Галина Грабина
Конспект занятия «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели.
Обобщение представлений о периодах осени и изменениях в природе поздней осенью. Систематизация знаний о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни. Уточнение и активизация словаря по теме «Перелетные птицы (птица, лебедь, журавль, утка, гусь, ласточка, стриж, кукушка, грач, скворец; летать, зимовать, собираться, курлыкать, тосковать, возвращаться: перелетный, водоплавающий, пернатый). Совершенствование навыка рассказывания по картине. Формирование целостного представления об изображении на картине. Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных). Совершенствование навыка анализа предложений. Автоматизация произношения сонорных звуков в предложении. Совершенствование фонематических представлений (дифференциация сонорных звуков в словах).
Публикация «Конспект занятия „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Коррекционно - развивающие цели. Развитие связной речи, слухового и зрительного внимания и восприятия, мышления и памяти, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации движений.
Воспитательные цели. Воспитание самостоятельности, инициативно, ответственности, любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Мольберт, картинки с изображением перелетных птиц, резиновый мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед встречает детей в кабинете, организует приветствие, предлагает занять места за столом. Отгадайте загадки.
Птицы стаями летят. Грустно. Дождь и листопад. Ветер тучи в небе носит. Потому что это (Осень).
Кто без нот и без свирели Лучше всех заводит трели. Голосистее, нежней? Кто же это? (Соловей)
Он самый хороший певец из всех перелетных птиц.
Вдоль по речке, по водице. Плывет лодок вереница. Впереди корабль идет. За собою всех ведет.
(Утка с утятами). Утка большая и по форме похожа на корабль, а утята маленькие, их можно сравнить с лодочками.
У меня ходули — Не страшит болото. Лягушат найду ли — Вот моя забота. (Цапля).
цапля. У нее длинные ноги, похожие на ходули. Она питается лягушками.
Логопед. Верно. И сегодня мы продолжим разговор об осени, поговорим о том, что происходит осенью в жизни птиц, рассмотрим картину «Отлет птиц» .Рассматривание картины «Отлет птиц» и беседа по ней. Логопед помещает на мольберт картину «Отлет птиц» и организует беседу по ней.
Логопед. Кого вы видите на картине?
Дети. Мы видим перелетных птиц.
Логопед. Что они делают?
Дети. Они готовятся к отлету в теплые края.
Логопед. Где они собираются в стаи?
Дети. Они собираются в стаи на лесном озере.
Логопед. Каких птиц вы видите на переднем плане?
Дети. Мы видим на переднем плане белых лебедей и несколько маленьких куликов.
Логопед. Какие птицы собрались у самой воды?
Д е т и. У самой воды собрались журавли.
Логопед. Кого вы видите вдалеке на воде?
Дети. По озеру плавают утки.
Логопед. Стаи каких птиц поднялись высоко в осеннее небо?
Дети. Высоко в небе летят стаи лебедей и журавлей. Птицы прощаются с озером и лесом.
Отлет птиц.
Наступила поздняя осень. Лес стоит голый, темный. Трава пожелтела и засохла. Небо покрыто тучами. Идет холодный моросящий дождь. Дует порывистый ветер. Вода в озере стала холодной.
Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету в теплые края.
На переднем плане картины мы видим белых лебедей и маленьких куликов. У самой воды собрались журавли. По озеру плавают утки. Высоко в небо поднялись стаи лебедей и журавлей. Птицы прощаются с озером и лесом.
Физминутка. «Лебеди учатся летать».
По предложению логопеда дети встают и делают знакомое упражнение. Они поднимают руки, разводят их в стороны и выполняют взмахи руками, двигаясь по кругу с высоким подниманием колена. По команде логопеда дети заканчивают выполнение упражнения.
Игра с мячом «Чей? Чья? Чье?»
Логопед предлагает детям образовать круг и берет в руки мяч.
Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, вы ловите мяч и отвечаете на него.
Шея лебедя — чья шея? Лебединая шея.
Ноги журавля — чьи ноги? Журавлиные ноги.
Клюв утки — чей клюв? Утиный клюв.
Крыло гуся — чье крыло? Гусиное крыло.
Игра «У кого кто?»
Логопед просит детей встать в круг и берет в руки мяч. Давайте вспомним в игре с мячом, как называются птенцы других перелетных птиц.
У скворца — скворчата.
У грача — грачата.
У гуся — гусята.
У утки — утята.
У ласточки — ласточата.
У журавля - журавлята.
Пальчиковая гимнастика «Птички».
Эта птичка — соловей, Эта птичка — воробей, Эта птичка — совушка, сонная головушка.
Эта птичка — свиристель, Эта птичка — коростель, Эта птичка — злой орлан.
Птички, птички, по домам!
Игра «Найди место».
Найдите место для каждой из птиц и расскажите о том, где она находится. Отметьте, какие предлоги есть в вашем предложении.
Лебедь плавает по озеру. Предлог по.
Журавль стоит в воде около берега. Предлог в.
Ласточка поднялась высоко в небо. Предлог в.
Грач сидит на березе. Предлог на.
Утка сидит в гнезде в камышах. В этом предложении два предлога в.
Кулик ходит по берегу возле воды. Предлог по.
. Скворец сидит возле скворечника на рябине. Предлог на.
Кукушка сидит в кусте орешника. Предлог в.
Упражнение «Кто чем питается?»
Рассмотрите картинки и составьте предложения о том, чем питаются изображенные на них птицы.
Ласточка ловит мелких насекомых.
Цапля питается лягушками.
Грач ищет земляных червей.
Скворец собирает гусениц с листьев березы.
Игра «Улетает — не улетает».
Логопед называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвечает — улетает она на зиму или нет.
Игра «Кто как голос подает».
Кукушка – кукует, ласточка – щебечет, скворец – поет, журавль – курлыкает,
утка – крякает, гусь – гогочет, ворона - каркает.
Окончание занятия подведение итогов по изуче