Лариса Казанцева
Пение как одно из средств коррекции заикания
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе концепции интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране в соответствии с ФГОС. В современной практике дошкольного образования наблюдается то, что детей имеющих общее недоразвитие речи с каждым годом становиться все больше.
У детей с различными нарушениями речи имеются существенные отклонения от нормы в речевом, психомоторном развитии. Могут отмечаться не сформированность мелкой и артикуляторной моторики, слухоречевого ритма, нарушены статистическая и динамическая координация движений, переключаемость движений, темп, ритм.
Публикация «Пение как одно из средств коррекции заикания» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Работая в детском саду, я столкнулась с проблемой, которая не дала мне покоя. Я занимаюсь с вокальной группой детей с 4 лет. Развивая музыкальные способности у детей, я обращала внимание на коррекционную работу в речи. Кто-то из воспитанников не выговаривал звуки, буквы, кто-то был замкнутым, а кто-то не слышал ритм и темп, кому-то довались движение и пение очень сложно. Но вдруг одна из девочек начала заикаться.
Конечно же, это меня насторожила, я стала искать причину, и как это можно исправить.
Заикание или, по медицинской терминологии, логоневроз — это дефект речевой сферы, обусловленный отклонением в работе центральной нервной системы.
Речь при заикании становится неровной, скачкообразной, сопровождается судорожными заминками и многократными повторениями отдельных звуков.
При логоневрозе у детей наблюдаются следующие симптомы:
прерывистая речь с пролонгацией звуков и слогов (м-м-м-машина, ма-ма-машина, либо с вынужденными паузами (м….ашина);
тревога, беспокойство, напряженность перед речью;
безотчетные движения, например, частое моргание, гримасы на лице, как попытка преодолеть заикание;
прерывистое дыхание со слишком глубоким вдохом либо учащенное от волнения.
Слаженная работа органов речевого аппарата, дыхательной системы и голоса дает сбой и нарушается плавность речи.
Как понять, что ребенок заикается?
Натянутость на лице, сбивчивое дыхание, напряженный голос и стресс от общения. Если напряжения нет, а есть просто запинки в речи из-за желания озвучить все и сразу, то волноваться не стоит.
Почему ребенок стал заикаться?
Причинами этого могут быть:
эмоциональные и информационные перегрузки;
перенесенные болезни и осложнения после них;
подражание заикающимся близким;
врожденная слабость органов артикуляции;
наследственность;
травмы при родах;
тяжелые инфекционные заболевания;
органические нарушения в работе головного мозга.
Заикание чаще всего проявляется в дошкольном возрасте от 2 до 6 лет, т. е. есть в момент становления речи. У заикающихся детей нарушено чувство ритма и темпа, при движениях излишнее напряжение мышечного тонуса. Появление заикания резко сужает коммуникативные возможности.
Традиционные методы «борьбы» с заиканием построены на том, чтобы научить ребёнка правильно пользоваться дыханием, свободно говорить и общаться.
Ребё нок получает специальные инструкции: «Вдохни. Задержи дыхание. Теперь выдыхай и говори — медленно, плавно, спокойно».
Практический опыт психокоррекционной работы средствами музыкального искусства, в частности пения, показывает её большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми, имеющими заикание.
Психологический аспект воздействия музыки, пения на заикающегося ребёнка связан, прежде всего, с коррекцией нарушений эмоционально-личностной сферы детей, где важное место занимают коммуникативная сфера, расширение социального опыта детей, умения адекватно общаться, взаимодействовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Вокальное и хоровое пение, испокон веков использовали для лечения физических и душевных недугов, а также, заикания.
Пение это - работа со звуком (высотой, долготой, силой, ритмом, дыханием, интервалами, эмоционально-выразительное, образное насыщение песни не только приводит к лечебному эффекту заикания, но и формирует, корректирует личность человека, повышает иммунитет к стрессам.
Научившись вокальному пению, человек получает снятия внутреннего напряжения и самовыражения. Ведь доказано, что речь заикающихся, поддержанная внешне заданным ритмом - стихотворением, песней - получает в нем опору и восстанавливает равновесие, то есть, заикание исчезает.
Используются четыре формы организации музыкальной деятельности детей имеющих заикание : музыкальные занятия, праздники и развлечения, музыка в повседневной жизни, самостоятельная музыкальная деятельность детей. Помимо перечисленных используются и такие формы, как логоритмика, игротерапия.
Безусловно, это специальные методики, направленные на коррекцию психических процессов и свойств личности, двигательного аппарата, ряда речевых недостатков, но все они связаны с разными видами музыкальной деятельности детей: слушанием, пением, игрой на музыкально-шумовых инструментах, ритмическими движениями.
Музыкальные занятия с проблемами заикания проводятся три раза в неделю. На каждом занятии воспитывается желание услышать, понять, сделать. В работе используются разные виды занятий:
традиционное, где решаются задачи с использованием разных видов музыкальной деятельности;
доминантное - на протяжении всего занятия ведется работа над решением задач по одному виду музыкальной деятельности;
тематическое - все используемые на занятии виды музыкальной деятельности подчинены одной теме, например теме «Зима»;
комплексное - где одна тема раскрывается с помощью различных видов деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованной и ручного труда.
Положительный результат в исправлении заикания у детей полностью зависит от богатства и разнообразия методов и приемов, используемых на музыкальных занятиях. Методы обучения и воспитания заикающихся детей применяются в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями.
Положительная мотивация певческой деятельности обеспечивается такими методами и приемами, как:
показ готового образца (исполнение песни);
использование занимательных вокально-хоровых, артикуляционных упражнений;
применение игровых ситуаций;
создание «ситуаций успеха», эмоционально-положительных переживаний, метод приучения, поощрения, убеждения;
использование специального оборудования и различных материалов для занятий музыкальной деятельностью (музыкальных игрушек и инструментов, дидактических пособий, элементов театральных костюмов, различных атрибутов, ТСО;
наблюдение культурно-досуговых мероприятий и участие в них.
Создание ситуаций успеха особенно важно в работе с заикающимися детьми, т. к. ощущение успеха рождается, когда ребёнок с помощью взрослого или самостоятельно преодолевает робость, неуверенность, страх, затруднение, пассивность, прикладывая к этому усилия.
В начале обучения дошкольников пению определяется диапазон голоса каждого ребёнка, умение правильно управлять вдохом и выдохом в пении, одновременно проверяется слух, память и чувство ритма, которые развиваются в процессе певческой деятельности.
Упражнения для работы над дыханием, голосом и артикуляцией проводятся в комплексе, поскольку эти три компонента речевой деятельности очень тесно связаны между собой.
Прежде чем научиться правильно петь, необходимо научиться правильно дышать, поэтому дыханию в работе с заикающимися детьми на музыкальных занятиях уделяется большое внимание.
Работа начинается с упражнений в глубоком дыхании.
Объясняется и показывается, как делать вдох глубоко, не спеша, задержать ограниченное время воздух, а затем начинать медленно выдыхать через рот, как бы дуя на блюдечко, в котором находится горячий чай. Все движения делаются ритмично, под счет: на «раз, два» делается вдох, на «три» дыхание задерживается, затем на «раз, два, три» делается выдох.
Обязательно наблюдаем, чтобы процесс глубокого дыхания проходил при полном спокойствии и равномерности вдоха и выдоха не только во время пения, но и речи.
Иногда предлагаем детям перед вступлением «понюхать цветок» и сразу начать петь, «сдуть пушинку», «задуть свечу».
Постепенно дети овладевают глубоким дыханием и ощущением опоры звука. Приучали детей брать дыхание организованно, всем вместе, перед началом пения, при окончании музыкальных фраз, на паузах и т. д., используя дирижерский жест. Объясняли и показывали, как взятое дыхание в распеваниях «расходовать» планомерно, брать его глубоко или поверхностно, в зависимости от темпа и характера музыкального произведения.
Первоначально детям предлагались песни с небольшими музыкальными фразами, постепенно протяжённость музыкальных фраз увеличивалась. Затем перейти к упражнениям на развитие дыхания, связанного с певческим и речевым звуком. Пропевали мелодии песен на одном гласном звуке, цепочкой гласных звуков в последовательности А, О, У, И, Э. Пели слоговые дорожки, в которые входят согласные, не вызывающие затруднений у детей М, Д, Т, П. Как вариант распевания, использовали пропевание с детьми своего имени, начиная с верхнего звука и заканчивая нижним, сопровождая пение движением руки сверху вниз (Оль-га-Ни-ко-ла-ев-на). Это очень удобно, потому что песенка начинается с сильной доли, при этом идет работа и над дыханием, и над дикцией, и над волевыми чертами характера при самостоятельном исполнении собственного варианта песенки. Такие игровые упражнения детям нравится, они в простой мере закрепляют навыки правильного дыхания.
Работая над дикцией, разъясняли смысловое значение слов. Проговаривали слова, хорошо артикулируя, добиваясь от детей четкого произношения звуков в разных темпах, начиная с очень медленного. Пели с голоса a’capella. Это позволяло детям следить за правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни. Играли в игру «Угадай-ка?» - детям нравится отгадывать слова или фразы знакомых песен, попевок, которые проговариваются одними губами. Этот прием мобилизует внимание детей и побуждает их к более четкому произношению слов. Помогает и показ взрослых, а особенно - показ теми детьми, кто уже научился это делать. Затем все спетое дублируется в сопровождении мелодии. В работу включали дидактические задания на развитие музыкально-слуховых представлений.
Не меньшее значение в певческой работе по коррекции заикания имеет место развитие ритмических навыков. Отхлопывали, отстукивали, притопывали ритмический рисунок слов, фраз, попевок, вступлений к песням, в проигрышах песен. Использовали деревянные палочки, матрешки, птички, металлофон, ксилофон. Учили детей выделять, на примере несложных песенок, попевок долгие и короткие звуки, включая двигательный анализатор.
У заикающихся детей наблюдается большое напряжение мышечного тонуса или слабость его, плохая координация движений. С целью коррекции этих нарушений использовали игры с пением – хороводы и игры-инсценировки. В них широко используются плясовые, хороводные мелодии с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой. В этих играх у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений – с характером музыкального сопровождения. Воспитание указанных умений положительно влияет на речь. Игры с пением развивают у детей произвольное поведение, нормализуют переключаемость процессов возбуждения и особенно торможения, поскольку движение организуется в соответствии с музыкой во времени и в пространстве.
И еще на один прием координации слуха и пения хочется обратить внимание. Предлагали детям слегка прикрыть пальчиком слуховой канал одного уха. В этом случае он будет хорошо слышать свое исполнение, а открытое ухо позволяет слышать музыкальное сопровождение и пение других. От таких заданий дети становятся внимательными и более точны в интонировании мелодии. Лучше слышат себя.
Итогом проделанной работы в детском саду является то, что в процессе певческой деятельности у заикающихся детей нормализуется дыхание, снимается мышечный зажим, ребенок раскрепощается, заикание исчезает, облегчается процесс коммуникации, как со сверстниками так и со взрослыми.
Для повышение качества профилактической работы для родителей (законных представителей) были сделаны буклеты и папка передвижка.