ИРИНА ИВАНОВА
Планирование и организация работы по речевому развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Речь играет важную роль в развития ребёнка. Использует, для общения со взрослыми и сверстниками. С помощью речи дети познают мир, высказывают свои мысли и взгляды. Основная цель речевого развития формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком. Устную речь детей необходимо формировать так, чтобы они не испытывали трудностей в общении со сверстниками и взрослыми. Речь должна быть понятна окружающим. Для этого необходимо ежедневно пополнять словарный запас дошкольника, создавать благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы. Дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, по серии сюжетных картин, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д.
Публикация «Планирование и организация работы по речевому развитию в подготовительной группе» размещена в разделах
Организация работы по речевому развитию включает в себя :
- правильная речь взрослых;
- обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ;
- участие родителей в речевом воспитании детей.
Планирования работы по РР :
- Реализация всех задач речевого развития в их взаимосвязи.
- Подход к планированию работы (активная, разносторонняя, самостоятельная деятельность ребенка).
- Последовательное нарастание требований к речи детей.
- Индивидуальный подход к детям.
- Учет конкретных условий.
- Систематичность педагогического воздействия на речь.
Виды планирования :
1. Перспективный. Обеспечивает научно-обоснованный подход к образовательному процессу и такую его организацию, которая позволила бы вести систематическую работу.
2. Календарный - ведется с учетом времени года.
3. Календарно-перспективный. Удобно использовать картотеки занятий, наблюдений, игр, дидактических речевых упражнений, развлечений, фольклорных текстов и т. д.
Календарно-перспективный план отражает все разделы речевого развития дошкольников :
1) совместная деятельность педагога и детей (игры, занятия по теме,
2) совместная творческая, речевая деятельность детей (общение, игры,
3) работа с родителями по развитию речи детей,
4) индивидуальная работа.
Работа по речевому развитию дошкольников ведется на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ.
утром — индивидуально-коррекционную работу по различным речевым задачам, дидактические развивающие игры, игры-хороводы, подвижные игры со словами;
на первой прогулке — наблюдения за явлениями природы и общественной жизни, художественное слово, которое сопровождает самостоятельную активную речевую деятельность детей, поручения воспитателя с отчетом об их выполнении;
на второй прогулке — индивидуально-коррекционную работу по развитию речи, игровую деятельность, выполнение трудовых поручений с отчетом об их выполнении;
вечером — художественно-речевую деятельность : чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание стихов, игры-драматизации, различные виды театра, игровую деятельность, просмотр телевизионного передач, видеофильмов.
Методы развития речи
1. Наглядные: Непосредственное наблюдение и его разновидности (Наблюдения в природе, экскурсии, изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам)
2. Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
3. Практические: дидактические игры, игры - драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Формирование грамматического строя речи ведется по трё м основным направлениям:
1. морфология (т. е. грамматические свойства слова – изменение по родам, падежам, числам);
2. словообразование (создание нового слова на базе имеющегося с помощью специальных средств – суффиксы, приставки и т. п);
3. синтаксис (построение простых и сложных предложений, сочетаемость и порядок слов). Формирование синтаксической стороны речи необходимо для развития связной речи.
Связная речь ребенка - итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.
Все виды работы по речевому развитию дошкольников организуются в ООД – ведущей совместной деятельности взрослого и ребенка. Планируются занятия по развитию речи, а в группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет) 2 занятия в неделю дополнительно отводится подготовке детей к обучению грамоте.
ООД должна отвечать следующим требованиям:
1. Тщательная предварительная подготовка к ООД.
Прежде всего, важно определить его задачи, содержание и место в системе других нод, связь с другими видами деятельности, методы и приемы обучения.
Следует также продумать структуру и ход нод, подготовить соответствующий наглядный и литературный материал. Соответствие материала возрастным возможностям умственного и речевого развития детей.
Обучение должно иметь развивающий характер. Большое значение имеет интерес детей к нод, который поддерживают и развивают путем занимательности, игр и игровых приемов, образности и красочности материала.
Эмоциональный настрой обеспечивается также доверительными отношениями между воспитателем и детьми, психологическим комфортом детей в детском саду.
Структура ООД должна быть четкой. В ней обычно выделяют три части - вводную, основную и заключительную.
В вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, формулируется цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста.
В основной части решаются главные задачи, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей.
Заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель - закрепить и обобщить знания, полученные при проведении ООД. Здесь используются художественное слово, слушание музыки, пение песен, хороводные и подвижные игры и др.
Решаются задачи по индивидуальной работе с детьми. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.
2. Правильная организация ООД.
Организация ООД должна отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим занятиям (освещенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала; эстетичность помещения, пособий). Важно обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.
Рекомендуются непринужденные формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от воспитателя.
Для выработки прочных навыков и умений необходимо закрепление и повторение материала на других занятиях, в играх, труде, в общении в быту.
Занятия в разных возрастных группах имеют свои особенности.
В подготовительной к школе группе повышается роль обязательных фронтальных занятий комплексного характера. Меняется характер занятий. Проводится больше занятий словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры. Применение наглядности приобретает другие формы: все больше используются картины — настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Изменяется и роль воспитателя. Он и теперь руководит занятием, но способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей : используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др. В подготовительной к школе группе занятия приближаются к урокам школьного типа. Длительность занятий составляет 30мин
Работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:
-Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
-Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию.
-Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм.
-Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.
-В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
-Связно и доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей).
-Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.