МААМ-картинки

Письменная речь как особый вид речевой деятельности

Светлана Бородёнкова
Письменная речь как особый вид речевой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Письменная речь как особый вид речевой деятельности : понятие, особенности, уровни и этапы формирования

Существенной особенностью родного языка как предмета обучения является его неоднородность. В широком смысле слова язык, по убеждению Л. В. Щербы, включает в себя:

речевую деятельность (процессы говорения и письма, понимания);

языковой материал (совокупность текстов, созданных на этом языке);

языковую систему (словарь, грамматику)

Публикация «Письменная речь как особый вид речевой деятельности» размещена в разделах

Реально язык существует только в речевой деятельности. Под речевой деятельностью понимают такой вид деятельности, который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз – ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля [Выготский Л. С. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник.

Известны четыре вида речевой деятельности : говорение, слушание, чтение и письмо. Два из них относятся к устной форме речи – говорение и слушание, а два к письменной – чтение и письмо. Наиболее полно и обстоятельно психологическая и психолингвистическая характеристика письменной формы речи представлена в исследованиях Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурии, М. Р. Львова, А. А. Люблинской, Л. С. Цветковой, А. М. Шахнаровича и некоторых других ученых.

Анализ работ данных ученых позволил нам выделить следующие особенности письменной речи, которые определяют специфику ее формирования.

Таблица 1.

Характеристика особенностей письменной речи

Особенности письменной речи Характеристика

1. Достаточная грамматическая полнота, развернутость структуры Письменная речь не имеет почти никаких внеязыковых, дополнительных средств выражения и поэтому должна обладать достаточной грамматической полнотой, чтобы обеспечить понимание письменного сообщения : использование сложных форм управления, включение придаточных предложений и т. п.

2. Монологичность формы Письменная речь совершается в отсутствие собеседника и, как правило, осуществляется в форме монолога.

3. Возможность корректировки Процесс понимания письменной речи резко отличается от процесса понимания устной речи тем, что написанное всегда можно перечитать, т. е. произвольно возвратиться ко всем включенным в него звеньям, что почти невозможно при понимании устной речи.

4. Целенаправлен-ность и осознан-

ность Письменная речь формируется целенаправленно на 5-7 годах жизни под контролем сознания, только в результате специального обучения, которое начинается с сознательного овладения всеми средствами выражения мысли в письменной форме.

5. Абстрактность Письменная речь для своего развития требует абстракции. Во-первых, ребенок должен абстрагироваться от чувственной, звучащей и произносимой речи, во-вторых, он должен перейти к отвлеченной речи, которая пользуется не словами, а «представлениями слов». То, что письменная речь (во внутреннем плане) «мыслится, а не произносится, представляет одну из главных отличительных особенностей этих двух видов речи и существенную трудность в формировании письменной речи»

6. Замедленность темпа Письменная речь является универсальным средством осуществления мыслительной аналитико-синтетической деятельности человека. Включая в свой состав сознательные операции языковыми категориями, она протекает совсем в ином, значительно более медленном темпе, чем устная речь.

7. Функциональная ограниченность Функции письменной речи хотя и весьма широки, но, тем не менее, уже, чем функции устной речи. Основные функции письменной речи — это обеспечение передачи информации на любые расстояния, обеспечение возможности закрепления содержания устной речи и информации во времени.

Из таблицы видно, что письменная речь — это особый речевой процесс, это речь-монолог, осознанный и произвольный, «контекстный» по своему содержанию и избирательно «языковой» по средствам его реализации. Кроме того, позволяя многократное обращение к уже написанному, письменная речь обеспечивает и полноценный интеллектуальный контроль за протекающими операциями. Все это делает письменную речь мощным орудием уточнения и отработки мыслительного процесса. Исходя из этого, письменная речь как работа над способом и формой высказывания имеет огромное значение для формирования мышления.

Письменная речь имеет строгую структуру и включает в свой состав ряд уровней, которые отсутствуют в устной речи:

фонетико-фонематический уровень — поиск отдельных звуков, их противопоставление, кодирование отдельных звуков в буквы, сочетание отдельных звуков и букв в целые слова;

лексический уровень, заключающийся в подборе слов, в поиске подходящих нужных словесных выражений;

синтаксический уровень, «который чаще всего протекает автоматически, неосознанно в устной речи, но который составляет в письменной речи одно из существенных звеньев». В своей письменной деятельности человек имеет дело с сознательным построением фразы, которая опосредуется не только имеющимися речевыми навыками, но и правилами грамматики и синтаксиса.

Формирование письменной речи ребенка – это целенаправленное управление развитием речевого поведения, это сложный, многообразный и достаточно длительный процесс. По мнению ученых, он строится на трех механизмах, присущих сознанию любого индивида (без физиологических дефектов) :

на способности отбора слов;

механизме упреждения, то есть способности человека удерживать в памяти предыдущее и предвидеть последующее;

механизме самоконтроля за речью

Процесс формирования речевой деятельности (и соответственно усвоения всех уровней письменной речи) в онтогенезе подразделяется на ряд последовательных периодов, или «стадий» :

1-й – подготовительный (с момента рождения до 1 года);

2-й – преддошкольный (от 1 года до 3 лет);

3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет);

4-й – школьный (от 7 до 17 лет)

В. Г. Петрова становление речи у нормально развивающегося ребенка рассматривает в соответствии с освоением детьми уровней языка (фонематический, семантический и синтаксический) и выделяет 3 этапа формирования письменной речи.

Таблица 2.

Этапы становления письменной речи ребенка

Этапы

формирования Содержание

1 этап Происходит развитие фонематического слуха, формирование навыков произношения фонем родного языка. Основным предметом внимания и интеллектуального анализа на этом этапе являются технические операции письма и чтения; у ребенка происходит формирование двигательных навыков письма и навыков «прослеживающего» взора при чтении. Сознательный анализ средств письменного выражения мысли становится одной из существенных психологических характеристик письменной речи.

2 этап Происходит овладение словарным запасом и правилами синтаксиса. На первом году жизни ребенок произносит отдельные слова, с трех лет овладевает синтаксисом и грамматической формой слова, к семи годам заканчивается практическое овладение лексическими и синтаксическими правилами в устной речи. На этой базе происходит овладение лексико-грамматическим строем, словоизменениями, словообразованием, звукопроизношением и слоговой структурой. Одни группы языковых знаков усваиваются раньше, другие – значительно позже. На различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие – освоены лишь частично. При этом усвоение фонетического строя речи тесно связано с общим поступательным формированием лексического и грамматического строя родного языка.

3 этап Происходит освоение семантики языка. Данный этап совпадает по времени со вторым. Наиболее интенсивно это освоение осуществляется в подростковом и юношеском возрасте.

По сравнению с нормально развивающимися детьми, отмечает В. Г. Петрова, у детей с интеллектуальным недоразвитием наблюдается запаздывание развития речи. Этапы сдвинуты во времени и характеризуются качественным своеобразием. Так, первые слова появляются лишь к 3-5 годам, а фразы еще позднее, более 40% таких детей начинают говорить позднее трех лет. Темп развития речи замедлен. Формирование второсигнальных условнорефлекторных связей происходит медленно и с трудом в силу нарушений нервной деятельности (слабость, инертность нервных процессов).

Интеллектуальное недоразвитие ведет к более позднему формированию фонематического слуха, звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. Фонетические недостатки речи детей с нарушением интеллекта затрудняют овладение грамотой, усугубляют нарушения интеллектуального и эмоционального развития, отрицательно влияют на все стороны личности ребенка, способствуют возникновению речевой замкнутости, нерешительности, излишней застенчивости, неуверенности в своих силах. В результате коррекционного обучения и логопедической работы процент учащихся с фонетическими дефектами речи за первые два года уменьшается вдвое. В 1-м классе они отмечаются у 60% учащихся, к моменту окончания 2-го класса — у 30%, у учащихся 3-4 классов этот процент составляет 10-15%. Даже у учащихся старших классов коррекционной школы беден запас слов, наблюдаются неточности в их употреблении и понимании, часто происходит лишь механическое накопление слов, но не растет уровень их обобщения, имеют место ассоциативные речевые потоки, не связанные с реальной ситуацией, обнаруживается резкое расхождение между активным и пассивным словарем.

Что касается синтаксического строя письменной речи, то следует отметить, что грамматический строй речи учащихся коррекционной школы VIII вида недостаточно развит и развернут. Употребляются простые предложения, реже - сложноподчиненные и сложносочиненные. Исследования В. Г. Петровой убеждают нас в том, что формирование письменной речи учащихся школ VIII вида имеет свои психолого-педагогические особенности, самым длительным и трудным является процесс формирования синтаксического строя письменной речи, который затягивается у детей с нарушением интеллекта вплоть до подросткового и юношеского возраста.

Выводы:

1. Формирование письменной речи – это сложный, многообразный и длительный процесс, который имеет ряд своих особенностей, охватывает фонетико-фонематический, семантический и синтаксический уровни и осуществляется поэтапно.

2. Овладение письменной речью на всех его уровнях предполагает сформированность фонематического слуха, развитие навыка чтения и письма, расширение словарного запаса школьников и усвоение норм синтаксиса.

Публикации по теме:

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Конспект интегрированного занятия по развитию творческо-речевой деятельности «Сон Умки» для детей 5–6 летКонспект интегрированного занятия по развитию творческо-речевой деятельности «Сон Умки» для детей 5–6 лет Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования школы раннего развития "Звездочка" МБУ ФОСЦ "ОРИОН" высшей квалификационной.

Конспект НОД по речевой деятельности в старшей группе «Наш город»Конспект НОД по речевой деятельности в старшей группе «Наш город» Цель: Развитие грамматически правильной речи и речевого творчества. Задачи: 1. Учить отвечать на вопросы полными предложениями; 2. Учить.

Конспект по речевой деятельности «Описательный рассказ «Белочка» в средней группе детей с ОВЗКонспект по речевой деятельности «Описательный рассказ «Белочка» в средней группе детей с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: закрепить знания детей о том, как звери готовятся.

Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности»Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности» Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности» К 5 годам у детей отмечается существенное улучшение.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей»Методические рекомендации «Использование пособия «Чудо — дерево» для мотивации речевой деятельности детей» 1. На чудо - дереве появляются листья – поддувалочки. Педагог (без детей) снимает с чудо – дерева листья поддувалочки и раскладывает их.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника.Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.

Эссе «Особый ребенок, особый учитель» Эссе «Особый ребенок, особый учитель» Каждый ребенок уникален, индивидуален и особенный. Во время игры они постоянно изучают и исследуют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Письменная речь как особый вид речевой деятельности
Опубликовано: 26 декабря 2022 в 12:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Письменная речь как особый вид речевой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Бородёнкова (УИ 685681) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД