое высказывание. С использованием пластилинографии работа над пересказом, рассказом становится более эффективной. Составление описательного рассказа не по картинке, по объёмному образу, созданному своими руками (домашние животные, перелётные птицы, грибы, ягоды и т. д.) поможет ребёнку лучше осознать объект, что делает рассказ воспитанника более осознанным, развёрнутым и логичным.

Работа по лексическим темам с помощью пластилинографии даёт возможность детям с ОНР запомнить новые слова, активизировать словарь используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное. На таких занятиях хорошо закреплять признаки предмета, для чего он необходим, что из него можно сделать или для чего он служит. Через рисование фигур с помощью пластилинографии дети учатся выделять части целого и отрабатывать падежные окончания.

При обучении дошкольников пластилинографии, не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Пластилинография, должна доставлять дошкольникам радость общения, познания труда, игры, отдыха.

Работу надо начинать с самого простейшего, с каждым разом все усложняя задачу. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки с начала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возрастаПластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Занятия пластилинографией, представляют большую возможность, для.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном.

Театрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра- является на мой взгляд самым лучшим способом для развития речи детей. Здесь дети не только развивают речь, мышление,.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пластилинография как средство развития речи у детей с ОНР
Опубликовано: 28 сентября 2023 в 18:48
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пластилинография как средство развития речи у детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Лимаренко (УИ 322856) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД