Щанкина Надежда Николаевна
План работы по теме «Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей среднего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по теме
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА»
План работы по самообразованию
на 2022-2023г. г.
Тема: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей среднего возраста»
Воспитатель: Н. Щанкина
Цель: создать условия для формирования и активизации творческого потенциала детей через технологию «Пластилинография»; выявить возможности пластилинографии как эффективного и целесообразного средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Темочки:
- Лепка. Методические разработки
- Лепка. Планирование
- Мелкая моторика
- Планирование. Планы работ
- Пластилинография, техника работы с пластилином
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Задачи:
1. Повысить свой собственный уровень знаний путем изучения новой литературы по работе с пластилином, литературы о пластилинографии и ее видах, изучение новейших публикаций в интернете.
2. Разработать перспективный план работы с детьми в средней группе по теме самообразования.
3. Оформить в группе уголок для родителей с наглядным изображением (работы воспитателя в качестве образца и работы детей) и кратким изложением того, что представляет собой пластилинография, ее значение в развитии личности.
4. Подготовить и провести мастер-класс для педагогов на тему: «Волшебный мир пластилина. Обратная пластилинография»
5. Подготовить и провести открытое занятие в средней группе по художественно – эстетическому развитию – лепке с использованием технологии «пластилинография».
6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада
7. Подготовить выступление на семинаре-практикуме для педагогов: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей»
Актуальность темы:
В современной системе дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС приоритетное значение отдаётся личностному развитию ребёнка. Стремление к творчеству характерно для современных детей, а детский сад – это мир детства, радости, ежедневных открытий, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает поиск разума и добра. Ни для кого не секрет, что в наше время, - время глобальной компьютеризации - существует явный диссонанс между миром реальным и виртуальным, что откладывает определённый отпечаток на личность ребёнка - дошкольника и его поведенческие особенности. Это сказывается как на внешнем, так и на и на внутреннем мире ребёнка. Излишнее приобщение к виртуальному миру препятствует всестороннему развитию личности, глушит природные задатки, не позволяя личности развиваться творчески и всесторонне. Как же сделать так, чтобы пробудить в каждом ребенке и его родителе веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по лепке так же весьма актуальна.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.
Месяц Индивидуальная работа (педагогическая деятельность,самореализация по теме) Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами
Сентябрь
Изучение методической литературы
1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М. : АСТ: Астрель, 2006.
2.T. Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003"
3. Румянцева Е. А. Простые поделки из пластилина. Серия: " Внимание: дети!" 2009.
4. Давыдова Г. Н. "Детский дизайн. Пластилинография. - М. : Издательство "Скрипторий 2003", 2015.-80 стр.
5. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. 2007. – 72 с.
6. Иванова М. Лепим из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007. - 111 с.
7. Колдина Д. Н. "Лепка с детьми 4-5 лет" Конспекты занятий. - М. : Мозаика-Синтез, 2009.-48 стр., цв. вкл
8. Лебедева Е. Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. Издательство: Айрис-пресс. 2008. – 178
9. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. – Издательство: Аст; Сова, 2006. – 94 с.
10. Орен Р. Лепка из пластилина : развиваем моторику рук. Издательство Махаон. 2010. – 96 с.
11. Румянцева Е. А. Простые поделки из пластилина. Серия: " Внимание: дети!" 2009.
12.https://mnovackaya.сom/
13.https://stranamasterov.ru/user/43706
14.https://lil.school/
октябрь Разработка мероприятий по теме самообразования (перспективного плана работы) Беседа:«Путешествие в Пластилинию»
Анкетирование родителей: «Как вы развиваете творчество детей дома?» Консультация: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики»
ноябрь Совместная творческая деятельность.
Оформление выставки работ. "Осенние деревья"
Консультация: «Увлекательная и занимательная пластилинография» Выступление на семинаре:«Пластилинография как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей»
декабрь Совместная творческая деятельность.
Оформление выставки работ. «Новогодняя игрушка»
(мозаичная пластилинография) Рекомендации: «Как выбрать пластилин, его разновидность» Памятка: «Развитие мелкой моторики руки, посредством лепки»
январь Совместная творческая деятельность.
Оформление выставки работ. «Морозные узоры» (пластилин+пайетки) Консультация:
«Нетрадиционное рисование пластилином»
февраль Создание картотеки пальчиковых игр
«Кораблик для папы» Папка - передвижка «Игры, упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук детей» Консультация: «Важные секреты по работе с пластилином»
март
Совместная творческая деятельность.
Оформление выставки работ. Цветы для мамы «Мать – и мачеха».
Консультация: «Как развивать творческие способности дошкольников»
апрель Подготовка к мастер – классу: cоставление конспекта, материалов и оборудования Пластилиновая живопись «Подснежники» Консультация: «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста в лепке»
Мастер класс: «Волшебный мир пластилина» (Обратная пластилинография)
май Оформление выставки с творческими работами детей
«Салют»
Консультация : «Роль искусства в жизни детей» Итоговое занятие
Интернет – обмен передового опыта. Обмен опытом на сайте детского сада по теме самообразования
Ожидаемый результат.
Пластилинография способствует освоению образовательной программы. Планируется, что к концу учебного года дети:
- Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
- В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
- Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
- Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения.
Главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Выше изложенное убедило меня в актуальности выбранной темы: пластилинография обладает таким воздействием на человека, что формирует и развивает его разносторонне, влияет на его духовный мир в целом, благоприятно влияет на развитие психических процессов (память, внимание, мышление, речь).