Дуганова Юлия Сергеевна
Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план работы по экономическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста состоит из трех связанных между собой блоков: «Труд – продукт – товар», «Реклама», «Деньги».
1-й год обучения
Сентябрь «Профессии людей»
1. Чтение стихотворения С. Михалкова «А что у вас?» Обсуждение прочитанного.
2. Чтение сказки Л. Н. Толстого «Наши пряли, а ваши спали».
3. Игра по картинкам «Назови профессию».
Публикация «Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Октябрь «Почему все взрослые работают»
1. Беседа:
- закрепление понятия «профессия»;
- воспитание уважения к людям разных профессий, побуждение интереса и желания знать о содержании их деятельности;
- воспитание уважения к профессиям близких им людей;
- расширение знаний о разнообразии профессий, качестве продукции;
- развитие воображения, смекалки, сообразительности;
- знакомство с экономическими категориями : «труд», «качество», «умелость»;
- формирование социально-нравственных качеств: сообразительности, умения осознать свою вину, способности исправить ошибку;
- беседа о необходимости трудиться;
- знакомство с понятием «брак товара»;
- знакомство с профессиями, у которых результат труда не так нагляден (учитель, писатель, воспитатель, милиционер);
- игра «Кто больше назовет профессий».
2. Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка». Беседа по сказке. Рисование по теме «Профессии».
- Формирование представления о значении труда как средстве зарабатывания денег, положительного отношения к тем, кто трудится.
- Знакомство с экономическими категориями : «труд», «деньги».
- Воспитание социально-нравственных качеств: трудолюбие, забота о ближнем, старательность, стремление к справедливости.
3. Чтение грузинской сказки «Заработанный рубль». Беседа по сказке.
4. Игровое занятие «Профессии» :
- Закрепить знания детей о различных профессиях.
- Расширить знания детей о новых профессиях.
- Детям предлагается серия игр: «Угадай, о ком я говорю!» (педагог описывает профессию, не называя ее, а дети отгадывают название); «Подбери то, что тебе нужно для работы» (команда получает набор карточек с изображение предметов, необходимых человеку определенной профессии. Задача детей - угадать профессию).
Ноябрь
1. «Когда продукт труда превращается в товар» :
- Знакомство детей с понятием «товар», операциями купли-продажи.
- Знакомство с экономическими категориями : купля-продажа, обмен, торговля, прибыль.
- Воспитание уважения к результатам труда людей, бережного отношения ко всему, что дается детям для игр и забав.
- Формирование понимания того, что доброе отношение к окружающим людям вызывает ответную доброту и благодарность.
- Экскурсия по группе, называем название в ней вещи – товары, если бы это был магазин.
- Обсуждение процесса изготовления товара (посуды, бумаги, книг и т. п.).
- Пословицы и поговорки о труде и результатах труда.
2. «Когда продукт труда превращается в товар» (продолжение)
- Знакомство детей с понятием «товар», операциями купли-продажи.
- Воспитание уважения к результатам труда людей, бережного отношения ко всему, что дается детям для игр и забав.
- Формирование понимания того, что доброе отношение к окружающим людям вызывает ответную доброту и благодарность.
- Презентация «Как пришли к нам игрушки».
3. Чтение сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», обсуждение прочитанного.
4. «Ценность и украшение товара – его качество» :
- Формирование понимания, что каждый товар имеет свою цену.
- Формирование понимания зависимости между качеством товара и его ценой.
- Знакомство с экономическими категориями : качество, цена, продажа, ярмарка.
- Воспитание уважительного отношения к результатам добросовестного труда, отрицательного отношения к лени.
- Рассказ педагога о том, что товары бывают разного качества (демонстрация посуды разного качества).
- Беседа с детьми о применении посуды разного качества в разных жизненных ситуациях.
- Чтение стихотворения К. И. Чуковского «Федорино горе» (почему же вся посуда сбежала от Федоры)
Декабрь
1. «В гостях у сказки» :
- Формирование понимания зависимости между качеством товара и его ценой.
- Знакомство с экономическими категориями : качество, цена, продажа, ярмарка.
- Воспитание уважительного отношения к результатам добросовестного труда, отрицательного отношения к лени.
- Чтение истории №16 «Как Миша задумал ярмарку устроить» из книги Т. Поповой и др. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом».
- Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка».
2. «Менеджер – интересная профессия» :
- Знакомство с профессией менеджера, с содержанием работы менеджера.
- Воспитание интереса к данной профессии, желание узнать о ней как можно больше, уважение к людям труда.
- Рассказ воспитателя о профессии «менеджер», беседа с детьми, ответы на вопросы детей.
3. Игровое занятие:
- Уточнить использование данных продуктов.
- Подчеркнуть, что для выполнения различных работ необходимы определенные знания и умения.
- Закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий.
- Игра «Где пригодится» (соединить линиями кушанья и растения, из которых они готовятся, «Кто что производит» (соединить стрелочкой, кто что производит, «кому что нужно» (разложить карточки в соответствии с профессией человека).
Январь
1. «Сколько заработал – столько купил» :
- Учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации, развитие творчества.
- Активизация усидчивости, старательности, аккуратности, желания достигать качественного результата.
- Художественная деятельность: рисование, аппликация на темы: «Гжель», «Жостово», «Дымковская игрушка».
2. «Купля-продажа своего товара с участием гостей» (работники ДОУ).
3. Путешествие в импровизированный магазин детских товаров за покупками:
- Обсуждение покупок.
4. Игровое занятие:
- Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями.
- Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
- Игра «Хочу и надо» - определить к какому понятию «хочу» или «надо», - относится изображенный на картонке предмет и приклеить картинку на соответствующее панно.
Февраль
Педагогические задачи:
- Развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе.
- Дать представление о рекламе, о ее назначении.
- Учить детей правильно воспринимать рекламу («Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение»).
- Воспитывать разумные потребности.
1. «Что такое реклама» (блок из 4 занятий) :
- дать знания о рекламе как средстве сообщения информации о товарах, продуктах, всего, что нужно людям для их повседневной жизни; о их месте продажи;
- интерес к рекламе, рекламной деятельности;
- расширение представлений о рекламе как информации, содержащей привлекательное сообщение для покупателей;
- экономические категории : реклама, привлекательность;
- рассматривание рекламных газет, их ярких иллюстраций;
- чтение детям рекламных текстов, рассказ воспитателя об особенностях содержания этих текстов (положительная оценка достоинств товара, призыв приобрести товар, адрес, где его можно купить);
- чтение отрывка из книги Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены» о рекламе;
2. Рассматривание нового вида рекламы – рекламных буклетов, красочных рекламных листков, заранее заготовленных воспитателем;
- рассказ детей о запомнившейся рекламе, где узнали о ней;
- вспоминаем, с каким видом рекламы познакомились на предыдущем занятии.
3. Чтение русской народной сказки «Лиса и козел», обсуждение сказки, ответы детей на вопросы воспитателя, выделение социально-нравственных качеств – хитрость, доверчивость
4. Закрепление понятия «реклама» :
- рассказ детей о видах рекламы;
- подбор материала к теме из книги Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены».
Март
1. Реклама в сказках:
- Уточнить представление о назначении рекламы.
- Развивать понимание зависимости между спросом на товар и его ценой.
- Развивать способность критически оценивать рекламу.
- Экономические категории : реклама, выгода.
- Формировать отрицательное отношение к глупости, обману, излишней доверчивости.
- Чтение истории «Как Сорока Мишин товар хвалила» из книги Т. Поповой и др. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом».
2. Чтение сказок братьев Гримм «Три счастливца» и Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля». Обсуждение прочитанного, ответы детей на вопросы воспитателя.
3. «Кто делает рекламу?» :
- Закрепление понятия «реклама».
- Знакомство с понятием «рекламоизготовители», с профессиями людей, изготавливающих рекламу; «рекламное агентство».
- Воспитание осознанного отношения к явлению рекламы, интереса к профессиям рекламной деятельности.
- Экономические категории : реклама, покупатели, продавцы, товар.
- Рассказ педагога, показ разных средств изготовления рекламы.
- Чтение стихотворения С. Михалкова «Как старик корову продавал», ответы детей на вопросы о прочитанном.
- Рассматривание детьми рекламных листков и буклетов.
4. «Распространители рекламы» :
- Воспитание эстетического отношения к месту своего проживания: подъезду, дому, двору, улице, городу.
- Осознание смысла соблюдения чистоты и порядка.
- Беседа с детьми о том, как выглядит их подъезд, наклеена ли реклама на стенах и дверях подъезда. дать правильную оценку недопустимой деятельности рекламных распространителей.
- Задание детям: принести в ДОУ рекламные листки из почтового ящика. Беседа с детьми по содержанию принесенных ими рекламных листков.
Апрель
1. «Сказочный рекламный агент» :
- Сформировать представление о профессии рекламного агента.
- Экономические категории : реклама, рекламный агент, расчет.
- Формировать положительное отношение к смекалке, расчетливости.
- Чтение и беседа с детьми по сказке Ш. Перро «Кот в сапогах».
2. Работа с рекламными буклетами (детского содержания) :
- Знакомство с понятием «Реклама товаров для детей».
- Формирование представления о целесообразности покупки.
- Экономические категории : рекламодатель, реклама, выгода.
- Беседа с детьми, рассматривание содержания рекламных листков и буклетов.
- Чтение неоконченного рассказа «Пришла Маша в магазин игрушек…», придумывание конца рассказа.
3. «Если бы у меня было собственное дело» :
- Уточнение смысла предназначения рекламы.
- Развитие творческого воображения у детей.
- Беседа с детьми: «Что такое «собственное дело» (хозяин, руководитель фирмы, директор предприятия).
- Пробуем придумать рекламу своего предприятия.
- Задание на дом - придумать рекламу вместе с родителями.
4. «Играем в рекламу» :
- Продолжаем знакомить детей с новым социальным явлением – реклама.
- Закрепляем знания о том, что реклама бывает разной: печатная, телевизионная, уличная и т. д.
- Учим детей составлять рекламу самостоятельно, в виде рисунков, стихов и т. д.
- Чтение стихотворения Э. Успенского «Реклама».
- Рассматривание реклам, выполненных детьми с родителями. Показ и «зачитывание» своей рекламы детьми.
Май
1. «Играем в рекламу» (продолжение предыдущего занятия) :
- Развитие воображения, творчества детей.
- Чтение стихотворения А. Беспаловой «Реклама».
- Дети придумывают рекламу, используя разные ее средства изображения (устная, в стихах, в прозе, рисуют и т. д.).
2. Игровое занятие «Прогулка по сказочному городу» :
- Формировать у детей положительное отношение к доступной, красивой и понятной рекламе.
- Выявить, как обогатились знания детей, выявить результат проведенной работы.
- Путешествие ребят по «сказочному городу», разгадывание символики – рекламы сказочных домиков, ответы детей на вопросы педагога.
В конце I года обучения дети должны:
По блоку «труд-продукт-товар»
- овладеть первоначальными представлениями:
- о профессиях людей (традиционных, новых профессиях);
- о цене.
- дифференцированными представлениями:
- об основных личностных качествах, позволяющих ценить результаты труда людей.
- обобщенными представлениями:
- о труде как основном виде деятельности людей, источнике их существования;
- о продуктах труда людей разных профессий;
- об элементарных связях между результатом труда и его стоимостью;
- о связи между понятиями «продукт» - «товар» - «качество» - «цена».
- элементарными умениями:
- проявляет бережливость, аккуратность, начала рационального поведения;
- испытывает чувство неловкости, вины за поломку вещей, предметов и стремится устранить свою оплошность;
- проявляет сопереживание, сочувствие, содействие в ситуациях непредвиденной поломки вещей сверстниками;
- оказывает помощь взрослым в повседневных бытовых делах;
- осуждать:
- аморальное поведение: обман, жадность, утаивание игрушек, лень и др.
По блоку «реклама»
- овладеть дифференцированными представлениями:
- о рекламе;
- о ее предназначении;
- о том, как ее воспринимать и относиться к ней.
- обобщенными представлениями (понятиями) :
- о потребностях человека и его возможностях.
- элементарными умениями:
- чувствует и элементарно осознает границы материальных возможностей своей семьи.
- проявлять интерес:
- к социокультурным аспектам экономики.
2-й год обучения
Сентябрь
1. Знакомство детей с понятием «деньги» :
• знакомство с экономическими категориями : обмен, убытки, выгода, деньги, бартер;
• рассказ педагога о том, как появились деньги, что такое деньги, о заменителях денег;
• чтение сказки «Бобовое зернышко», понятие «обмен товарами».
• 2. «В гостях у сказки» :
• помочь понять суть натурального обмена (бартера);
• уточнить знания об операции взаимообмена товарами;
• развивать умение рассуждать о выгодных и невыгодных сделках;
• формировать отрицательное отношение к обману, излишней доверчивости;
• чтение русских народных сказок «Лисичка со скалочкой», «Мена»;
• диалог с детьми о прочитанном;
• 3. «Какие бывают деньги» :
• дать понятие о деньгах как о средстве купли-продажи;
• знакомство с экономическими категориями : деньги, монеты, купюры, достоинство денег;
• воспитываем интерес к деньгам как к культурно-историческому явлению;
• рассказ педагога о деньгах, как о культурно-историческом явлении и средстве купли-продажи, демонстрация внешнего вида денег, понятия «купюры», «монеты», покупательная способность денег в зависимости от их достоинства.
4. «Какие бывают деньги» (продолжение) :
• рассматривание с детьми изображения современных денег;
• рассуждения детей о том, почему монеты разного размера, а купюры разного цвета; что означают цифры, изображенные на деньгах;
• рассказ педагога о том, где изготавливаются деньги;
• выполнение детьми заданий в рабочих тетрадях.
Октябрь
1. Понятие «деньги» :
• закрепление понятий «монеты», «купюры», «деньги»;
• знакомство с новыми понятиями «дорогой», «дешевый»;
• рассказ педагога;
• диалог с детьми с использованием игр «Дороже -дешевле», «Оцените товар», «Сколько стоит?».
2. Игровое занятие «Денежные знаки» :
• знакомство с денежными знаками в процессе игры;
• продемонстрировать ребенку, что деньги служат средством обмена предметами (товарами) между людьми;
• занятие проходит в виде игр по подгруппам. Игры: «Знакомство с денежными знаками», «Обмен».
3. «Деньги счет любят» :
• расширить представление о деньгах, их ценности;
• развивать способность разумно расходовать деньги;
• экономические категории : затраты, прибыль;
• чтение истории №8 «Как Миша понял, что деньги счет любят» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»;
• беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога.
4. «В гостях у сказки» :
• расширить представление о деньгах, их ценности;
• развивать способность разумно расходовать деньги;
• экономические категории : деньги, расход;
• воспитание экономности, бережливости;
• чтение сказки Г. -Х. Андерсена «Огниво»;
• беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога.
Ноябрь
1. «О том, как правильно деньгами распоряжаться» :
• развивать способность разумно расходовать деньги;
• расширить представление о деньгах, их ценности;
• экономические категории : прибыль, потребление, накопление;
• воспитание экономности, бережливости;
• чтение истории №9 «Как Миша учился деньги делить» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»;
• беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога;
• выполнение детьми практических заданий по теме.
2. «Чем лучше качество, тем дороже вещь» :
• закрепление понятий «дорогой», «дешевый»;
• помочь понять связь цены и качества товара;
• экономические категории : цена, качество товара, сорт товара, брак;
• воспитание уважения к труду людей;
• демонстрация детям товаров одного вида, но разного качества, сравнение товаров, диалог с детьми;
• игра «Экскурсия по группе», разговор о необходимости вещей разного сорта и разной стоимости.
3. «В гостях у сказки» :
• формировать понимание зависимости между качеством товара и его ценой;
• развивать у детей смекалку, сообразительность;
• знакомство с экономическими категориями : качество, цена, продажа, деньги;
• чтение русских народных сказок «Вкусный хлеб», «По копейке блестка»;
• диалог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы.
4. «Откуда у людей берутся деньги» :
• формирование представления о значении труда, как средстве заработка денег;
• воспитание положительного отношения к тем, кто добросовестно трудится;
• воспитание трудолюбия, старательности, стремления к справедливости;
• экономические категории : зарплата, профессия, труд;
• рассказ педагога о том, что все взрослые работают и получают зарплату, о необходимости иметь профессию;
• чтение грузинской сказки «Заработанный рубль», ответы детей на вопросы по сказке.
Декабрь
1. Практическое занятие:
• закрепление понятия необходимости труда как средстве зарабатывания денег;
• воспитание положительного отношения к тем, кто добросовестно трудится;
• воспитание трудолюбия, старательности, стремления к справедливости;
• диалог с детьми о разнообразии профессий, о том, как люди зарабатывают деньги в городе, в деревне.
2. «Бюджет семьи» :
• знакомство дошкольников с понятием «бюджет семьи»;
• знакомство с экономическими категории : бюджет, зарплата, пенсия, стипендия, детское пособие;
• рассказ педагога с использованием пособий;
• игра «Если бы я был (а) папой, мамой».
3. «В гостях у сказки» :
• формировать представление о том, что деньги, потраченные разумно, могут стать источником дохода, прибылью;
• воспитывать бережное отношение к деньгам, уважительное отношение к родителям;
• чтение китайской сказки «Новогодний подарок»;
• диалог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы.
4.«Что такое налоги и почему их надо платить» :
• знакомство с экономическими категориями : налог;
• формирование понятия «истинное богатство человека»;
• чтение истории №13 «Почему Миша платит налоги» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»;
• беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога.
Январь
1. Практическое занятие по теме «Бюджет» :
• закрепление понятия «бюджет семьи» через практическую деятельность;
• понимание связи между величиной бюджета и богатством семьи;
• рассуждения детей, ответы на вопросы.
2.«Бюджет моей семьи» (закрепление понятия) :
• закрепление понятий «бюджет семьи», «богатые-бедные», «династия»;
• понимание связи между величиной бюджета и богатством семьи;
• воспитание бережного отношения к деньгам, уважительного отношения к родителям;
• занятие проходит в виде активного диалога между педагогом и детьми, закрепление понятий, беседа, ответы на появившиеся вопросы.
3. Игра-занятие: «Бюджет семьи, доход, расход» :
• закрепление составляющих семейного бюджета: пенсия, зарплата, стипендия;
• углубление представлений детей о доходе, его динамике;
• представление о сущности расходов, показать их многообразие;
• воспитание уважительного отношения к людям, зарабатывающим деньги;
• уточнение имеющихся у детей знаний о том, из чего складывается бюджет семьи;
• игра «Семейный бюджет».
4. «В гостях у сказки» :
• формировать представление о рациональной трате денег при совершении покупок;
• развивать умение рассчитывать, предвидеть выгоду;
• воспитывать чувство сострадания к героям сказок, терпящим бедствия;
• чтение сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»;
• диалог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы.
Февраль
1. «Меценаты. Благотворительная деятельность» :
• знакомство детей с формами благотворительности;
• воспитание уважительного отношения к меценатам, спонсорам;
• формирование понятия «истинное богатство человека»;
• знакомство с экономическими категориями : богатство, благотворительность, щедрость, меценатство;
• рассказ воспитателя об известных русских меценатах, о спонсорах, которые в наше время помогают бедным и нуждающимся: сиротам, талантливым, но бедным детям, детским садам и школам;
• Диалог с детьми по рассказанному, ответы на вопросы.
2. «Благотворительность приносит не только добро, но и выгоду» :
• знакомство детей с формами благотворительности;
• воспитание уважительного отношения к меценатам, спонсорам;
• формирование понятия «истинное богатство человека»;
• знакомство с экономическими категориями : спонсор, благотворительность;
• чтение истории №15 «Праздник в Мишином магазине» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»;
• беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога;
• выполнение детьми практических заданий по теме.
3. Благотворительность. Практическое занятие:
• воспитание уважительного отношения к меценатам, спонсорам;
• формирование понятия «истинное богатство человека».
4. «В гостях у сказки» :
• формирование представления о разнообразии денежных знаков в определенной стране, понимание ценности денежных знаков в определенной стране;
• знакомство с экономическими категориями : монета настоящая (фальшивая, деньги, валюта, достоинство монеты;
• формирование социально-нравственного качества – стремление к справедливости;
• Чтение сказки Г. -Х. Андерсена «Серебряная монетка»;
• диалог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы.
Март
1. Игровое занятие:
научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка;
• дать понятие о накоплении денежных средств;
• воспитание бережного отношения к деньгам;
• игра «Купи другу подарок» (выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену); игра «Копилка» (выбрать монеты разного достоинства, чтобы они в сумме составляли: для первой копилки – 5 рублей, для второй - 10).
2. Музей денег:
• закрепление знаний о возникновении металлических денег, о валютах разных стран (презентация);
• воспитание интереса к истории других стран через культурное понятие «деньги»;
• стимулирование активности детей;
• обсуждение – что такое музей, для чего он нужен, что в нем хранится;
• рассматривание детьми выставки вместе с педагогом;
• беседа, активный диалог о деньгах, используемых в нашей стране и в других странах;
• игра «Назови какую-нибудь валюту».
3. Игровое занятие «Покупаем подарок бабушке - сказочнице»
• закрепление знаний детей о товаре и стоимости;
• закрепление навыков счета и знаний цифр;
• воспитание уважения к чужому труду;
• дети «едут» в гости к бабушке – сказочнице, предварительно идут в «магазин» и выбирают подарок, покупают его.
4. Занятие «Где? Что? Почем?» :
• в игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания : деньги, товар, покупатель, продавать, стоимость, знание о магазинах и их назначении;
• воспитывать у детей интерес к экономике, такие качества как экономность, рациональность;
• играют две команды, отвечают на вопросы и зарабатывают деньги, затем обе команды идут в «магазин игрушек», где на заработанные деньги дети «покупают» понравившиеся игрушки.
Апрель
1. Комплексное занятие «По одежке – протягивай ножки» :
• Закрепление полученных знаний в различных видах деятельности.
• Научить соотносить стоимость покупки с заработанными деньгами (желаемое и возможное).
• Воспитывать у детей желание качественно выполнять работу.
• Закрепить понятия: покупка, распродажа, дорого, дешево.
• Рассказ педагога о том, кто такие купцы, почему их так называют.
• Творческая деятельность детей (рисование изделий наподобие изделий гжельских мастеров, чтобы продать их купцам).
Май
1. Продажа «купцам» своих изделий (купцы – воспитатели, сотрудники детского сада). Детям дается установка на то, что с купцами можно торговаться, если им кажется, что цена изделия занижена. Дети получают «деньги», складывают их в свой кошелек
2. Игровое занятие:
В импровизированном магазине игрушек дети покупают понравившуюся игрушку. Задача ребенка – соотнести стоимость игрушки с заработанными деньгами (желаемое и возможное)
3. Практическое занятие:
Создание игровых ситуаций для решения задач морального плана : купить вскладчину игрушку для детей всей группы; купить подарок няне на день рождения.
Примеры народной мудрости (пословиц, поговорок, сказок) :
«Труд и продукт (товар)»
- Басня И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», сказка Ш. Перро «Золушка», народная сказка «По щучьему велению», народная сказка «Морозко», сказки К. И. Чуковского «Телефон», «Федорино горе», сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», народная сказка «Репка».
- Пословицы и поговорки: «Терпение и труд все перетрут», «Дело мастера боится», «Без работы день годом кажется», «Какие труды, такие и плоды», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда!», «Береженая посуда два века стоит», «Не зарься на чужое, свое береги», «Деньги и цена (стоимость)».
- Сказка К. И. Чуковского «Муха-цокотуха», сказка А. Н. Толстого «Золотой ключик», сказка Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», сказка Г. Х. Андерсена «Дюймовочка».
- Пословицы и поговорки: «Время - деньги», «Без копейки рубля нет», «Без хозяина деньги - черепки», «Деньги к деньгам льнут», «Ближняя копеечка дороже дальнего рубля», «Реклама».
- Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах», сказка Г. Х. Андерсена «Новое платье короля», сказка С. В. Михалкова «Как старик корову продавал».
Список литературы для детей и родителей :
Кнышова Л. В., Меньшикова О. И., Попова Т. Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом. М. : Педагогика-Пресс, 1996.
Пословицы и поговорки о труде, о деньгах, цене, о купле-продаже товара, о бережливости, о богатстве и бедности, о лени, о жадности и зависти, о смекалке.
Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006.
Успенский Э., Агрон И. Бизнес крокодила Гены. М., 1993.