Светлана Бородёнкова
Письменная речь как особый вид речевой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Письменная речь как особый вид речевой деятельности : понятие, особенности, уровни и этапы формирования
Существенной особенностью родного языка как предмета обучения является его неоднородность. В широком смысле слова язык, по убеждению Л. В. Щербы, включает в себя:
речевую деятельность (процессы говорения и письма, понимания);
языковой материал (совокупность текстов, созданных на этом языке);
языковую систему (словарь, грамматику)
Публикация «Письменная речь как особый вид речевой деятельности» размещена в разделах
Реально язык существует только в речевой деятельности. Под речевой деятельностью понимают такой вид деятельности, который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз – ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля [Выготский Л. С. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник.
Известны четыре вида речевой деятельности : говорение, слушание, чтение и письмо. Два из них относятся к устной форме речи – говорение и слушание, а два к письменной – чтение и письмо. Наиболее полно и обстоятельно психологическая и психолингвистическая характеристика письменной формы речи представлена в исследованиях Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурии, М. Р. Львова, А. А. Люблинской, Л. С. Цветковой, А. М. Шахнаровича и некоторых других ученых.
Анализ работ данных ученых позволил нам выделить следующие особенности письменной речи, которые определяют специфику ее формирования.
Таблица 1.
Характеристика особенностей письменной речи
№ Особенности письменной речи Характеристика
1. Достаточная грамматическая полнота, развернутость структуры Письменная речь не имеет почти никаких внеязыковых, дополнительных средств выражения и поэтому должна обладать достаточной грамматической полнотой, чтобы обеспечить понимание письменного сообщения : использование сложных форм управления, включение придаточных предложений и т. п.
2. Монологичность формы Письменная речь совершается в отсутствие собеседника и, как правило, осуществляется в форме монолога.
3. Возможность корректировки Процесс понимания письменной речи резко отличается от процесса понимания устной речи тем, что написанное всегда можно перечитать, т. е. произвольно возвратиться ко всем включенным в него звеньям, что почти невозможно при понимании устной речи.
4. Целенаправлен-ность и осознан-
ность Письменная речь формируется целенаправленно на 5-7 годах жизни под контролем сознания, только в результате специального обучения, которое начинается с сознательного овладения всеми средствами выражения мысли в письменной форме.
5. Абстрактность Письменная речь для своего развития требует абстракции. Во-первых, ребенок должен абстрагироваться от чувственной, звучащей и произносимой речи, во-вторых, он должен перейти к отвлеченной речи, которая пользуется не словами, а «представлениями слов». То, что письменная речь (во внутреннем плане) «мыслится, а не произносится, представляет одну из главных отличительных особенностей этих двух видов речи и существенную трудность в формировании письменной речи»
6. Замедленность темпа Письменная речь является универсальным средством осуществления мыслительной аналитико-синтетической деятельности человека. Включая в свой состав сознательные операции языковыми категориями, она протекает совсем в ином, значительно более медленном темпе, чем устная речь.
7. Функциональная ограниченность Функции письменной речи хотя и весьма широки, но, тем не менее, уже, чем функции устной речи. Основные функции письменной речи — это обеспечение передачи информации на любые расстояния, обеспечение возможности закрепления содержания устной речи и информации во времени.
Из таблицы видно, что письменная речь — это особый речевой процесс, это речь-монолог, осознанный и произвольный, «контекстный» по своему содержанию и избирательно «языковой» по средствам его реализации. Кроме того, позволяя многократное обращение к уже написанному, письменная речь обеспечивает и полноценный интеллектуальный контроль за протекающими операциями. Все это делает письменную речь мощным орудием уточнения и отработки мыслительного процесса. Исходя из этого, письменная речь как работа над способом и формой высказывания имеет огромное значение для формирования мышления.
Письменная речь имеет строгую структуру и включает в свой состав ряд уровней, которые отсутствуют в устной речи:
фонетико-фонематический уровень — поиск отдельных звуков, их противопоставление, кодирование отдельных звуков в буквы, сочетание отдельных звуков и букв в целые слова;
лексический уровень, заключающийся в подборе слов, в поиске подходящих нужных словесных выражений;
синтаксический уровень, «который чаще всего протекает автоматически, неосознанно в устной речи, но который составляет в письменной речи одно из существенных звеньев». В своей письменной деятельности человек имеет дело с сознательным построением фразы, которая опосредуется не только имеющимися речевыми навыками, но и правилами грамматики и синтаксиса.
Формирование письменной речи ребенка – это целенаправленное управление развитием речевого поведения, это сложный, многообразный и достаточно длительный процесс. По мнению ученых, он строится на трех механизмах, присущих сознанию любого индивида (без физиологических дефектов) :
на способности отбора слов;
механизме упреждения, то есть способности человека удерживать в памяти предыдущее и предвидеть последующее;
механизме самоконтроля за речью
Процесс формирования речевой деятельности (и соответственно усвоения всех уровней письменной речи) в онтогенезе подразделяется на ряд последовательных периодов, или «стадий» :
1-й – подготовительный (с момента рождения до 1 года);
2-й – преддошкольный (от 1 года до 3 лет);
3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет);
4-й – школьный (от 7 до 17 лет)
В. Г. Петрова становление речи у нормально развивающегося ребенка рассматривает в соответствии с освоением детьми уровней языка (фонематический, семантический и синтаксический) и выделяет 3 этапа формирования письменной речи.
Таблица 2.
Этапы становления письменной речи ребенка
Этапы
формирования Содержание
1 этап Происходит развитие фонематического слуха, формирование навыков произношения фонем родного языка. Основным предметом внимания и интеллектуального анализа на этом этапе являются технические операции письма и чтения; у ребенка происходит формирование двигательных навыков письма и навыков «прослеживающего» взора при чтении. Сознательный анализ средств письменного выражения мысли становится одной из существенных психологических характеристик письменной речи.
2 этап Происходит овладение словарным запасом и правилами синтаксиса. На первом году жизни ребенок произносит отдельные слова, с трех лет овладевает синтаксисом и грамматической формой слова, к семи годам заканчивается практическое овладение лексическими и синтаксическими правилами в устной речи. На этой базе происходит овладение лексико-грамматическим строем, словоизменениями, словообразованием, звукопроизношением и слоговой структурой. Одни группы языковых знаков усваиваются раньше, другие – значительно позже. На различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие – освоены лишь частично. При этом усвоение фонетического строя речи тесно связано с общим поступательным формированием лексического и грамматического строя родного языка.
3 этап Происходит освоение семантики языка. Данный этап совпадает по времени со вторым. Наиболее интенсивно это освоение осуществляется в подростковом и юношеском возрасте.
По сравнению с нормально развивающимися детьми, отмечает В. Г. Петрова, у детей с интеллектуальным недоразвитием наблюдается запаздывание развития речи. Этапы сдвинуты во времени и характеризуются качественным своеобразием. Так, первые слова появляются лишь к 3-5 годам, а фразы еще позднее, более 40% таких детей начинают говорить позднее трех лет. Темп развития речи замедлен. Формирование второсигнальных условнорефлекторных связей происходит медленно и с трудом в силу нарушений нервной деятельности (слабость, инертность нервных процессов).
Интеллектуальное недоразвитие ведет к более позднему формированию фонематического слуха, звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. Фонетические недостатки речи детей с нарушением интеллекта затрудняют овладение грамотой, усугубляют нарушения интеллектуального и эмоционального развития, отрицательно влияют на все стороны личности ребенка, способствуют возникновению речевой замкнутости, нерешительности, излишней застенчивости, неуверенности в своих силах. В результате коррекционного обучения и логопедической работы процент учащихся с фонетическими дефектами речи за первые два года уменьшается вдвое. В 1-м классе они отмечаются у 60% учащихся, к моменту окончания 2-го класса — у 30%, у учащихся 3-4 классов этот процент составляет 10-15%. Даже у учащихся старших классов коррекционной школы беден запас слов, наблюдаются неточности в их употреблении и понимании, часто происходит лишь механическое накопление слов, но не растет уровень их обобщения, имеют место ассоциативные речевые потоки, не связанные с реальной ситуацией, обнаруживается резкое расхождение между активным и пассивным словарем.
Что касается синтаксического строя письменной речи, то следует отметить, что грамматический строй речи учащихся коррекционной школы VIII вида недостаточно развит и развернут. Употребляются простые предложения, реже - сложноподчиненные и сложносочиненные. Исследования В. Г. Петровой убеждают нас в том, что формирование письменной речи учащихся школ VIII вида имеет свои психолого-педагогические особенности, самым длительным и трудным является процесс формирования синтаксического строя письменной речи, который затягивается у детей с нарушением интеллекта вплоть до подросткового и юношеского возраста.
Выводы:
1. Формирование письменной речи – это сложный, многообразный и длительный процесс, который имеет ряд своих особенностей, охватывает фонетико-фонематический, семантический и синтаксический уровни и осуществляется поэтапно.
2. Овладение письменной речью на всех его уровнях предполагает сформированность фонематического слуха, развитие навыка чтения и письма, расширение словарного запаса школьников и усвоение норм синтаксиса.