Екатерина Жиркова
«Первые встречи с искусством». Формирование эстетического сознания у детей
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕРВЫЕ ВСТРЕЧИ С ИСКУССТВОМ
Е. С. Жиркова педагог дополнительного образования по ИЗО МБДОУ БГО ЦРР – детский сад №18
С дошкольных лет начинается знакомство ребенка с искусством. Годам к двум он начинает понимать, какие предметы изображены на картинке, тянется к ним. Еще раньше он различает образы, содержащиеся в его игрушках,— тут зрительное восприятие сочетается с осязанием, с манипулированием, игрой с ними. Впрочем, первые отклики на картинку тоже выражаются в действиях: кошку или другое животное ребенок гладит, ласкает. А иногда пытается внести в картинку свои коррективы, разрисовывает ее каракулями, раскрашивает ее. Но маленький зритель еще не представляет себе художественного значения картинки или игрушки, он не знает их происхождения, роли художника в их создании, вообще того, что есть такая область — искусство. Пока все это — единый поток жизни: и мама, и пища, и игрушки, и картинка. Все впечатления сливаются, и все предметы одинаково одушевляются, наделяются свойствами живого существа. Если ребенок ушибся о стол, он бьет этот стол, чтобы тому неповадно было. Он пытается кормить неодушевленные предметы. Когда играет своими игрушками, кто скажет, чему он верит, а что видит, как оно есть на самом деле. Камень, по его мнению, может расти. Так же одушевляет и картинки. «Светлый ребячий демократизм не знает иерархии (.) Близки ему собака и птица, ровня — бабочка и цветок, в камушке и ракушке он видит брата. Чуждый высокомерию выскочки, ребенок не знает, что душа только у человека». Нескоро появится представление о том, что существует мир, созданный фантазией художника. Пока же все, что им сделано, принимается ребенком, как и все остальное.
Публикация «„Первые встречи с искусством“, Формирование эстетического сознания у детей» размещена в разделах
Чем старше становится ребенок, тем чаще соприкасается с искусством. Когда он накапливает некоторый опыт в рисовании, ему становится понятно, что раньше, чем рисунок напечатали в книжке, его нарисовал художник. Дети любят творчество художников, но пока, как это ни странно, не сопоставляют его со своим. И не потому только, что считают для себя заведомо недоступным то, как рисуют художники. Нет, просто это другое. Оно обладает какими-то качествами, в собственном творчестве ребенка отсутствующими. Это детям ясно и нисколько их не тревожит. А произведения живописи, графики дети очень любят. Мы гордимся прекрасным оформлением советских детских книг. Эти книги — первые произведения настоящего большого искусства, попадающие в руки ребенка. Корифеи оформления советской книги для детей — В. В. Лебедев, В. М. Конашевич, Е. И. Чарушин, Ю. А. Васнецов, А. Ф. Пахомов и другие уже в двадцатые годы подняли 39 искусство графики в этой области на уровень небывалый не только в дореволюционной России, но и за ее пределами.
Путь формирования эстетического отношения, эстетического сознания начинается для ребёнка, прежде всего, с накопления разнообразных эстетических впечатлений, особенно зрительных, осязательных и слуховых, поэтому в основе всего лежит необходимость учить ребёнка эмоционально наслаждаться красотой, выразительностью окружающих предметов и явлений.
Список источников 1. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. — М. : Педагогика, 1983. — 112 с. 2. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. — М. : Мозаика — Синтез, 2006. — 128 с. 3. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. — М. : Педагогическое общество России, 2005. — 176 с. 4. Комарова Т. С., Зырянова О. Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. — М. : Педагогическое общество России, 2006. — 160с.