Шахла Шихалиева
Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Формирование предпосылок финансовой грамотности
у детей дошкольного возраста»
«План по самообразованию воспитателя на 2023–2028 год»
Актуальность темы
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Цель программы : Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям четыре – пять лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи:
1. способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;
2. способствовать формированию первоначальных представлений о труде;
3. способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;
4. способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;
5. способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.
6. понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
7. уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
8. сознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
9. признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
10. рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
11. применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Условия реализации: дети, воспитатель, родители.
Применение: применять дидактические материалы для дошкольников в условиях детских образовательных учреждений.
Срок реализации: 2023- 2028г.
Предполагаемый результат :
Воспитатели:
1. оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);
2. повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
3. участие в педсоветах, семинарах;
4. повышен теоретический и педагогический уровень, компетентность по экономическому воспитанию старших дошкольников.
Родители:
повышен интерес родителей к совместной работе по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Дети:
1. знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
2. знают российские деньги;
3. знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
4. в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
5. бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
6. проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство.).
Развивающая предметно-пространственная среда :
1. картотека игр по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников;
2. оформление уголка (стенда);
3. приобретение художественной литературы на экономическую тематику;
4. приобретение и изготовление дидактических игр.
Основные формы реализации плана по самообразованию:
1. Беседы.
2. Непосредственно – образовательная деятельность.
3. Дидактические игры.
4. Моделирование ситуаций – тренингов.
5. Чтение художественной литературы.
6. Работа с родителями: анкетирование, опросы, досуги, беседы и консультации.
Этапы самообразования
1. Подбор и изучение методической литературы
2. Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования
3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
4. Представление опыта работы по теме.
Изучение методической литературы
1. Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
2. Изучение учебной и научно-методической литературы;
3. Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
4. Изучение новых программ и педагогических технологий;
5. Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
6. Повышение общекультурного уровня.
План самообразовательной деятельности
Этапы Содержание работы Сроки
Подготовительный Анализ профессиональных затруднений. Постановка проблемы. Составление плана работы. Курсы повышения квалификации. Подписка на метод. Литературу. Изучение литературы. 2023-2024 учебный год
Диагностический Определение целей и задач работы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. Выступление с отчетом. Изучение опыта работы педагогов по теме. Прогнозирование работы 2024-2025 учебный год
Практический Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы. Отслеживание процесса, результатов. Корректировка работы. Проведение открытых занятий. Участие в конкурсах.
Посещение семинаров. Самоанализ и самооценка занятий и мероприятий 2025- 2026 учебный год
Аналитический Анализ созданных педагогических условий для развития. 2026-2027 учебный год
Обобщающий Подведение итогов, анализ. Оформление результатов работы по теме самообразования. 2027-2028 учебный год
Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
Тема Содержание работы
Наши потребности. Чтение и обсуждение стихотворения о потребностях «Телефон» К. И. Чуковского.
Показ сказки «Как коза избушку построила».
Дидактическая игра «Кому что нужно?».
Игра «Заветные желания».
Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях: «Сивка-Бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке»;
Составление морфологических таблиц «Потребности растений», «Потребности животных», «Потребности человека»;
Развлечение «Путешествие» (потребности человека)
Труд-продукт-товар. Рассказ педагога о разнообразии профессий, знакомство с понятием профессия.
Беседа с детьми о профессиях их родителей, бабушек, дедушек;
Знакомство детей с понятием «династия»;
Чтение стихотворений: С. Михалков «А что у вас?», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Маршак «Почта», В. Маяковский «Кем быть?»
Чтение и обсуждение сказки Л. Н. Толстого «Наши пряли, а ваши спали»;
Игра по картинкам «Назови профессию»;
Чтение и обсуждение сказок «Дикие лебеди», «Мужик и медведь»;
Игра-занятие «Машины, приборы, оборудование, инструменты»
Почему все взрослые работают? Беседа о необходимости трудиться;
Знакомство с профессиями, у которых результат труда не так нагляден (учитель, писатель, воспитатель, работник полиции);
Игра «Кто больше назовет профессий».
Работа и заработок. Чтение грузинской сказки «Заработанный рубль» и беседа по сказке;
Выполнение заданий на листках «Профессии».
Игровое занятие «Угадай, о ком я говорю», «Подбери то, что нужно для работы».
Когда продукт труда превращается в товар. Чтение и обсуждение сказки о труде «Терем-теремок» с использованием проблемных ситуаций и вопросов;
Игры-занятия «Кто производит товар», «Петушок и бобовое зернышко», «Я рисую свою мечту»;
Обсуждение процесса изготовления товара (посуды, бумаги, книг и т. п.);
Чтение сказки Т. С. Аксакова «Аленький цветочек и обсуждение прочитанного.
Ценность и украшение товара – его качество. Рассказ педагога о том, что товары бывают разного качества (демонстрация посуды разного качества);
Беседа с детьми о применении посуды разного качества в разных жизненных ситуациях;
Чтение стихотворения К. И. Чуковского «Федорино горе» (почему же вся посуда сбежала от Федоры)
В гостях у сказки. Чтение истории 16 «Как Миша задумал ярмарку устроить» из книги Т. Поповой «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»;
Обсуждение сказки и выполнение практических заданий по теме
Менеджер – интересная профессия. Рассказ воспитателя о профессии «менеджер», беседа с детьми, ответы на вопросы детей;
Сюжетно-дидактическая игра «Хлебозавод»;
Вспоминаем поговорки и пословицы о труде
Игровое занятие. Игра «Где пригодится» (соединить линиями кушанья и растения, из которых они готовятся, «Кто что производит» (соединить стрелочкой, кто что производит, «Кому что нужно» (разложить карточки в соответствии с профессией человека)
Сколько заработал – столько купил. Художественная деятельность: рисование, аппликация на тему «Гжель», «Жестово», «Дымковская игрушка»;
Путешествие в импровизированный магазин детских товаров за покупками (купля-продажа товара собственного приготовления)
Игровое занятие. Игра «Хочу и надо» (определить к какому понятию «хочу» или «надо» относится изображенный на картоне предмет и приклеить картинку на соответствующее пано
Что такое реклама? Рассматривание рекламных газет, их ярких иллюстраций;
Чтение рекламных текстов. Рассказ воспитателя об особенностях содержания этих текстов (положительная оценка достоинств товара, призыв приобрести товар, адрес, где можно купить);
Чтение отрывка из книги Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены» о рекламе;
Чтение русской народной сказки «Лиса и козел», обсуждение сказки, ответы детей на вопросы воспитателя, выделение социально-нравственных качеств – хитрость, доверчивость.
Кто делает рекламу? Рассказ педагога, показ разных средств изготовления рекламы;
Чтение и инсценирование сказки С. Михалкова «Как старик корову продавал»;
Рассматривание детьми рекламных листков и буклетов.
Реклама в сказках. Чтение истории «Как сорока Мишин товар хвалила» из книги Т. Поповой «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»;
Чтение сказок братьев Гримм «Три счастливица» и Г. Х. Андерсена «Новое платье короля» и обсуждение прочитанного.
Если бы у меня было собственное дело. Беседа с детьми «Что такое собственное дело?» (хозяин, руководитель фирмы, директор предприятия);
Придумываем рекламу своего предприятия;
Чтение стихотворения Э. Успенского «Реклама», А. Беспаловой «Реклама»
Новогодние каникулы
Что такое деньги. Рассказ педагога о том, как появились деньги, что такое деньги, о заменителях денег;
Чтение сказки «Бобовое зернышко» (понятие «обмен товарами»);
Показ сказки «Выгодное дело» Бр. Гримм;
Деньги счет любят. Чтение истории 8 «Как Миша понял, что такое деньги счет любят» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»;
Выполнение детьми практических заданий по теме
Как правильно распоряжаться деньгами. Чтение истории 9 «Как Миша учился деньги делить» из книги Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом», беседа по сказке, ответы детей на вопросы педагога;
Выполнение детьми практических заданий по теме
Игровые занятия. Игровое занятие «Где? Что? По чем?»
Комплексное занятие «По одежке – протягивай ножки»
Бюджет семьи.
Чтение и обсуждение детской литературы: И. Токмаковой «Купите лук», К. Ушинский «Лекарство», И. Туричик «Человек заболел»;
Беседы «Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет»;
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Театр», «Парикмахерская»
В гостях у сказки. Чтение сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», далог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы;
Показ спектакля «Муха-Цокотуха»
Подведение итогов. Игра-занятие «Бюджет семьи, доход, расход»;
Уточнение имеющихся у детей знаний о том, из чего складывается бюджет семьи;
Игра «Семейный бюджет».
Что такое экономика. Игра-беседа «Экономика и человек»;
Занятие «Что такое экономика? 12 золотых правил экономики»;
Игры-занятия «В гостях у семьи», «Путешествие в сказку», «Какие бывают расходы»
Бизнес и капитал. Показ сказки «Как звери решили открыть свой бизнес»;
Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже и капитале: «Как барин овцу продавал», «Чудесная рубашка»
Игровые занятия. Игра-занятие «Экономическая рыбалка»;
Экономическая игра «КВН»
Игровые занятия. Подготовка и показ детьми сказки»Репка» на новый лад (экономическая сказка)
Что такое налоги и почему их надо платить. Чтение истории 13 «Почему Миша платит налоги» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»;
Беседа по сказке, ответы детей на вопросы педагога;
Выполнение практических занятий по теме
Бартер. Чтение и обсуждение сказок о бартере «Мена», «Лисичка со скалочкой», «Дудочка и кувшинчик»;
Просмотр мультфильма «Волшебное кольцо» и его обсуждение;
Игровая ситуация «Бартер»;
Дидактическая игра «Бартер»
Выгода и убыток. Показ сказки «Про мышь зубастую, да про воробья богатого» В. И. Даль;
Игра-занятие «Как торговали Барин и Свинья»;
Чтение и обсуждение сказок о выгоде и убытке: «Новое платье короля» Г. Х. Андерсен, «Продавец и лось» Ф. Хопер, «Как мужик гусей делил»
Игра-занятие: Бюджет семьи, доход, расход Уточнение имеющихся у детей знаний о том, из чего складывается бюджет семьи
Благотворительная деятельность. Меценаты. Рассказ воспитателя об известных русских меценатах, о спонсорах, которые в наше время помогают бедным и нуждающимся, диалог с детьми по рассказанному, ответы на вопросы;
Благотворительность приносит не только добро, но и выгоду. Чтение истории 15 «Праздник в Машином магазине» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»; беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога
Благотворительность. Практические занятия. Выполнение задания по теме «Богатые и бедные. Благотворительность»
Итоговое занятие. Подведение итогов, уточнение знаний детей, полученных при прохождении курса программы «Путешествие в страну Экономику»
Список литературы
Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.
Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.
Дошкольникам об экономике : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования /
Галкина Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста / Учебно-методическое пособие. – Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015. – 89 с.
Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.
Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.
Открытия Феечки Копеечки. Авторская программа с региональным компонентом для детей дошкольного возраста. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001. –
Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.
Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.
Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.
Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников / А. Д. Шатова. – М., 2005. – 254 с. 19.
Шорыгина Т. А. Беседы об экономике: методическое пособие /