Татьяна Лимаренко
Пластилинография как средство развития речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Пластилинография – как средство развития речи у детей с ОНР».
В последнее время все чаще встречаются дети с нарушением речи. Они отличаются ограниченным запасом слов, ошибками звукопроизношения, проблемами восприятия и понимания слов, фраз и предложений. А мы ведь знаем, что речь – это, прежде всего инструмент общения. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления. При недостаточно развитой речи в дошкольном возрасте возникают трудности с освоением более сложных процессов младшего школьного возраста - чтения и письма. Общее недоразвитие речи (ОНР) относится к такой форме патологии речи у детей, с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия. Общее недоразвитие речи сказывается и в отставании в развитии двигательной сферы : отмечается плохая координация, снижение скорости и ловкости общих движений, а также недостаточная координация пальцев, кистей рук, недоразвитие мелкой моторики. Рядом исследователей доказано (М. М. Кольцова, А. В. Антакова - Фомина, а практикой подтверждено, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении речи всех детей, в том числе с ОНР (Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева).
Публикация «Пластилинография как средство развития речи у детей с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Знаменитый педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». С этим нельзя не согласиться— двигательные и речевые центры располагаются в головном мозге рядом, и значит, чем успешнее развита мелкая моторика, тем лучше будет развиваться и речь. Примечательно, что на руке находятся биологически активные точки нашего организма. Если моторика развивается нормально, т. е. ребенок на определенных возрастных этапах выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. При слабом развитии мелкой моторики отмечаются отставания и в овладении речи. Труды В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи. Известный исследователь детской речи Кольцова М. М отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Зона моторики кисти в коре занимает 2/3 всей ее поверхности, и тесно связана с речевой моторной зоной. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить качество речи, чёткость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Какие же способы существуют, для развития движения пальцев рук? Конечно, игры с мелкими предметами - пазлы, мозаика, конструкторы, бусины; пальчиковые игры; массаж кистей и пальцев, лепка и конечно рисование. Рисование – одно из полезнейших занятий для ребёнка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию. А чтобы сделать этот процесс более интересным и необычным – необходимо использовать разнообразные методики. Одной из таких методик является «пластилинография».
Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип, которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъ мных предметов на горизонтальной поверхности. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: графия - создавать, изображать, а первая половина слова пластилин подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъ мных объектов на горизонтальной поверхности. Во время выполнения практических заданий по пластилинографии включаются различные группы мышц, происходит и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы. Тренируя пальцы рук, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение пластилинографии, ориентированной на развитие, является незаменимой в коррекционной работе. Большое значение имеет цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают при м вливания одного цвета в другой. При выполнении работы задействованы все пальцы рук, а также кисти. Происходит огромное воздействие на тактильные рецепторы. При этом развивается мелкая мускулатура рук, повышается координация и точность движений. Технологические особенности пластилинографии : наличие множества мелких деталей. Закручивание, вытягивание, переплетение частей, смазывание, нанесение узоров – все это является прекрасной возможностью для укрепления мелкой моторики рук.
При использовании пластилинографии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «под», различать понятия «между тем-то и тем-то», тем самым формируются понимания пространственных отношений между предметами. Важно и то обстоятельство, что ребенок в процессе пластилинографии опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие, что также оказывает положительное влияние на развитие речи. Пластилинография воспитывает такие качества как самостоятельность и целенаправленность, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, все те качества, которые необходимы для дальнейшего развития ребенка. Также создает приподнятый эмоциональный фон у ребенка, что способствует проявлению разнообразных чувств и эмоций: снятия напряжения, чувства удовлетворения, повышения самооценки. Малыш сам стремится рассказать, что он сотворил, при этом пытается правильно строить свое высказывание. С использованием пластилинографии работа над пересказом, рассказом становится более эффективной. Составление описательного рассказа не по картинке, по объёмному образу, созданному своими руками (домашние животные, перелётные птицы, грибы, ягоды и т. д.) поможет ребёнку лучше осознать объект, что делает рассказ воспитанника более осознанным, развёрнутым и логичным.
Работа по лексическим темам с помощью пластилинографии даёт возможность детям с ОНР запомнить новые слова, активизировать словарь используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное. На таких занятиях хорошо закреплять признаки предмета, для чего он необходим, что из него можно сделать или для чего он служит. Через рисование фигур с помощью пластилинографии дети учатся выделять части целого и отрабатывать падежные окончания.
При обучении дошкольников пластилинографии, не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Пластилинография, должна доставлять дошкольникам радость общения, познания труда, игры, отдыха.
Работу надо начинать с самого простейшего, с каждым разом все усложняя задачу. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки с начала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.