Дмитриева Елена Анатольевна
Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В наше время дошкольное образование вступает в новую эпоху, эпоху стандартизации. Впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования. Подтверждение этому введение ФГОС дошкольного образования.
Педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с ФГОС, который определяет требования к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста.
Публикация «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
В программе прописано, что изобразительная деятельность детей второй младшей группы (от 3 до 4) зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Детки уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка.
Специалисты в области раннего развития уверены том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти.
Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
Таким образом, проблему развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности можно назвать актуальной. Изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).
Детям раннего возраста очень нравится заниматься с пластилином : раскатывать, мять, сплющивать, придавливать, размазывать, в общем, проделывать различные манипуляции с «послушным материалом».
Наблюдая за действиями детей, мы предложили изобразить что-нибудь из пластилина на дощечке для раскатывания.
Результат был неоднозначен: у кого –то действительно что –то вышло, а кто-то не знал, что и как делать с пластилином. Большинству воспитанников пластилин поддавался не очень легко, у некоторых постоянно выпадал из ручек. И тогда мы решили попробовать применять на своих занятиях различные техники работы с пластилином.
Так увлеклись сами и увлекли ребятишек пластилинографией.
Пластилинография или рисование пластилином - это относительно новый вид детского творчества. Это разновидность нетрадиционного рисования, который доступен детям и дома, и в детском саду.
Как понятно из названия, основным материалом в пластинографии становится пластилин, который наносится на горизонтальное плотное основание – картон, стекло, пластик или плотную бумагу, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.)
Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей.
Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук.
Исходя из актуальности проблемы, целью деятельности является - развитие мелкой моторики, ручной умелости и творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Ориентируясь на вышеуказанную цель, мы выделяем следующие задачи:
• - Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
• - Осваивать основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
• - Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
• - Развивать творческие способности, фантазию, воображение детей.
• - Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
• - Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.
• - Вызвать интерес к процессу и результатам работы.
Реализация проекта.
Для решения поставленных задач был разработан и реализован проект «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».
I Этап проекта. Диагностический.
Этот этап предусматривал подбор необходимой методической литературы, разработку программы, тематического перспективного плана работы (Приложение №3, конспектов занятий, оформление наглядных пособий, организацию предметно-развивающей среды.
Использовались пальчиковые игры «Наши ручки», «Вышли пальчики гулять», «Капустка», «Замок», «Прогулка», «Чайничек» и другие.
Также на этом этапе мной применялись шнуровка, мозаика, пуговицы.
Все эти занятия нацелены на развитие ловкости и умелости пальцев рук.
II Этап проекта. Основной.
Разработан цикл занятий, направленных на развитие мелкой моторики и творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Успешное развитие творческих способностей детей зависит от :
1) систематической работы с использованием данной техники;
2) создания условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира;
3) взаимодействия и сотрудничества педагогов, детей, родителей.
Цикл занятий, разработанный мною, рассчитан на два года обучения по принципу «от простого к сложному» :
1-й год обучения – для детей второй младшей группы дошкольного учреждения;
2-й год обучения – для детей средней группы дошкольного учреждения.
Этот этап включал в себя непосредственную работу с детьми по освоению приемов лепки:
• раскатывание – кусочек пластилина, находящийся между ладонями или ладонью и доской, раскатывается при помощи прямолинейных движений кистей, приобретая при этом цилиндрическую форму;
• скатывание – кусочек пластилина приобретает шарообразную форму при помощи кругообразных движений кистей;
• заглаживание – используется для создания плоских и гладких поверхностей;
• сплющивание – сдавливание шарика из пластилина в лепешку;
• прищипывание;
• оттягивание.
Все приемы по освоению лепки осваивались от более простого к более сложному. Сначала мы учились отделять маленькие кусочки от большого куска пластилина, затем его раскатывать, скатывать, сплющивать, прищипывать и оттягивать.
После того как дети овладели элементарными приемами я решила показать им техники рисования пластилином.
Для рисования пластилином мы использовали следующие материалы:
• в качестве основы цветной картон, плотную бумагу, пластиковые крышечки, органическое стекло (предварительно обклеенное по краям скотчем или изолентой)
• деревянная или пластиковая доска для раскатывания пластилина;
• набор разноцветного пластилина;
• влажные салфетки для рук;
• набор стеков разной формы.
Создание поделки в технике пластилинография состоит из следующих операций:
1. Выбираем рисунок-основу для создания картины из пластилина.
2. Переносим эскиз понравившегося изображения на картон, обращая внимание на то, на каком фоне будет лучше смотреться выбранная картинка: белом или цветном.
3. Отделяем от брусков пластилина небольшие кусочки и наносим их на основу в соответствии с задумкой.
Самая первая наша работа с детьми - «Пятнышки для жирафа». Основа – картон, пятнышки закрашены пластилином. Хочу отметить, что с работой справились все детки, но по-разному. У большей части детей вышли аккуратные работы. А кому-то было сложновато.
Также мы ознакомились с техникой заглаживания, исполнив рисунки «Снежинка», «Деревья осенью», «Мимоза для мамы» (эту работу ребята рисовали с натуры, на столе в вазе стояла мимоза).
В качестве основы в одной из работ «Зонт под дождем» использовались CD диски.
Можно также создавать картины в смешанной технике, дополняя рисунки из пластилина на бумаге бисером, пайетками, природными материалами и графическими рисунками.
Наша работа «Солнышко» дополнена горохом и лапшой, новогодняя елочка выполнена рисованием ладошками и украшена шарами из пластилина (см. Приложение №2).
Хочу отметить, что декорировать ребятам тоже очень понравилось. Они с большим удовольствием вминали элементы декора в пластичную массу.
Одним из открытий для нас и детей стала обратная пластилинография – изображение лепной картины с обратной стороны на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев. Сначала наносится эскиз, затем картинка раскрашивается пластилином.
Для получения более мягких переходов между цветами и получения необходимых оттенков пластилина, различные цвета пластилина смешивают просто в руках. При этом нужно помнить о следующих нюансах:
• не стоит смешивать более двух цветов пластилина одновременно, иначе цвет получится тусклым;
• добиться более яркого и глубокого оттенка можно путем примешивания к любому цвету черного пластилина;
• получить пастельные оттенки можно примешивая к любому цвету белого пластилина.
С детьми мы попробовали сделать подарок для пап к 23 февраля «Красная звезда».
Основа – пластиковая крышка от сметаны, с контуром звезды. Ребята наносят пластилин внутри контура, выбираем вместе фон, подставляем, переворачиваем работу лицевой стороной. (см. Приложение№ 2)
Для создания картин из пластилина с большим количеством деталей, а также более выразительной прорисовки предметов, можно использовать медицинский шприц без иглы.
Внутрь шприца помещают брусочек пластилина и осторожно нагревают, а затем аккуратно выдавливают длинными тонкими «нитями». Для более толстых нитей можно использовать кондитерский шприц. Нагреть шприц можно погрузив его в емкость с горячей водой, или положив на батарею отопления.
Мы с воспитанниками из таких «нитей» рисовали «Снежинки». И мастерили объемную новогоднюю игрушку (см. Приложение№ 2). За основу взяли пустое яичко из «Киндерсюрприза» и наматывали на него пластилиновые «нити». Приделали подвеску, украсили пайетками. Игрушка на елку своими руками готова.
Обычно пластилинография детям очень нравится и становится для малышей самым любимым занятием. Причин этому много: во-первых, рисунки пластилином на картоне создавать очень просто, во-вторых, пластилинография помогает снять мышечное и нервное напряжение, в-третьих, картины из пластилина легко поддаются корректировке – если что-то не вышло, то эту часть можно просто снять стеком и переделать.
На занятиях я использую игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, всё это помогает заинтересовать детей, настроить их на творческую деятельность, стараюсь живо и эмоционально объяснять способы действий и показывать приемы изображения.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии я стараюсь активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
• игра, которая является основным видом деятельности детей;
• сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
• живая, эмоциональная речь воспитателя.
Поскольку занятия по пластилинографии требуют много времени и напряжения, в середине занятия мы проводим физкультминутку.
Закрепление навыков в коллективной работе.
Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.
В конце первого года обучения мы с ребятами выполнили коллективную работу по обратной пластилинографии «Аквариум» (см. Приложение№ 2). Основой картины является оргстекло с пустым рисунком. Дети уже достаточно умело пальчиками раскрасили рыбок пластилином. Мы лишь поправляли стеком и убирали лишнее. В качестве фона использовали гофрированную бумагу. Результат превзошел все ожидания. Ребятам работа очень понравилась, и не только результат, их вдохновлял сам процесс самостоятельной и ответственной работы.
Для закрепления навыков и развития творческих способностей детей рекомендуем совместную работу с родителями. Чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане мы доводим до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание».
Мы убеждаем родителей, чтобы они поддерживали интерес своего ребенка к занятию в кругу семьи. Совместные работы углубляют и направляют эмоции, возбуждают фантазию, расширяют кругозор.
III этап проекта. Итоговый.
Проведение итоговой диагностики, анализ результатов, определение перспектив на будущее.
Результаты деятельности по проекту
Анализируя проделанную работу, направленную на развитие мелкой моторики младших дошкольников в цикле занятий, можно отметить, что в процессе творчества дети научились основным приемам пластилинографии, научились понимать задачу и действовать по образцу, а также у них развился интерес к процессу и результату работы. Что видно из положительной динамики мониторинга. (см. Приложение №1)
Проводя занятия с использованием техник по пластилинографии для детей второй младшей группы нашего дошкольного учреждения, было отмечено стремление детей к приобретению новых знаний и навыков, возросла скорость и умелость рук. Дети стали более способными в сфере самообслуживания (шнурки, резинки, пуговицы).
Для занятий был накоплен методический, дидактический и раздаточный материал. Для дошкольников были созданы условия, при которых они научились применять и использовать различные методы и техники в пластилинографии и просто в лепке.
Я смогла воспитать в детях аккуратность, собранность при выполнении работы, трудолюбие, умение слушать, доводить начатое дело до конца, вызвали интерес к работе в коллективе и индивидуально. Дети стали помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало им уверенности.
Приобщаю дошкольников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный результат. После каждого занятия мы обязательно делаем выставку детских работ. Дети с радостью и гордостью показывают их родителям.
Заключение
В течение всей своей профессиональной деятельности стараемся постоянно совершенствоваться, повышать уровень своих знаний, изучаем новые методики, расширяем кругозор. Мы не ограничиваемся знаниями и умениями при работе с уже имеющимся опытом, постоянно изучаем новые программы, методики, новые техники. У нас накоплено много методических и дидактических материалов для работы.
Перспективой на текущий учебный год является индивидуальная творческая работа по обратной пластилинографии на оргстекле. Она направлена на развитие творческого потенциала отдельно взятого ребенка и включает в себя комплексные занятия, развивающие игры и упражнения.