Наталья Третьяк
Конспект занятия «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закреплять и расширять знания детей о сезонных изменениях в живой природе.
Задачи:
Образовательные:
путем сложения основ;
- закреплять умение образовывать сложноподчиненные предложения;
- закрепить представления детей о перелетных птицах : внешний вид, об особенностях отлёта перелётных птиц.
- закреплять умение образовывать сложные слова
Публикация «Конспект занятия „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- совершенствовать грамматический строй речи;
Развивающие:
- развитие интереса к представителям живой природы;
- развитие связной речи детей в процессе ответов на вопросы и составлении предложений;
- пополнять активный и пассивный словарь детей с помощью ввода новых слов и понятий.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга;
Оборудование: Использование интерактивного оборудования, демонстрационные картинки с изображением перелётных птиц. мяч, голоса птиц (аудиозапись), аудиосообщение.
ХОД:
Звучит музыка (Осень)
Воспитатель: Ребята как вы думаете о каком времени года эта мелодия?
Ответы детей.
Воспитатель: А, как вы догадались?
Воспитатель: Какая еще по характеру эта мелодия?
Воспитатель: Ребята эта мелодия так и называется Осень. Какие еще вы знаете приметы осени?
Все признаки осени назвали?
Звучит сигнал смс сообщения на телефоне.
Воспитатель: ребята нам пришло сообщение вам интересно от кого оно? И что в этом сообщении. Я предлагаю вам его прослушать.
(сообщение от Незнайки)
Здравствуйте ребята, я Незнайка, сегодня я гулял по парку и увидел птиц, не понимаю почему они еще не улетели на юг. Не чего не понимаю, по можете мне разобраться?
Воспитатель: Ребята почему так происходит птицы, которые должны были улететь еще не улетели?
Ответы детей: (не успели, решили остаться)
Воспитатель: ребята давайте поможем Незнайке разобраться в этой ситуации почему птицы не улетели на юг. Сможем Незнайке разобраться?
Ответы детей.
Воспитатель: присаживайтесь пожалуйста.
Воспитатель: ребята посмотрите на картинки и скажите, чем птицы различаются?
Ответы детей:(оперением, размером, хвостами, названиями)
Воспитатель: давайте назовем птиц?
Ответы детей: (ласточка, кукушка, грач, утка)
Воспитатель: скажите пожалуйста, что у них общего?
Ответы детей (все эти птицы улетают на юг)
Воспитатель: как называются птицы, которые улетают на юг.
Ответы детей: (перелетные птицы)
Воспитатель: каких еще вы знаете перелетных птиц?
Ответы детей (журавль, скворец и т. д.)
Воспитатель: ребята посмотрите на картинку, скажите, как она называется?
Дети: ласточка.
Воспитатель: опишите ее?
Ответы детей.
Воспитатель: если у ласточки белая грудь, как она называется?
Ответы детей (белогрудая, описывают ласточку по желанию.
Воспитатель: какие крылья, (Длиннокрылая, длиннохвостая)
Воспитатель: ребята что вы знаете о ласточке? Какая она?
Ответы детей.
Воспитатель: дети из чего ласточка делает себе гнезда? Где чаще всего мы можем их увидеть?
Ответы детей.
Воспитатель: ребята вы встречали ласточек на земле?
Ответы детей.
Воспитатель: ласточек на земле мы можем видеть очень редко, потому что их лапки не приспособлены для ходьбы потому что они очень тоненькие у них. Посмотрите, что делает ласточка?
Ответы детей: (кушает) охотится на насекомых.
Воспитатель: чем питается ласточка?
Ответы детей:
Воспитатель: как мы называем птиц, которые питаются насекомыми?
Ответы детей: насекомоядные.
Воспитатель: какими насекомыми?
Ответы детей:
Воспитатель: насекомыми которые летают в воздухе, поэтому мы очень редко можем видеть их на земле.
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, что происходит с летающими насекомыми осенью?
Ответы детей: (прячутся, и т. д.)
Воспитатель: ребята какой мы можем сделать вывод, когда улетают ласточки?
Ответы детей (когда прячутся летающие насекомые)
Воспитатель: ласточка улетает с первыми холодами, как только исчезают летающие насекомые. Первая из перелетных птиц.
Воспитатель: обратите внимание еще на одну птицу. Кто знает, как она называется
Ответы детей (кукушка)
Воспитатель: кто ее опишет? Какая она?
Ответы детей? (пестрая)
Воспитатель: что вы знаете о кукушке?
Ответы детей (подкладывает яйца в чужие гнезда)
Воспитатель: ребята чем питается кукушка кто знает?
Ответы детей (мохнатыми гусеницами)
Воспитатель: правильно, а как вы думаете, чем питаются мохнатые гусеницы?
Ответы детей (зелеными листьями, личинками)
Воспитатель: ребята как вы думаете, когда пропадут мохнатые гусеницы?
Ответы детей?
Воспитатель: какой мы можем сделать вывод, когда улетают кукушки?
Ответы детей: (кукушка улетит в след за ласточкой)
Физ. минутка
Пальчиковая игра «Перелетные птицы»
Тили-тели, тили-тели,
На юг птицы улетели!
(скрестить большие пальцы, помахать ладошками)
Улетели скворушка –
Серенькое перышко. (поочередно сгибать пальцы на обеих руках)
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж
– (скрестив большие пальцы, помахать ладошками)
На юг птицы улетели
И затихли птичьи трели.
(большие пальцы соединять с остальными – птица поет)
Воспитатель: присаживайтесь посмотрите на картинку какая птица изображена?
Ответы детей:(грач)
Воспитатель: что делает грач?
Ответы детей (он клюет)
Воспитатель: кого он клюет? Где находит себе еду?
Ответы детей: (червей, личинок, семена)
Воспитатель: с помощью чего добывает себе еду грач?
Ответы детей (клюва)
Воспитатель: ребята у грача острый клюв, как одним словом сказать грач какой?
Ответы детей: (остроклювый)
Воспитатель: для чего нужен такой острый клюв?
Ответы детей: (для добычи еды из земли, т. п)
Воспитатель: что происходит с землей при первых заморозках?
Ответы детей:
Воспитатель: вывод поздней осенью земля замерзнет, грач улетит поздней осенью.
Дидактическая игра «У кого кто?»
Д/и «Кого выводят птицы?» или «У кого кто?»
Цель: формирование представлений детей называть птенцов перелетных птиц
Журавля – журавлят
Грача – грачат
Скворца - скворчонок
Гуся - гусенок
Кукушки- кукушенок
Утки - утенок
Соловья –соловьенок
Ласточки…- ластушенок. (новое слово)
Воспитатель: стать в круг.
Воспитатель: дети каких птиц мы с вами уже рассмотрели?
Ответы детей:
Воспитатель: чем питаются эти птицы? Как их мы можем назвать одним словом? (насекомоядные) Кто из этих птиц улетает первыми?
Воспитатель: посмотрите на картинку, как называется эта птица?
Ответы детей: (утка)
Воспитатель: опишите ее? Какие лапки у нее? где она обитает? Чем отличается утка от других птиц?
Воспитатель: чем питается утка?
Ответы детей:
Воспитатель: как вы думаете, как называются птицы, которые умеют плавать в воде?
Ответы детей: (водоплавающие)
Воспитатель: слово состоит из двух слов вода и плавающие.
Воспитатель: вы сказали, что утка питается рыбой, где находится их пища?
Ответы детей:
Воспитатель: как вы думаете, что происходит с озерами и реками поздней осенью?
Ответы детей:
Воспитатель: какой мы можем сделать вывод, когда улетают утки?
Ответы детей:
Воспитатель: когда птицы улетают они прощаются с нами, они поют свои песенки, сейчас вы послушаете голоса и отгадаете кто поет.
Голоса птиц (соловей)
Воспитатель: на что похож голос соловья? (певчая птичка, на мелодию)
Воспитатель: следующая птичка? (утка)
Воспитатель: что делает утка?
Ответы детей: крякакает
Воспитатель: чей голос? (ласточка)
Воспитатель: как ласточка голос подает?
Ответы детей:(если затруднятся сказать)
Воспитатель: ласточка щебечет, новое для вас слово.
Воспитатель: чей голос (кукушка, как голос подает? Кукует.
Воспитатель: следующая птичка (журавль). Как голос подает? Курлыкает (новое слово)
Воспитатель: предлагаю составить небольшие описательные рассказы по схеме. Давайте вспомним последовательность схемы: первый пункт кто это? Второй пункт какой цвет? 3 и т. д.
Ответы детей.
Воспитатель: ребята давайте вспомним с каким вопросом обратился Незнайка к нам?
Ответы детей:
Воспитатель: давайте сделаем вывод от чего зависит отлет птиц?
Ответы детей:(от пищи)
Воспитатель: давайте вспомним кто первыми улетают – насекомоядные, какие птицы улетают последними- водоплавающие.
Воспитатель: ребята давайте представим, что мы построили птицам теплые домики и они остались с нами и не улетели в теплые края, что бы произошло?
Ответы детей.
Воспитатель: как вы думаете мы смогли помочь Незнайке? Вам понравилось наше занятие? Что вы узнали нового?
Литература:
Алексеева М. М. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. - М. : Академия, 2000.- 159 с.
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозайка- Синтез, 2000.- 272 с.
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества/ Сост. С. Г. Бочаров, прим. С. С. Аверинцев. М. : Искусство, 2003.- 423 с.
Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. - М. : Просвещение, 2002.