Руденко Анна
Песочная анимация как средство профилактики снятия тревожности у детей раннего возраста 2–3 лет
▼ Скачать +Заказ
Тревожность – одна из индивидуальных психологических особенностей личности, которая проявляется в повышенной склонности к опасениям, беспокойству, переживаниям и имеющая негативную эмоциональную окраску. Тревога может проявляться у детей ситуативно (например, если ребенку предстоит важный поход к врачу, или дальняя поездка). Как правило, тревога связана с будущим, которое еще не известно ребенку. Но если ребенок тревожится очень часто, если его тревога становится устойчивым состоянием, то можно говорить о возможности формирования у него тревожного характера. Ребенок склонный к тревожности, находится в подавленном настроении, у него плохо налажены контакты с внешним миром, который его пугает.
Публикация «Песочная анимация как средство профилактики снятия тревожности у детей раннего возраста 2–3 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Мультипликация, анимация. Создаем с детьми мультфильмы
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная анимация
- Страх и детская тревожность
- Темочки
Для профилактики снятия тревожности у детей раннего возраста с 2-х до 3-х лет в своей работе мы используем песочную анимацию. Метод песочного рисования существует сравнительно недавно, около 30 лет. Это направление зародилось в США, сначала было лишь эффектным зрелищем при проведении разнообразных шоу-программ. Позже специалистами было доказано, что метод песочного рисования можно эффективно применять для работы с разнообразной психологической проблематикой, а также в образовательных и развивающих целях. Метод не имеет возрастных ограничений и может использоваться в работе с детьми, начиная с 2-х лет.
Песок… Его податливость, сыпучесть, природная магия притягивают и завораживают одновременно. Специалисты утверждают, что песок забирает негативную энергию, снимает напряжение, способствует расслаблению, несет гармонию и успокоение.
Игра с песком - это не только развлечение для ребенка, сама текстура песка дает возможность для развития у детей тактильных ощущений, координации движений рук, пальчиков во время рисования. Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка на стекле - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка. Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море.
Песочная анимация позволяет ребёнку преодолеть чувство страха, выразить в рисунке эмоции, дает свободу, вселяет уверенность. Взаимодействуя с песком, ребенок успокаивается. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа, учится понимать себя и других, закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации (навыки общения и эмпатии).
В песочной анимации используются следующие техники рисования:
1. Насыпание. Песок зажимается в кулак и пропускается сквозь пальцы. Техника подходит для изображения линий: дорожки, провода, столбы, заборчики, дождик.
2. Щепоть. Ребенок соединяет большой, средний и указательный пальцы, набирает немного песка и рассыпает его.
3. Ладонь. Раскрытой ладонью ребенок разравнивает слой песка, стирает рисунок, оставляет отпечатки.
4. Кулак. Ребенок сжимает ладонь и тыльной стороной формирует пятно на песчаном слое.
5. Рисование пальцами. Этот способ позволяет создавать линии разной толщины и точки, добиваться четкости изображения. Как правило, дети начинают работать указательным пальцем. Побуждайте ребенка использовать все пальцы на обеих руках, совершать параллельные движения. Это стимулирует мозговую деятельность.
6. Рисование с использованием инструментов: воронки, лопатки, грабельки, формочки, камешки, шишки, щёточки и т. д.
Для песочной анимации мы используем настольную малую песочницу, изготовленную из натуральных природных материалов, кварцевый песок. Игровой набор разработан с учетом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Игровые упражнения проводятся с детьми индивидуально, продолжительность занятия не более 10 минут.
Игровые упражнения включают в себя следующие этапы:
1. Создание игровой ситуации.
2. Упражнение «Поздороваемся с песком».
3. Рисование.
4. Рефлексия.
Предлагаем следующие игровые упражнения: «Бусы для матрёшки», «Баранки-калачи», «Весёлое солнышко», «Дождик», «Дорожки», «Рыбка в озере».
Игровое упражнение «Бусы для матрёшки»
Цель: создание условий для развития положительных эмоций, развития тактильных ощущений.
1. Создание игровой ситуации.
Цветастое платье
Румяные щёчки,
Нарядные бусы,
Цветные платочки.
Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
И радостно просят тебя улыбнуться!
2. Упражнение «Поздороваемся с песком». В гости к нам пришла Матрёшка. Нарисуем на песке для неё необычные бусы и украсим цветными камешками.
Ребенку предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках, пересыпать его из одной руки в другую.
3. Рисование. Педагог показывает способ рисования бус песком:
- пальчиком рисуем круг
- выкладываем по кругу камешки.
Ребёнок создаёт рисунок по своему замыслу.
4. Рефлексия. Матрёшке очень понравились твои бусы. Она обрадовалась и говорит тебе спасибо.
Игровое упражнение «Баранки-калачи»
Цель: создание условий для снятия чувства тревожности, развития навыков общения.
1. Создание игровой ситуации.
К нам сорока прилетела
Съесть калачик захотела.
Вот баранки-калачи с пылу
С жару из печи!
2. Упражнение «Поздороваемся с песком». Нарисуем на песочке калачики для сороки.
Ребенку предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках, пересыпать его из одной руки в другую.
3. Рисование. Рисуем круги в воздухе, сначала одной рукой, потом пробуем двумя одновременно. Затем на песке пальчиками рисуем большие и маленькие круги.
4. Рефлексия. Ты большой молодец. Какие вкусные баранки-калачи ты нарисовал. Скажем «Угощайся, сорока!». Спасибо тебе, песочек-ты наш друг, ты помог нам нарисовать баранки-калачи.
Игровое упражнение «Весёлое солнышко»
Цель: создание условий для развития чувства радости, уверенности,
снятия мышечного напряжения.
1. Создание игровой ситуации.
Утром солнышко встаёт,
Всех на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
Здравствуй, солнце, это я!
Посмотри, какое сегодня яркое солнышко. От его света нам становится тепло и радостно. А вот когда солнышко прячется за тучку, всё становиться хмурым. Наше настроение тоже меняется.
2. Упражнение «Поздороваемся с песком». Нарисуем на песочке весёлое солнышко, чтобы оно всегда радовало нас своим сиянием.
Ребенку предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках, пересыпать его из одной руки в другую.
3. Рисование. Педагог предлагает детям нарисовать весёлое солнышко. Показывает способ рисования солнышка песком:
- пальчиком рисуем круг
- лучики бывают разные: прямые и волнистые; короткие и длинные.
Ребёнок создаёт рисунок по своему замыслу.
4. Рефлексия. Какой ты молодец. У тебя получилось весёлое солнышко. Оно улыбается тебе. Улыбнись ему в ответ и скажи: «Здравствуй, солнышко!».
Игровое упражнение «Дождик»
Цель: создание условий для развития тактильной чувствительности, эмоциональной отзывчивости, снятия мышечного напряжения.
1. Создание игровой ситуации. Показываем картинку цветка.
Любит цветочек и солнце, и дождик.
Дождик, дождик веселей.
Капай, капай, не жалей.
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
2. Упражнение «Поздороваемся с песком». Красивый цветочек растёт на полянке. Он сегодня загрустил, потому что давно не было дождика. Его лепестки начали увядать. Поможем ему - нарисуем тучку и дождик. Цветочек после дождика подрастёт и зацветёт ещё раз. Ребенку предлагается потрогать песок, выровнять его на поверхности.
3. Рисование. Рисуем тучку ладошками. Пальчиками рисуем капельки, сопровождая рисование словами «Кап, кап, кап…».
4. Рефлексия. У тебя получился замечательный дождик. Цветочек очень рад! Спасибо, тебе.
Игровое упражнение «Дорожки»
Цель: создание условий для развития координации движений рук, снятия мышечного напряжения, развития коммуникативных навыков.
1. Создание игровой ситуации.
Мишка косолапый по лесу идёт.
С зайчиком играет, песенки поёт.
Зайка скачет рядом,
Прыг да скок.
Помоги дорожку им найти, дружок.
2. Упражнение «Поздороваемся с песком». В гости к нам пришли Мишка и Зайка. Они играли в лесу и заблудились. Поможем им найти дорогу домой, нарисуем дорожки. Ребенку предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках, пересыпать его из одной руки в другую.
3. Рисование. Рисуем прямые и волнистые дорожки, используя грабельки палочки, щёточку.
4. Рефлексия. Тебе понравилось рисовать песочные дорожки? Ты молодец. Зайка и Мишка пойдут по дорожкам и вернутся домой.
Игровое упражнение «Рыбка в озере»
Цель: создание условий для развития координации движений рук, снятия мышечного напряжения, развития коммуникативных навыков.
1. Создание игровой ситуации. Посмотри, какая рыбка к нам приплыла.
Пальчиковая гимнастика:
Рыбка в озере живёт.
Рыбка в озере плывёт.
Хвостиком ударит вдруг.
И услышим: «Плюх, плюх, плюх».
2. Упражнение «Поздороваемся с песком». Где живёт рыбка? Нарисуем для неё домик –озеро, волны, украсим дно камешками. Ребенку предлагается потрогать песок, подержать его в ладошках, пересыпать его из одной руки в другую.
3. Рисование. Пальчиками рисуем овал и волнистые дорожки -волны, украшаем камешками дно.
4. Рефлексия. Тебе понравилось рисовать домик для рыбки? Какой красивый домик получился, рыбке тоже нравится. Спасибо нашему другу песочку.